«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.»
А.Н.Колмогоров
Готовы ли школьники к проектно-исследовательской деятельности?
Отечественные психологи и педагоги (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.В. Левитес,В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б.Эльконин): готовность обусловлена позицией педагога.
Если:
Создание личностно-ориентированного педагогического пространства;
Преобладает демократический стиль общения;
Преобладают диалоговые формы взаимодействия с детьми.
Сформированность коммуникативных умений (ФГОС)
Умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации дефицита информации или способов действий);
Умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
Умение выражать свою точку зрения ( понятно для всех формулировать своё мнение, аргументированно его доказывать);
Умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Отличие (А.И.Савенкова)
Проект
Специально организованный учителем или самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий,
завершающихся созданием продукта
и его представлением (устная или письменная презентация)
Исследование
Специально организованный учителем или самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий,
не предполагает создание какого-нибудь заранее планируемого объекта
и его представлением (устная или письменная презентация)
Исследование – бескорыстный поиск истины или неизвестного, выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку
Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Гипотезы может не быть (нет исследования в процессе проекта, нет гипотезы
Этапы :
Проект
- определение темы, цели, поиск и анализ проблемы, выбор названия проекта;
- составление плана, сбор и изучение информации, определение формы продукта, распределение обязанностей;
-выполнение, внесение изменений;
- подготовка и защита презентации;
- анализ результатов, оценка качества.
Исследование
- формулирование проблемы, актуальность;
- постановка цели и задач;
- определение объекта и предмета исследования;
- выбор метода( методики);
- описание процесса исследования;
- обсуждение результатов;
- формулирование выводов и оценка полученных результатов
2.Информационно-операционный
Ученики: собирают материал, работают с литературой, другими источниками, выполняют проект
Учитель: координирует, поддерживает, сам является информационным источником
3.Рефлексивно-оценочный
Ученики: представляют проекты и исследования, участвуя в коллективном обсуждении, осуществляют самооценку.
Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности
- Деловая игра;- Демонстрация видеофильма;- Воплощение ( в роль человека, одушевлённого существа ил и неодушевлённого предмета);- Диалог исторических или литературных персонажей;- Защита на учёном совете;- Игра с залом; - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий и т.д.;- Инсценировка реального или вымышленного исторического события;- Пресс-конференция; - Путешествие;- Реклама; - Спектакль;- Спортивная игра; - Телепередача;- Соревнования;- Экскурсия
Виды презентационных проектов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.