СЛОВАРНАЯ РАБОТА. 
      Проводится на каждом уроке как отдельный этап урока (5 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности. 
      Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой (подбором однокоренных существительных, прилагательных, глаголов; определением рода, склонения и т.д.).
     Классический вариант работы : первый урок — знакомство с новым словом, на двух последующих — закрепление, слово обязательно включается в упражнения, выполняемые на уроках.
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            СОВРЕМЕННЫЙ УРОК 
РУССКОГО ЯЗЫКА 
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Основные требования к уроку русского языка
 Целенаправленность, чёткость и содержательная логика 
урока
Цели,  сформулированные  учителем  при  подготовке  к  уроку, 
должны  соответствовать  теме  урока  и  требованиям  учебной 
программы.
Цели,  поставленные  учителем  перед  учащимися  на  уроке, 
должны  быть  сформулированы  конкретно,  корректно  и  в  сфере 
деятельности учащихся.
Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать 
теме  урока  и  способствовать  достижению  поставленной  цели, 
каждое  новое  упражнение  должно  опираться  на  предыдущее  и 
делать шаг вперёд.
Методы  и  формы  организации  учебной  деятельности  должны 
быть адекватны теме, цели и содержанию урока.
Конечный  результат  должен  соответствовать  поставленной 
цели и достигаться наиболее оптимальным способом.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            РЕЧЬ  
      Ведущее требование — правильно организованная речевая 
направленность урока, развитие речи учащихся и навыков 
свободного владения языком в различных ситуациях общения.
     Основные направления работы:
• связная речь (работа над текстом, пересказы, обучающие 
устные и письменные изложения и сочинения);
• развитие синтаксического строя речи (работа над 
     Требования к речи учащихся: содержательность, логичность, 
точность, выразительность, чистота, ясность и правильность 
речи.
предложением и словосочетанием);
• словарнолексическая и словообразовательная работа 
(работа по обогащению словарного запаса учащихся);
• работа над звуковой культурой речи (артикуляция, 
правильное произношение).
                        
                     
                                    
                        
                        
                            КАЛЛИГРАФИЧЕСКОЕ  ПИСЬМО
 (систематическая и системная работа по развитию навыков 
каллиграфического письма)
 Требования: 
 
1.  Минутки  чистописания  на  каждом  уроке  1  класс  57  минут,  2 
класс — не менее 2 строк; 3 класс — 23 строчки;  4 класс — 34 
строчки.
2.  Сочетание  коллективной  и  индивидуальной  формы  работы; 
образец  учителя  на  доске;  опора  на  анализ  графических  ошибок 
учащихся; связь с уроком (по возможности).
               Содержание каллиграфической работы во 24  классах 
определено  учебной  программой  и  включает: 
закрепление 
гигиенических  навыков  письма  (правильной  посадки,  положения 
тетради,  ручки  и  др.);  отработку  навыка  правильного  начертания 
прописных  и  строчных  букв 
группам);  работу  над 
соединениями букв; выработку плавности и ритмичности письма.
(по
                        
                     
                                    
                        
                        
                            СЛОВАРНАЯ РАБОТА. 
(Систематическая и системная работа по усвоению 
правописания слов с непроверяемым написанием (словарных 
слов)
словарные 
слова), 
            Проводится  на  каждом  уроке  как  отдельный  этап  урока  (5 
минут  урока)  или  как  дополнительный  компонент  в  процессе 
работы  по  каллиграфии  (для  отработки  графических  навыков 
берутся 
вид 
деятельности. 
      Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию 
речи  и  грамматической  работой 
(подбором  однокоренных 
существительных, прилагательных, глаголов; определением рода, 
склонения и т.д.).
включается 
в  другой 
     Классический вариант работы : первый урок — знакомство с 
новым  словом,  на  двух  последующих  —  закрепление,  слово 
обязательно включается в упражнения, выполняемые на уроках.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                 
                            
                         
                        
