Условия успешного формирования понятий:
Для успешного формирования у учащихся научных понятий необходимо соблюдение учителем целого ряда условий:
1.Знание учителем современного содержания формируемого понятия на основе работы с научной литературой, анализа определения понятия, их интерпретация в школьных учебниках.
2.Знание возможных источников образования понятия и их влияние на качество усвоения формируемых понятий.
3. Соблюдение этапов формирования понятий.
4.Организация активной познавательной деятельности учащихся на всех этапах формирования понятия.
5. Оперативный контроль за качеством усвоения понятия, с учётом того, что чем раньше обнаруживается ошибка в усвоении понятия, тем легче её преодолеть.
6.Мотивированное введение каждого понятия, раскрытие перед учащимися его значения и места в системе научных понятий и в практике.
Уровни усвоения понятий
1. Ученик узнает понятия;
2. Знает формулировку определения.
3. Понимает значение каждого слова, каждой составной части определения, отделяет
существенные свойства от несущественных.
4. Может привести собственные примеры объектов, подходящих под определение.
5. Может доказать, почему один объект подходит под определение, а другой – нет.
6. Может использовать понятия в явных ситуациях при решении задач.
7. Может использовать понятия при решении нестандартных задач.
«… понятие – это такая форма мышления, в которой выделены существенные свойства объектов, отделённые и абстрагированные от несущественных свойств. Понятийное мышление, т. е. мышление в понятиях, - высшая стадия развития интеллекта».
Кириллов В. И.
Понятийное мышление формируется в начальных классах и раскрывается, совершенствуется в течение всей жизни
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.