Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
Оценка 4.7
Повышение квалификации
pptx
русский язык
4 кл
08.01.2019
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Проводится на каждом уроке как отдельный этап урока (5 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.
Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой (подбором однокоренных существительных, прилагательных, глаголов; определением рода, склонения и т.д.).
Классический вариант работы : первый урок — знакомство с новым словом, на двух последующих — закрепление, слово обязательно включается в упражнения, выполняемые на уроках.
современный урок русского языка.pptx
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
Основные требования к уроку русского языка
Целенаправленность, чёткость и содержательная логика
урока
Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку,
должны соответствовать теме урока и требованиям учебной
программы.
Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке,
должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере
деятельности учащихся.
Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать
теме урока и способствовать достижению поставленной цели,
каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и
делать шаг вперёд.
Методы и формы организации учебной деятельности должны
быть адекватны теме, цели и содержанию урока.
Конечный результат должен соответствовать поставленной
цели и достигаться наиболее оптимальным способом.
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
РЕЧЬ
Ведущее требование — правильно организованная речевая
направленность урока, развитие речи учащихся и навыков
свободного владения языком в различных ситуациях общения.
Основные направления работы:
• связная речь (работа над текстом, пересказы, обучающие
устные и письменные изложения и сочинения);
• развитие синтаксического строя речи (работа над
Требования к речи учащихся: содержательность, логичность,
точность, выразительность, чистота, ясность и правильность
речи.
предложением и словосочетанием);
• словарнолексическая и словообразовательная работа
(работа по обогащению словарного запаса учащихся);
• работа над звуковой культурой речи (артикуляция,
правильное произношение).
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
КАЛЛИГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
(систематическая и системная работа по развитию навыков
каллиграфического письма)
Требования:
1. Минутки чистописания на каждом уроке 1 класс 57 минут, 2
класс — не менее 2 строк; 3 класс — 23 строчки; 4 класс — 34
строчки.
2. Сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;
образец учителя на доске; опора на анализ графических ошибок
учащихся; связь с уроком (по возможности).
Содержание каллиграфической работы во 24 классах
определено учебной программой и включает:
закрепление
гигиенических навыков письма (правильной посадки, положения
тетради, ручки и др.); отработку навыка правильного начертания
прописных и строчных букв
группам); работу над
соединениями букв; выработку плавности и ритмичности письма.
(по
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
(Систематическая и системная работа по усвоению
правописания слов с непроверяемым написанием (словарных
слов)
словарные
слова),
Проводится на каждом уроке как отдельный этап урока (5
минут урока) или как дополнительный компонент в процессе
работы по каллиграфии (для отработки графических навыков
берутся
вид
деятельности.
Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию
речи и грамматической работой
(подбором однокоренных
существительных, прилагательных, глаголов; определением рода,
склонения и т.д.).
включается
в другой
Классический вариант работы : первый урок — знакомство с
новым словом, на двух последующих — закрепление, слово
обязательно включается в упражнения, выполняемые на уроках.
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
•
•
•
•
•
•
АЛГОРИТМ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО СЛОВАРНОГО СЛОВА:
осознание лексического значения слова (с помощью картинки, загадки,
устного выделения из предложения);
звуковой анализ слова (произносим — выделяем слоги — ставим ударение
— интонируем все звуки);
зрительный образ слова (демонстрация правильного начертания слова — на
доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо
запомнить);
орфографическое чтение;
установление разницы в произношении и написании;
решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание
слова?» (ученики пробуют подобрать проверочные слова — очень полезное
задание для осознания общего способа действия);
запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;
•
• подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
•
определение лексического значения однокоренных слов, составление
словосочетаний, предложений (12 можно записать).
• для предупреждения возможных ошибок важно обратить внимание на
единообразное написание всех однокоренных слов.
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
На ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ используются разнообразные приёмы:
• группировка по тематическому принципу (птицы, инструменты, мебель,
школа и т.д.);
• группировка по алфавиту;
• группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о; о/а;
а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, сс) и др.;
• составление индивидуального орфографического словарика;
•
зрительный диктант — «сфотографировать» (мысленно) словарные слова
и через минуту записать их по памяти;
• картинный диктант — учитель молча показывает рисунок с изображением
предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики
записывают слова в тетрадях;
• диктант «Самоконтроль» или «Проверяю себя» —лист тетради делится
на две части: 1) умею писать; 2) не знаю, сомневаюсь (+ и ?). Учитель
диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика.
Затем проверяют правильность написания по словарю;
• диктант «Самопроверка» или «Взаимопроверка» — словарный диктант
проверяется по словарю самим учеником или соседом па парте, при этом
вырабатываются потребность и умение пользоваться орфографическим
словарём; и др.
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАММ.
Организация сопутствующего повторения.
(орфографические
Проведение на каждом уроке орфографических
минутки;
тренинговпятиминуток
пятиминутки грамотности и др.) в структуре урока любого
типа — как отдельный этап урока; как дополнительный
орфографический разбор 12 предложений из текста
упражнения; предварительный орфографический анализ
домашнего задания и т.д.
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
РАЗБОР СЛОВА.