                            •
•
•
•
•
•
АЛГОРИТМ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО СЛОВАРНОГО СЛОВА:
осознание лексического значения слова (с помощью картинки, загадки, 
устного выделения из предложения);
звуковой анализ слова (произносим — выделяем слоги — ставим ударение 
— интонируем все звуки);
зрительный образ слова (демонстрация правильного начертания слова — на 
доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо 
запомнить);
орфографическое чтение;
установление разницы в произношении и написании;
решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание 
слова?» (ученики пробуют подобрать проверочные слова — очень полезное 
задание для осознания общего способа действия);
запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;
•
• подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
•
определение лексического значения однокоренных слов, составление 
словосочетаний, предложений (12 можно записать).
• для предупреждения возможных ошибок важно обратить внимание на 
единообразное написание всех однокоренных слов.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                 
                            
                         
                        
                            На ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ используются разнообразные приёмы:
• группировка по тематическому принципу (птицы, инструменты, мебель, 
школа и т.д.);
• группировка по алфавиту;
• группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о; о/а; 
а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, сс) и др.;
• составление индивидуального орфографического словарика;
•
зрительный диктант — «сфотографировать» (мысленно) словарные слова 
и через минуту записать их по памяти;
• картинный диктант — учитель молча показывает рисунок с изображением 
предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики 
записывают слова в тетрадях;
• диктант «Самоконтроль» или «Проверяю себя» —лист тетради делится 
на две части: 1) умею писать; 2) не знаю, сомневаюсь (+ и ?). Учитель 
диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика. 
Затем проверяют правильность написания по словарю;
• диктант «Самопроверка» или «Взаимопроверка» — словарный диктант 
проверяется по словарю самим учеником или соседом па парте, при этом 
вырабатываются потребность и умение пользоваться орфографическим 
словарём; и др.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАММ.
Организация сопутствующего повторения.
(орфографические 
  Проведение  на  каждом  уроке  орфографических 
минутки; 
тренинговпятиминуток 
пятиминутки грамотности и др.) в структуре урока любого 
типа  —  как  отдельный  этап  урока;  как  дополнительный 
орфографический  разбор  12  предложений  из  текста 
упражнения;  предварительный  орфографический  анализ 
домашнего задания и т.д.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            РАЗБОР СЛОВА.
(целенаправленная работа по формированию практических 
умений в выполнении различных видов разбора)
уроке 
необходимо 
На  каждом 
обращаться к одну из видов разбора: 
•
• по  составу  слова  (морфемный)  —  устная  и  письменная 
звукобуквенный анализ (полный или частичный), 
находить 
возможность 
форма; 
письменная форма; 
• слово  как  часть  речи  (морфологический)  –  устная  и 
• предложения — графически выделяем только главные члены 
предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении 
(находим  словосочетания  с  обязательной  постановкой 
вопросов).
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ДИКТАНТЫ 
• предупредительный, 
• комментированный, 
• объяснительный и др.)
необходимо практиковать обучающие диктанты различных 
видов (до 10 минут урока)
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УЧИТЕЛЯ НА БЕЗОШИБОЧНОЕ 
ПИСЬМО
 звукобуквенный анализ, 
              Реализуется  последовательной  работой  по  предупреждению 
возможных  ошибок  учащихся  на  всех  этапах  обучения:  при  устном 
анализе  текста,  подлежащего  записи,  в  процессе  письма  и  после 
написания работы.
       Средством предупреждения и исправления ошибок является:
•
• предварительный орфографический разбор текста, 
• комментированное письмо, 
• послоговое проговаривание, 
• подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм, 
• использование алгоритмов, 
• опорных таблиц,
• самоконтроля,
• умением работать над ошибками
                        
                     
                                    
                        
                            
                                 
                            
                         
                        
