«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Оценка 4.7
Педсоветы
ppt
биология
9 кл
05.01.2019
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.
В связи с этим важной задачей является формирование универсальных учебных действий, которое осуществляется через системно-деятельностный подход. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, в более узком - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Организация2.ppt
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
«Неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет
«Неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет
Им станет тот, кто не умеет учиться.»
Им станет тот, кто не умеет учиться.»
читать.
читать.
О.Тоффлер
О.Тоффлер
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
Ставропольского края
Мастеркласс по теме
Мастеркласс по теме
«Приемы формирования универсальных
«Приемы формирования универсальных
учебных действий на уроках биологии»
учебных действий на уроках биологии»
Автор работы:
Автор работы:
Горгосова Любовь Николаевна
Горгосова Любовь Николаевна
учитель биологии
учитель биологии
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия.
Что это такое?
Что это такое?
Это умение учиться, то есть способность человека
Это умение учиться, то есть способность человека
к самосовершенствованию через усвоение
к самосовершенствованию через усвоение
нового социального опыта.
нового социального опыта.
Виды УУД: личностные, регулятивные,
Виды УУД: личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные.
познавательные, коммуникативные.
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Универсальный характер УУД
Универсальный характер УУД
заключается в следующем:
заключается в следующем:
• Носят надпредметный, метапредметный характер;
Носят надпредметный, метапредметный характер;
• Обеспечивают целостность общекультурного,
Обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития и
личностного и познавательного развития и
саморазвития личности;
саморазвития личности;
• Лежат в основе организации и регуляции любой
Лежат в основе организации и регуляции любой
деятельности учащегося независимо от её предметного
деятельности учащегося независимо от её предметного
содержания;
содержания;
• Обеспечивают этапы усвоения учебного материала и
Обеспечивают этапы усвоения учебного материала и
формируют психологические способности учащихся.
формируют психологические способности учащихся.
• УУД создают возможность самостоятельного
УУД создают возможность самостоятельного
успешного усвоения новых знаний, умений и
успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей, включая организацию усвоения.
компетентностей, включая организацию усвоения.
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД
1. Обеспечение возможностей обучающегося
1. Обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить
учебные цели, искать и использовать необходимые средства
учебные цели, искать и использовать необходимые средства
и способы их достижения, контролировать и оценивать
и способы их достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности;
процесс и результаты деятельности;
2. Создание условий для гармоничного развития личности
2. Создание условий для гармоничного развития личности
и её самореализации на основе готовности к непрерывному
и её самореализации на основе готовности к непрерывному
образованию;
образованию;
3. Обеспечение успешного усвоения знаний,
3. Обеспечение успешного усвоения знаний,
формирования умений, навыков и компетентностей в любой
формирования умений, навыков и компетентностей в любой
предметной области;
предметной области;
4. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и
4. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и
навыков и формирование картины мира и компетентностей
навыков и формирование картины мира и компетентностей
в любой предметной области.
в любой предметной области.
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Личностные
Личностные
Система ценностных ориентаций школьника,
Система ценностных ориентаций школьника,
отражающих личностные смыслы, мотивы,
отражающих личностные смыслы, мотивы,
отношения к различным сферам
отношения к различным сферам
окружающего мира.
окружающего мира.
Личностные УДД выражаются формулами:
Личностные УДД выражаются формулами:
Я и природа
Я и природа
Я и другие люди
Я и другие люди
Я и общество
Я и общество
Я и познание
Я и познание
Я и яЯ и я
В биологии: смыслообразование
: смыслообразование
В биологии
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Регулятивные
Регулятивные
Отражают способность обучающегося
Отражают способность обучающегося
строить учебнопознавательную
строить учебнопознавательную
деятельность, учитывая все ее
деятельность, учитывая все ее
компоненты (цель, мотив, прогноз,
компоненты (цель, мотив, прогноз,
средства, контроль, оценка).
средства, контроль, оценка).
В биологии : целеполагание,
целеполагание,
планирование, прогнозирование,
планирование, прогнозирование,
контроль, оценка, алгоритмизация
контроль, оценка, алгоритмизация
действий.
действий.
В биологии :
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Коммуникативные
Коммуникативные
Способность обучающегося осуществлять
Способность обучающегося осуществлять
коммуникативную деятельность,
коммуникативную деятельность,
использования правил общения в конкретных
использования правил общения в конкретных
учебных и внеурочных ситуациях;
учебных и внеурочных ситуациях;
самостоятельная организация речевой
самостоятельная организация речевой
деятельности в устной и письменной форме.
