Переход на федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые являются фундаментом для ориентирования в современном информационном обществе.
Личностные УУД
В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.
Они направлены на подготовку обучающихся к жизненному и личностному самоопределению, знанию моральных норм, умению выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Применительно к учебной деятельности выделяют два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.
Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление обучающимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .
Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей
Приемы формирования личностных УУД
Приѐмы формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию. Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
2. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
3. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.
3.Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту
9класс
Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют:
а) как результат создания видов творцом (К.Линней);
б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк);
в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД предполагают:
самостоятельное выявление и формулирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности, выбор темы проекта;
выдвижение вариантов решения проблемы, осознание конечного результата, выбор средств для достижения цели;
составление плана по решению проблемы или выполнения проекта;
сравнение своих действий с целью и, если необходимо, самостоятельное исправление ошибок;
самостоятельное определение критериев оценки.
Для формирования регулятивных УУД при изучении нового материала можно применять технологию проблемного диалога и технологию оценивания образовательных достижений.
1. Общеучебные действия, включая знаково-символические
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации
Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Знаково-символические действия, включая моделирование;
Умение структурировать знания;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
Определение основной и второстепенной информации;
Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и делового стилей;
Понимание и адекватная оценка языка СМИ;
Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
1.Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков
1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных.
А – в семени две семядоли
Б – в семени одна семядоля
В – корневая система стержневая
Г – корневая система мочковатая
Д – жилкование листьев сетчатое
Е – жилкование листьев параллельное
Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме
З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.
А – дождевой червь
Б - клевер
В – заяц-беляк
Г – голубь
Д– мукор
Е– бактерии
Ж – волк
З – хламидомонада
И– пшеница
3. Найдите соответствие: А – Неклеточные формы Б – Прокариоты В – Эукариоты
1. Простейшие 2. Цианобактерии 3. Вирусы 4. Бактерии 5.Грибы 6. Животные 7. Растения 8. Фаги.
2.Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях
6класс :
Что является лишним в данном перечне: растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.
8класс :
Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий) кровь – кость фибриноген – гемоглобин
ДНК – РНК митохондрии – рибосомы
6класс :
Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.
Коммуникативные УУД
предполагают самостоятельную организацию учебного взаимодействия в группе (определение общих целей, распределение ролей, сотрудничество друг с другом, изложение личного мнения в доступной форме).
Приемы формирования комуникативных УУД
Одной из форм формирования коммуникативных УУД является работа учеников в группе.
Она помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.
УУД
Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.