Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
В соответствии с основными изменениями школы с целью улучшения знаний учащихся, развития их разносторонних интересов и способностей, выбора профессии особенно актуальным является не только развитие предметных умений, но и формирование у учащихся универсальных учебных действий.
универсальных учебных
действий на уроках
Формирование
математики
Подготовила:
Савченко Наталья Владимировна
Учитель математики
МБОУ «Хабарская СОШ №2»
Актуальность
информационное
человека
общество
Современное
обучаемого,
запрашивает
учиться
и
способного
течение
в
многократно
постоянно удлиняющейся жизни, готового к
самостоятельным действиям и принятию
решений.
самостоятельно
переучиваться
• Существуют определенные различия
формирования УУД в начальной и
основной средней школе.
действий,
• Наблюдаются значительные изменения
в наполнении УУД, возрастает уровень
меняются
сложности
УУД по
результаты
степени сложности их формирования.
ранжирования
• Универсальные учебные действия
(УУД) – это действия, обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими
основу умения учиться.
Для успешного обучения у учащихся
должны быть сформированы четыре
основных вида УУД:
Личностные УУД
Виды заданий:
•участие в проектах;
• подведение итогов урока;
• творческие задания;
• мысленное воспроизведение
картины, ситуации;
• самооценка события;
• дневники достижений
Регулятивные УУД
Виды заданий:
• преднамеренные ошибки;
• поиск информации в
предложенных источниках;
• взаимоконтроль;
• «ищу ошибки»
Познавательные УУД
Виды заданий:
•«на что похоже?»;
• поиск лишнего;
• «лабиринты»;
• упорядочивание
• «цепочки»;
• хитроумные решения;
• составление схем-опор;
• работа с разного вида таблицами;
• составление и распознавание диаграмм
Коммуникативные УУД
Виды заданий:
•составь задание партнёру;
• отзыв на работу товарища;
• групповая работа по составлению
кроссворда;
• «отгадай, о ком говорим»;
• диалоговое слушание;
• «подготовь рассказ…», «опиши устно…»
Основные функции УУД:
● Обеспечение возможностей учащимися самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать
и использовать необходимые средства и способы достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
● Создание условий для развития личности и самореализации на
основе готовности к непрерывному образованию, компетентности
«научить учиться» толерантности в поликультурном обществе,
высокой социальной и профессиональной мобильности.
● Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и
формирование картины мира и компетентностей в любой
предметной области.
В настоящее время, в век компьютеров
и новых технологий, для достижения
результатов, важно, в первую очередь,
инициировать у детей собственные
вопросы: «Чему мне нужно научиться?»
и «Как мне этому научиться?».
УУД
материалом,
Средством формирования
у
школьников может служить применение
различных
информационных
технологий. Не только презентаций, но
и активно вошедшие в школьный
обиход интерактивные доски и
приставки, позволяющие расширить
возможности
предоставляя
ученику возможность не только следить
за
активно
и
взаимодействовать и работать с ним.
урока,
но
Формирование
коммуникативных учебных
действий
на уроке математики
• Развитие навыков активного
слушания, взаимодействия в группе,
ведения диалога и монолога
Задание, направленное на
развитие коммуникативных
Задача:
Устный счет:
(Проводится по колонкам, учащиеся пишут
УУД
только ответы)
Эстафета:
1 колонка 2 колонка
3 колонка
7,2
9,01,8
0,9
8:2,7
0,18
2,09,0
0,4
18,0
22,0
0,22
62,0
4,0
1,1
2,0:22,0
4,5
4,31,1
2,25
2:5,4
0,8
6:8,4
4
58,0
1,6
4,04
2
8,0:6,1
Формирование
познавательных учебных
действий
на уроке математики
• Умение учащихся
выделять тип задач и
способы их решения
Задание, направленное на
развитие познавательных УУД
Задача:
Используя рисунок, найдите число
Решение:
aa
)
aá
)
5,051,0
12,0304,0
Формирование
личностных учебных
действий
на уроке математики
• Самостоятельно определять
и высказывать самые
простые общие для всех
людей правила поведения
при общении и
сотрудничестве
Задание, направленное на
развитие личностных УУД
Задача:
Можно ли в аквариум с
измерениями 50см, 30см, 40см
налить 55 л воды?
Решение:
1)50см 30см 40см = 60000 см = 60дм
= 60 л
55 л < 60 л
Ответ: можно
Формирование
регулятивных учебных
действий
на уроке математики
• Развитие умения разворачивания
информации, планирования,
смыслового чтения на этапе
применения знаний
Задание, направленное
на развитие регулятивных УУД
Задача:
Найди пропущенное число:
3,2
2,6
Решение:
3,2
2,6
2,6+4,5=7,1
5,1
5,1
7,1
1,9
4,5
1,9
4,5
• Школа должна ребенка: «научить
учиться», «научить жить»,
«научить жить вместе», «научить
работать и зарабатывать»
(из доклада ЮНЕСКО «В новое
тысячелетие»).