деятельности в устной и письменной форме.
В биологии: использование средств языка и речи
использование средств языка и речи
В биологии:
для получения информации, участия в
для получения информации, участия в
продуктивном диалоге, самовыражение,
продуктивном диалоге, самовыражение,
монологические высказывания разного типа.
монологические высказывания разного типа.
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Познавательные
Познавательные
Система способов познания окружающего
Система способов познания окружающего
мира, построение самостоятельного
мира, построение самостоятельного
процесса поиска, исследования и
процесса поиска, исследования и
совокупность операций по обработке,
совокупность операций по обработке,
систематизации, обобщению и
систематизации, обобщению и
использованию полученной информации.
использованию полученной информации.
В биологии: : логические рассуждения,
логические рассуждения,
В биологии
доказательства, практические действия.
доказательства, практические действия.
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Приемы формирования
Приемы формирования
познавательных общеучебных УУД
познавательных общеучебных УУД
• Формулирование цели.
Формулирование цели.
• Обучение приёмам поиска
Обучение приёмам поиска
информации
информации
• Работа с понятиями
Работа с понятиями
• Составление схем.
Составление схем.
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Формулирование темы урока,
Формулирование темы урока,
постановка цели.
постановка цели.
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни
некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы
некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы
понять это он клал корни на некоторое время в воду, а
понять это он клал корни на некоторое время в воду, а
затем наблюдал под микроскопом капельку полученного
затем наблюдал под микроскопом капельку полученного
настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые
настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые
сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное
сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное
множество таких необычайно быстро движущих
множество таких необычайно быстро движущих
“зверушек” он нашел и в зубном налете.
“зверушек” он нашел и в зубном налете.
Что же это за существа?
Что же это за существа?
Какие свойства и признаки организмов описаны в
Какие свойства и признаки организмов описаны в
рассказе?
рассказе?
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения
данных существ?
данных существ?
Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Приемы проведения лабораторной работы:
Приемы проведения лабораторной работы:
Учитель на слайде располагает иллюстрации о ракообразных и
Учитель на слайде располагает иллюстрации о ракообразных и
ставит вопрос: Что мы будем изучать? Что вам уже знакомо об
ставит вопрос: Что мы будем изучать? Что вам уже знакомо об
этих животных?
этих животных?
Далее коллективно ставятся цель и задачи данной лабораторной
Далее коллективно ставятся цель и задачи данной лабораторной
работы. Составляется план работы. После учащиеся
работы. Составляется план работы. После учащиеся
выполняют работу по плану:
выполняют работу по плану:
Узнать:
Узнать:
•
На какие части разделено тело животного?
На какие части разделено тело животного?
• Каковы покровы тела этого животного?
Каковы покровы тела этого животного?
• Что находится на голове?
Что находится на голове?
• Какое строение имеют конечности?
Какое строение имеют конечности?
• Каким образом двигаются креветки?
Каким образом двигаются креветки?
• Почему ее отнесли к типу Членистоногие, классу
Почему ее отнесли к типу Членистоногие, классу
Ракообразные?
Ракообразные?
• Делаем вывод.
Делаем вывод.
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Обучение приёмам поиска информации
Обучение приёмам поиска информации
Работа с текстом
Работа с текстом
Задание 1. Определить название гриба
Задание 1. Определить название гриба
Задание 2. Распределить грибы по группам
Задание 2. Распределить грибы по группам
Подосиновик, желчный гриб, опята, пеницилл,
Подосиновик, желчный гриб, опята, пеницилл,
спорынья, подберёзовик, мухомор, мучнистая роса,
спорынья, подберёзовик, мухомор, мучнистая роса,
вёшенка, бледная поганка, гриб – трутовик, головня,
вёшенка, бледная поганка, гриб – трутовик, головня,
мукормукор
Задание 3
Задание 3
Грибы двойники.
Грибы двойники
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Работа с текстом – постановка вопросов
Работа с текстом – постановка вопросов
Наземновоздушная среда сложна и многообразна. Плотность воздуха низкая, поэтому у
Наземновоздушная среда сложна и многообразна. Плотность воздуха низкая, поэтому у
наземных организмов развиты опорные ткани – внутренний и наружный скелет.
наземных организмов развиты опорные ткани – внутренний и наружный скелет.
