Прикладное творчество 3 класс Тема урока: Батик. Цвет. Тёплые и холодные цвета. Композиция “Синие цветы”.
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Прикладное творчество 3 класс Тема урока: Батик. Цвет. Тёплые и холодные цвета. Композиция “Синие цветы”.

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +2
3 кл—5 кл
19.02.2020
Прикладное творчество 3 класс Тема урока: Батик. Цвет. Тёплые и холодные цвета. Композиция “Синие цветы”.
Работа в акварельной технике, использование теплых и холодных цветов. Обучение творчески решать проблемы единства формы и содержания в композиции, используя теплые и холодные цвета. Развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании композиции.
3 КЛАСС ОТКРЫТЫЙ урок СИНИЕ ЦВЕТЫ по батику.docx

Прикладное творчество 3 класс

Тема урока: Батик. Цвет. Тёплые и холодные цвета. Композиция “Синие цветы”.

Преподаватель Остренко Е.В.

Вид занятия: Изображение на ткани.

Место проведения: Учебный класс.

Цель урока: Цвет. Работа в акварельной технике используя теплые и холодные цвета.

Обучающая   - Учить творчески решать проблемы единства формы и содержания в композиции, используя теплые и холодные цвета. Учить техническим приемам в росписи акварельной техники на ткани.

Развивающая   - Развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании композиции.

Воспитательная  - Воспитывать наблюдательность,  интерес к изобразительному искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества.

Зрительный ряд:  Класс оформлен работами учащихся по батику в разных техниках. На доске выписаны необходимые слова для ознакомления; фотографии, наглядные пособия. Презентация.

Методы проведения занятия:   Повторение пройденного, объяснение нового материала, практическая работа учащихся под контролем преподавателя.

Оборудование: Ткань натянутая на рамку, эскиз, краски по батику, соль, кисть беличья №3, №6, баночки с водой, палитра, салфетки.

План урока:

1.Организационный момент. Подготовка к занятию.

2. Беседа. Сообщение темы урока.

-Что такое батик, история развития.

-Цвет в декоративной композиции.

-Родственные и дополнительные цвета.

-Теплые и холодные цвета.

-Символика цвета и эмоциональное воздействие цвета.

-Сообщение сведений о материалах и инструментах

    для техники «Батик». Кроссворд

-Знакомство с акварельной техникой в холодном батике.

      3. Физкультминутка.

      4. Практическая часть

Последовательность выполнения работы.

         Самостоятельная работа учащихся. Создание общего композиционного

         строя, с помощью холодных и теплых цветов.

      5. Продолжение практической работы. Колористическое решение.

 6. Выводы по теме холодный батик  

Вопросы:

- что такое батик?

- назовите основные цвета

- какие цвета называют теплыми?

- какие цвета холодными?

- что такое акварельная техника?

 7. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент. Подготовка к занятию.

Приветствие. Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются за парты, раскладывают рамки, на которых предварительно кнопками натянута ткань с нанесенным рисунком при помощи резервирующего состава. Справа около каждого ученика приготовлены краски по батику,  соль, кисть беличья №3, №6, вода, палитра, салфетки.

2.  Подведение к теме урока. Сообщение темы урока. История развития батика.

      Учитель: 

1.     Как называется техника, в которой мы работаем уже не первый урок на прикладном творчестве?  Роспись по ткани. Батик.

2.     Что вы знаете о батике?.

(Учащиеся рассказывают стихи о батике)

СТИХИ

1.     Ах, этот батик- штрих по шелку,

            В прозрачность ткани капли краски…

           Улыбка, вздох… Поправив челку,

           Я уношусь в реальность сказки.

2.     День- деньской по льну и хлопку,

 То по шелку я творю

 На картинах натюрморты

           Как же батик я люблю!

3.     Ты фантазии заложник,

      Но душою светел, чист

     По профессии – художник

          По призванью Батичист.

3.      А что обозначает слово батик?

Батик это — рисунок, нанесенный особым способом, специальными несмываемыми красками на ткань.

4.     Ребята, а кто знает, в каких странах развивался батик?

Считается, что в Европу это искусство пришло именно из Индонезии, точнее индонезийского острова Ява, также батик был в Китае

5.     А как в нашей стране развивался батик?  Наша страна родина холодного батика с 1936 года.

Учитель: Тема сегодняшнего урока: Композиция “Синие цветы”. Тёплые и холодные цвета.

Наша задача изучение теплых и холодных цветов, работы в акварельной технике, а так же мы будем учиться использовать «солевой эффект».

Нам предстоит работа с пространственной композицией, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.

Учитель: В батике существует несколько видов.

6.     Какие основные виды росписи по ткани вы знаете?

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.

Свободная роспись на ткани выполняется без резервирующих составов. Один из способов свободной росписи - роспись по солевому раствору. Эффект росписи по соли получается сродни акварельному рисунку, подойдет для росписи картины или панно на шелке.

7.     Ребята, а где ещё мы можем увидеть роспись ткани, кроме как на картине?

(Стихотворение.)

     На платках узоры. Батик

По сырому трафарет

Украшает батик платье

     Или шарф, или жакет

- Холодный батик так же используется в одежде и интерьере.

Давайте посмотрим на работы, которые мы сегодня для вас приготовили. Какой это вид батика? Какие эмоции они у вас вызывают?

