Цель выступления:
познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка у младших школьников.
Задача:
Показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.
Современному обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности.
Недостаточный уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию.
Актуальность развития функциональной грамотности обоснована ещё и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации её не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача
«формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».
Так же, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования
«… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Какими качествами должен обладать ученик начальной школы?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.».
(по А.А. Леонтьеву)
Приём «Лови ошибку»
Спишите, исправив ошибки.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!
Спишите, исправив ошибки.
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Приём «Удивляй!» и «Яркое пятно»
Урок русского языка 1 класс «Звуки и буквы»
Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зелёные, а иногда и сине-зелёные вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
Одни в группу сестры, вторые - брата.
Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?
Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры,
а брата?
Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
Приём « Да - Нет»
На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это самостоятельная часть речи? - да;
Она обозначает признак предмета? – нет;
Эта часть речи склоняется? – да;
Это самая многочисленная часть речи? – да.
Ребята делают вывод, что это существительное.
Приём «Ложная альтернатива»
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Что растет не берёзе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - котёнок или цыплёнок?
Столица России - Париж или Минск?
Какие звери живут в Африке –
мамонты или динозавры?
Приём «Рюкзак»
Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило.
Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.
3.Учите детей учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.