Температура может часто меняться, поэтому у организмов выработаны
Температура может часто меняться, поэтому у организмов выработаны
приспособления для перенесения резких колебаний температур. Важное значение
приспособления для перенесения резких колебаний температур. Важное значение
имеет химический состав воздуха, поэтому загрязнения оказывают негативное
имеет химический состав воздуха, поэтому загрязнения оказывают негативное
действие на организмы. У организмов, живущих в разных условиях влажности, также
действие на организмы. У организмов, живущих в разных условиях влажности, также
выработались специальные приспособления».
выработались специальные приспособления».
Составьте вопросы к данному абзацу текста.
Составьте вопросы к данному абзацу текста.
Повторяющие вопросы:
Повторяющие вопросы:
•
•
какими свойствами характеризуется наземновоздушная среда?
какими свойствами характеризуется наземновоздушная среда?
как влияет на организмы низкая плотность воздуха?
как влияет на организмы низкая плотность воздуха?
как ведут себя организмы при резких колебаниях температур?
как ведут себя организмы при резких колебаниях температур?
какова плотность воздуха?
какова плотность воздуха?
в каких пределах изменяется температура воздуха?
в каких пределах изменяется температура воздуха?
Уточняющие вопросы:
Уточняющие вопросы:
•
•
Развивающие вопросы:
Развивающие вопросы:
•
какие приспособления вырабатываются у организмов для перенесения низких или высоких
какие приспособления вырабатываются у организмов для перенесения низких или высоких
температур?
температур?
какие приспособления имеют организмы, живущие в условиях повышенной или недостаточной
какие приспособления имеют организмы, живущие в условиях повышенной или недостаточной
влажности?
влажности?
каковы последствия загрязнения воздуха на жизнедеятельность организмов?
каковы последствия загрязнения воздуха на жизнедеятельность организмов?
•
•
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Работа с таблицами
Работа с таблицами
Пользуясь таблицей ««Сравнительный состав плазмы крови, первичной
Сравнительный состав плазмы крови, первичной
Пользуясь таблицей
и вторичной мочи организма человека»», ответьте на следующие
, ответьте на следующие
и вторичной мочи организма человека
вопросы:
вопросы:
1. Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по
1. Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по
мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2. Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по
2. Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по
сравнению с первичной?
сравнению с первичной?
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Работа с понятиями
Работа с понятиями
Что изображено на картинках? (органы растения)
Что изображено на картинках? (органы растения)
Что их объединяет? (части одного растения)
Что их объединяет? (части одного растения)
Чем они отличаются? (формой, окраской, размером…… строением)
строением)
Чем они отличаются? (формой, окраской, размером
Одинаковую работу они выполняют? (разную)
Одинаковую работу они выполняют? (разную)
Какой мы можем сделать вывод: Что же такое орган?
Какой мы можем сделать вывод: Что же такое орган?
Орган – это часть организма, имеющая определенную
Орган – это часть организма, имеющая определенную
форму, строение и выполняющая ряд функций..
форму, строение и выполняющая ряд функций
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Составление схем
Составление схем
Алгоритм составления схемы:
Алгоритм составления схемы:
•Запишите тему, выделите ключевые
Запишите тему, выделите ключевые слова.
слова.
•Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
• Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
•Приведите примеры.
Приведите примеры.
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии»
Памятка для учителя
Памятка для учителя
омните каждый ребенок индивидуален.
ППомните каждый ребенок индивидуален.
ООрганизуя учебную деятельность по предмету,
рганизуя учебную деятельность по предмету,
учитывайте возможности и способности учеников.
учитывайте возможности и способности учеников.
омните, что главным является не предмет, которому ВЫ
ППомните, что главным является не предмет, которому ВЫ
учите, а личность, которую ВЫ формируете.
учите, а личность, которую ВЫ формируете.
ППомогите ребенку адекватно оценивать ту работу,
омогите ребенку адекватно оценивать ту работу,
которую он сделал.
которую он сделал.
ППомните, что знает материал не тот, кто пересказывает
омните, что знает материал не тот, кто пересказывает
материал, а кто его применяет на практике.
материал, а кто его применяет на практике.
аучите ребенка высказывать свои мысли.
ННаучите ребенка высказывать свои мысли.
НеНе бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте
бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте
различные виды игр, дискуссий и групповую работу
различные виды игр, дискуссий и групповую работу
для освоения материала.
для освоения материала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.