                            РАБОТА УЧИТЕЛЯ НАД РАЗВИТИЕМ НАВЫКОВ 
САМОКОНТРОЛЯ, УМЕНИЕМ РАБОТАТЬ НАД 
ОШИБКАМИ
        Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:
 сверка написанного с образцом (по книге);  сверка написанного с записью на доске; 
взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга); учитель ставит знак 
на  полях,  дети  сами  должны  найти  и  исправить  ошибку  (как  обучающий  приём  на 
уроке!) и др.
        Важно!!!Систематическая работа над ошибками .
Следует различать следующие формы:
Работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, — 
выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;
работа  над  ошибками,  допущенными  в  обучающих  изложениях  и  сочинениях,  — 
выполняется  коллективно  в  рабочих  тетрадях  (только  в  классе  под  руководством 
учителя!);
работа  над  ошибками,  допущенными  в  контрольных  работах,  —  выполняется 
коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе 
под руководством учителя!).
       Детей надо научить выполнять работу над ошибками. Общая методическая 
установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время 
для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и 
показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ИНСТРУКТАЖ УЧИТЕЛЯ О ВЫПОЛНЕНИИ 
ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ:
1) проверка понимания содержательной части упражнения:
• Просмотрите домашнее упражнение.
• Что требуется сделать?
• На какое правило?
• Почему?
• Давайте ещё раз прочитаем правило;
2) проверка понимания формальной стороны — как оформить 
запись?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            (ПРОВЕДЕНИЕ В КОНЦЕ УРОКА МИНИ
ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ КАК ДИАГНОСТИКИ К 
СЛЕДУЮЩЕМУ УРОКУ)
РЕФЛЕКСИЯ.
            Самый  объективный  способ  узнать  качество  своей 
(учительской!)  работы  —  проведение  в  конце  урока  мини
проверочной  работы 
(продиктовать  23  слова  или  1 
которое 
предложение 
отрабатывалось  на  уроке).  Результаты  работы  покажут 
учителю,  на  что  следует  обратить  внимание  при  разработке 
содержания следующего урока.
то  правило, 
со 
словами 
на
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ 
ТРЕБОВАНИЙ:
• лингвистическая грамотность урока;
• рациональное распределение времени на уроке;
• наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; 
учебный диалог; оперативные проверочные работы; 
использование перфокарт, карточек для индивидуальной 
работы, средств обратной связи — веера гласных и 
согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);
• индивидуальный и дифференцированный подходы;
• учёт и использование межпредметных связей;
• перспективность и преемственность в работе;
• эффективное использование наглядности и технических 
(электронных) средств обучения.
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ 
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
К орфографическим упражнениям относятся 
следующие виды работ: 
    •списывание;
• диктант;
• орфографический разбор;
• свободное (самостоятельное) письмо — подбор 
собственных примеров, изложение, сочинение и др.;
   корректура текста (исправление ошибок). 
•
                        
                     
                                    
                        
                        
                            СПИСЫВАНИЕ  —  передача  в  письменной  форме 
зрительно  воспринимаемого  слова,  предложения,  текста. 
и 
Используется 
каллиграфии,  а  также  орфографии  и  грамматике  (как 
правило, с дополнительными заданиями). 
обучении 
при 
технике 
письма
                        
                     
                                    
                        
                        
                            РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ СПИСЫВАНИЯ:
• списывание с готового образца — для списывания предлагаются 
слова,  предложения  или 
текст  без  пропуска  букв  и 
дополнительных заданий; цель — списать правильно, без ошибок и 
искажений;
лексического  или 
• списывание  с  дополнительными  заданиями  —  списывание 
чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, 
грамматического, 
словообразовательного 
характера  —  разделить  слова  на  слоги;  выделить  корень; 
обозначить  части  слова;  обозначить  части  речи;  указать  род, 
число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены 
предложений;  подчеркнуть  безударные  гласные  в  корнях, 
приставках,  суффиксах,  окончаниях;  вставить  пропущенные 
буквы и др.;
• творческое  списывание  —  восстановление  деформированных 
предложений  или  текста;  изменение  грамматической  формы 
записываемых слов;
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • выборочное списывание — списать только слова 
определённой части речи, определённого спряжения; 
выписать словосочетания и т.п.
• списывание с группировкой — запись слов в два, три 
столбика с учётом содержащихся в словах орфограмм; запись 
слов в определённой последовательности: сначала записываются 
слова с безударной гласной в корне слова, затем — в приставке, 
далее — в суффиксе и т.д.
        К сожалению, школа упорно игнорирует методику 
обучения списыванию, и в результате наши ученики даже в IV 
классе списывать не умеют. Списывание практически 
подменяется копированием, «срисовыванием» в лучшем случае 
по слогам, в худшем — по буквам. Ни о каком влиянии такого 
«списывания» на формирование орфографического навыка 
говорить не приходится.