Актуальность темы и обоснование проблемы
Повышенное внимание к проблемам качества образования в связи со сложившейся социально – экономической ситуацией в обществе и экономике.
Образовательный процесс должен быть направлен на выполнение социального заказа: формирование творческой социально-адаптированной личности.
Творческая активность личности формируется и развивается в процессе творческой деятельности.
Аспект целенаправленного обеспечения продвижения школьников в развитии креативных способностей в образовательном процессе освещен недостаточно.
ПРОТИВОРЕЧИЯ между:
потребностями общества в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно, качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности;
социальной значимостью развития креативных способностей школьников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения для организации творческой деятельности учащихся;
повышением требований к уровню знаний, которыми должен обладать выпускник, и существующей организацией образовательного процесса обучения, не обеспечивающей необходимого уровня развития креативных способностей учащихся.
Проблема
Какие педагогические условия
наиболее эффективно обеспечивают
высокий уровень развития креативных
способностей учащихся
в образовательном процессе.
ЦЕЛЬ: разработать систему творческих заданий,
ориентированную на повышение уровня развития креативности учащихся.
ОБЪЕКТ: образовательный процесс, направленный на развитие креативных способностей учащихся средствами системы творческих заданий.
ПРЕДМЕТ: педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие креативности учащихся средствами системы творческих заданий.
ГИПОТЕЗА: созданная система творческих заданий будет способствовать эффективному развитию креативности учащихся, если:
выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного использования системы творческих заданий (диагностика уровня развития креативных способностей учащихся, организация умственной деятельности учащихся на основе системы творческих заданий, создание благоприятного климата в детском коллективе для развития духа творчества);
процесс совместной творческой деятельности педагога и учащихся осуществляется непрерывно и направлен на развитие креативности учащихся.
ЗАДАЧИ:
Изучить и проанализировать проблему развития креативности учащихся в педагогической теории и практике.
Спроектировать модель развития креативных способностей учащихся.
Разработать и реализовать систему творческих заданий, ориентированную на повышение уровня креативности учащихся.
Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие креативности учащихся средствами системы творческих заданий.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Можно предположить,
что реализация системы специальных творческих заданий, ориентированных на познание, созидание, преобразование, обеспечит повышение уровня развития креативности учащихся.
В школе и вузе учащиеся сталкиваются
в основном с «закрытыми» задачами,
на производстве и в быту - с «открытыми».
Противоречие это наболело,
и время его решения наступает.
Очередной шаг за школой…
Откроем клетку?
Компоненты | Содержательная характеристика компонентов |
Задачи | 1.Проанализировать проблему развития креативных способностей школьников в педагогической теории и практике. |
Ведущие методы | Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдение за учебно-воспитательным процессом. |
Предполагаемый результат | Осмысление педагогических условий развития креативных способностей учащихся на основе использования системы творческих заданий. |
Информационно-аналитический
(январь 2010-январь 2011г. г.)
Компоненты | Содержательная характеристика компонентов |
Задачи | 1.Определить пути и формы работы по проблеме. |
Ведущие методы | Реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование системы творческих заданий. |
Предполагаемый результат | Качественный и количественный анализ результатов использования системы творческих заданий в обучении школьников, систематизация и обобщение полученных данных. |
Конструктивный (январь 2011 – май 2012 г.г.)
Компоненты | Содержательная характеристика компонентов |
Задачи | Определить эффективность работы на каждом этапе реализации проекта. |
Ведущие методы | Метод рефлексивного наблюдения, анкетирование, статистические методы обработки результатов, качественная интерпретация полученных данных. |
Предполагаемый результат | Система творческих заданий, ориентированная на развитие креативности учащихся. |
Итоговый (май 2012 – декабрь 2012 г.г.)
Компоненты | Содержательная характеристика компонентов |
Задачи | 1.Дать качественную оценку проекту, его образовательной и социальной значимости. |
Ведущие методы | Сравнительно-сопоставительный анализ эффективности реализации системы творческих заданий. |
Предполагаемый результат | Создание рекомендаций для учителей по организации умственной деятельности учащихся по развитию креативности на основе системы творческих заданий. |
Оценочно-рефлексивный(январь 2013 – май 2013 г.г.)
Информационно-аналитический (январь 2010 – январь 2011г.г.)
На первом этапе осуществлялось
теоретическое и практическое ознакомление с
проблемой развития креативных способностей
учащихся, изучалась степень научной разработанности этой проблемы; определялись основные противоречия, возникающие между значимостью развития креативных способностей учащихся и недостаточной разработанностью
научно-методического обеспечения для организации
творческой деятельности учащихся;
осуществлялись выработка гипотезы,
постановка цели и задач проекта;
был накоплен эмпирический материал;
спроектирована модель развития
креативных способностей учащихся на основе
использования системы творческих заданий.
Деятельность педагога заключается в том,
чтобы научить ребёнка :
удивляться всему
( будто видишь всё в первый раз);
видеть, слышать, ощущать (удивившись,
начинаешь присматриваться, вслушиваться);
мечтать (фантазия – основа, соединяющая
самые разные понятия в удивительное целое).
Ребёнку, чтобы стать творцом,
необходимо научиться:
владеть техникой творчества;
создавать законченную вещь.
Творческое задание - это
вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.
Место творческих заданий
в целостном педагогическом процессе:
организация выполнения творческих заданий должна соответствовать основным целям и задачам обучения;
творческие задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности учащихся на уроке;
необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности;
необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и влияние переходного периода на развитие воображения;
работа по выполнению творческих заданий на уроке математики может быть
различной длительности по времени (от 5 минут до 45 минут);
отличительной и главной чертой творческих заданий на уроке должен являться уровень новизны, также актуализация прошлого опыта;
творческие задания позволяют самим ученикам дифференцированно подходить к их выполнению в соответствии со своими умениями и навыками;
на первоначальном этапе применения творческих заданий учитывать желание учащихся, их мотивы;
оценка выполнения творческих заданий должна носить позитивный характер.
Модель развития креативных способностей учащихся
Цель:
развитие креативных способностей учащихся
на основе использования системы
творческих заданий.
Принципы:
системность, непрерывность, вариативность
Содержание:
традиционная и инновационная формы обучения,
внеклассная работа и исследовательская
деятельность
Мотивационно-ориентировочный этап
Рефлексивно-оценочный этап
Операционально-исполнительский этап
Педагогические условия
Благоприятный климат в детском коллективе для развития духа творчества
Проектирование в учебном процессе ситуаций, позволяющих развивать внимание, память, логическое мышление
Организация умственной деятельности учащихся на основе использования системы творческих заданий
Организация внеклассной работы по развитию креативных способностей учащихся
Критерии и показатели
Результат деятельности
Если Вы согласны с тем, что:
будущее государства – в качественном образовании каждого ребенка сегодня;
массовая школа должна давать качественное образование;
развитие творческого потенциала ученика возможно только при непосредственном включении его в творческую деятельность;
каждый ребенок достоин хорошего образования;
образовательный процесс должен базироваться на лучшем опыте традиционного обучения и быть инновационным, то
приглашаем Вас к сотрудничеству!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.