(целенаправленная работа по формированию практических
умений в выполнении различных видов разбора)
уроке
необходимо
На каждом
обращаться к одну из видов разбора:
•
• по составу слова (морфемный) — устная и письменная
звукобуквенный анализ (полный или частичный),
находить
возможность
форма;
письменная форма;
• слово как часть речи (морфологический) – устная и
• предложения — графически выделяем только главные члены
предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении
(находим словосочетания с обязательной постановкой
вопросов).
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
ДИКТАНТЫ
• предупредительный,
• комментированный,
• объяснительный и др.)
необходимо практиковать обучающие диктанты различных
видов (до 10 минут урока)
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
БЕЗОШИБОЧНОЕ
ПИСЬМО
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УЧИТЕЛЯ НА БЕЗОШИБОЧНОЕ
ПИСЬМО
звукобуквенный анализ,
Реализуется последовательной работой по предупреждению
возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном
анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после
написания работы.
Средством предупреждения и исправления ошибок является:
•
• предварительный орфографический разбор текста,
• комментированное письмо,
• послоговое проговаривание,
• подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм,
• использование алгоритмов,
• опорных таблиц,
• самоконтроля,
• умением работать над ошибками
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
РАБОТА УЧИТЕЛЯ НАД РАЗВИТИЕМ НАВЫКОВ
САМОКОНТРОЛЯ, УМЕНИЕМ РАБОТАТЬ НАД
ОШИБКАМИ
Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:
сверка написанного с образцом (по книге); сверка написанного с записью на доске;
взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга); учитель ставит знак
на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку (как обучающий приём на
уроке!) и др.
Важно!!!Систематическая работа над ошибками .
Следует различать следующие формы:
Работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, —
выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;
работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, —
выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством
учителя!);
работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, — выполняется
коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе
под руководством учителя!).
Детей надо научить выполнять работу над ошибками. Общая методическая
установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время
для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и
показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
ИНСТРУКТАЖ УЧИТЕЛЯ О ВЫПОЛНЕНИИ
ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ:
1) проверка понимания содержательной части упражнения:
• Просмотрите домашнее упражнение.
• Что требуется сделать?
• На какое правило?
• Почему?
• Давайте ещё раз прочитаем правило;
2) проверка понимания формальной стороны — как оформить
запись?
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
(ПРОВЕДЕНИЕ В КОНЦЕ УРОКА МИНИ
ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ КАК ДИАГНОСТИКИ К
СЛЕДУЮЩЕМУ УРОКУ)
РЕФЛЕКСИЯ.
Самый объективный способ узнать качество своей
(учительской!) работы — проведение в конце урока мини
проверочной работы
(продиктовать 23 слова или 1
которое
предложение
отрабатывалось на уроке). Результаты работы покажут
учителю, на что следует обратить внимание при разработке
содержания следующего урока.
то правило,
со
словами
на
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ
ТРЕБОВАНИЙ:
• лингвистическая грамотность урока;
• рациональное распределение времени на уроке;
• наличие обратной связи (фронтальный устный опрос;
учебный диалог; оперативные проверочные работы;
использование перфокарт, карточек для индивидуальной
работы, средств обратной связи — веера гласных и
согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);
• индивидуальный и дифференцированный подходы;
• учёт и использование межпредметных связей;
• перспективность и преемственность в работе;
• эффективное использование наглядности и технических
(электронных) средств обучения.
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
БЕЗОШИБОЧНОЕ
ПИСЬМО
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
К орфографическим упражнениям относятся
следующие виды работ:
•списывание;
• диктант;
• орфографический разбор;
• свободное (самостоятельное) письмо — подбор
собственных примеров, изложение, сочинение и др.;
корректура текста (исправление ошибок).
•
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
СПИСЫВАНИЕ — передача в письменной форме
зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста.
и
Используется
каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как
правило, с дополнительными заданиями).
обучении
при
технике
письма
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ СПИСЫВАНИЯ:
• списывание с готового образца — для списывания предлагаются
слова, предложения или
текст без пропуска букв и
дополнительных заданий; цель — списать правильно, без ошибок и
искажений;
лексического или
• списывание с дополнительными заданиями — списывание
чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического,
грамматического,
словообразовательного
характера — разделить слова на слоги; выделить корень;
обозначить части слова; обозначить части речи; указать род,
число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены
предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях,
приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные
буквы и др.;
• творческое списывание — восстановление деформированных
предложений или текста; изменение грамматической формы
записываемых слов;
Презентация "Основные требования к уроку русского языка"
• выборочное списывание — списать только слова
определённой части речи, определённого спряжения;
выписать словосочетания и т.п.
• списывание с группировкой — запись слов в два, три
столбика с учётом содержащихся в словах орфограмм; запись
слов в определённой последовательности: сначала записываются
слова с безударной гласной в корне слова, затем — в приставке,
далее — в суффиксе и т.д.
К сожалению, школа упорно игнорирует методику
обучения списыванию, и в результате наши ученики даже в IV
классе списывать не умеют. Списывание практически
подменяется копированием, «срисовыванием» в лучшем случае
по слогам, в худшем — по буквам. Ни о каком влиянии такого
«списывания» на формирование орфографического навыка
говорить не приходится.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.