Посмотрите, как художники рисуют на ткани, как аккуратно нанесена краска, как великолепно подобраны цвета. (Обсуждение работ с детьми)

8.     Цвет в декоративной композиции.

Повторение: Родственные и дополнительные цвета.

Вы уже знаете, что основные цвета — цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Давайте их назовем. (желтый, синий, красный)

Составные цвета - это цвета полученные от смешивании основных цветов попарно: оранжевый (красный и желтый), зеленый (желтый и синий) и фиолетовый (красный и синий). Это видно на цветовом круге.                                   https://www.takefoto.ru/userfiles/image/Dlya%20Statey/16.04.2014/tsvetovoy_krug/tsvetovoy_krug_3_99r.jpg

Контрастные цвета - это те, между которыми на цветовом круге располагается три промежуточных цвета. На цветовом круге всего шесть пар контрастных цветов.

 — это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга.

https://www.takefoto.ru/userfiles/image/Dlya%20Statey/16.04.2014/tsvetovoy_krug/tsvetovoy_krug_6_rnz.jpg

Родственные (аналогичные) цвета – это цвета, взятые из промежутков от данного цвета до следующего главного.

 https://www.takefoto.ru/userfiles/image/Dlya%20Statey/16.04.2014/tsvetovoy_krug/tsvetovoy_krug_9_t98.jpg

Дополнительные

Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.

Пример дополнительных цветов:

https://www.takefoto.ru/userfiles/image/Dlya%20Statey/16.04.2014/tsvetovoy_krug/tsvetovoy_krug_7_38h.jpg

Дополнительные цвета создают менее броский вид, чем контрастные, но они также очень навязчивы. Если дополнительные цвета разбавить, то можно получить очень приятную композицию.

 Изучение нового материала. Цвет. Теплые и холодные цвета.

Учитель: Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?

9.     Символика цвета и эмоциональное воздействие цвета.

Беседа о символике цвета и эмоциональном воздействии цвета.

 Цвет в декоративной композиции.

«На классной доске представлена таблица: «Характеристика цвета»

Я вам предлагаю по прилагательным определить цвет».

 

 

ВОЗБУЖДАЮЩИЙ

СОГРЕВАЮЩИЙ

ОЖИВЛЯЮЩИЙ

АКТИВНЫЙ

 

ТЕПЛЫЙ

БОДРЯЩИЙ
ВЕСЁЛЫЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

 

 

ВЕСЁЛЫЙ

РАДОСТНЫЙ

ПЛАМЕННЫЙ

ДОБРЫЙ

 

КРАСНЫЙ

 

ЖЕЛТЫЙ

 

ОРАНЖЕВЫЙ

 

 

 

 

 

 

 

СПОКОЙНЫЙ

ПРИЯТНЫЙ

 

 

 

СЕРЬЁЗНЫЙ

 ПЕЧАЛЬНЫЙ

СПОКОЙНЫЙ

 

 

ТОСКЛИВЫЙ

ГРУСТНЫЙ

 

ЗЕЛЁНЫЙ

 

СИНИЙ

 

ФИОЛЕТОВЫЙ

Вывод: наверно поэтому нас привлекают определенные цвета, они «открывают» наше настроение.

 

Что сегодня является сюжетом вашей работы? (Синие цветы)

 

10.  Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники «Холодный батик». Кроссворд

Какие материалы и принадлежности нам еще понадобятся для росписи по ткани?

 

 

  Б

 

1

   А

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

3

   И

 

 

 

 

 

К           

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель: Давайте отгадаем кроссворд о том, какие нам сегодня понадобятся инструменты?

1. Она помогает сделать поверхность ровной.

2. На чем мы работаем?

3. Каким инструментом выполняется роспись?

4. Что используем для росписи ткани?

5. Чем достигается необычный эффект?

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Знакомство с акварельной техникой в холодном батике.

Учитель: Сейчас мы на практике будем работать в технике, которая называется акварельная.

Почему она так называется?

 Потому, что работа идет «сырым по сырому», и получаемый нежный рисунок, выполненный не на бумаге, а на ткани быстро высыхает, деформируется и выполнение всегда дает неожиданный результат, что и притягивает волшебством эффекта.

     3.  Физминутка

 

          4.    Практическая часть.

     Последовательность выполнения работы

Учитель: «Итак, с чего мы начинали свою работу над композицией? Сначала это выбор сюжета. Затем мы сделали эскиз акварелью.

Перенесли рисунок на ткань и обвели резервирующим составом. Дали ему просохнуть.

Теперь увлажняется ткань, сверху вниз, постепенно. Следим за тем, чтобы ткань была увлажнена равномерно. Начинаем накладывать краску сверху вниз с более светлых тонов. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом.

          Самостоятельная работа учащихся. Создание общего  композиционного строя, с учётом символики цвета. Колористическое решение.

При нанесении краски нужно поддерживать постоянное увлажнение ткани.

- «Что будет с цветами? Смешаются ли они в оттенки?»

- «Один цвет перемещается в другой, создавая новую цветовую гамму».

- «На более влажные участки ткани наносим соль. Впитывая влагу, соль осветляет участок ткани. Соль будем наносить на фон.

Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов. Крупная соль создает четкие световые смещения.

Контролируем получившийся результат от воздействия соли на краски и влажную поверхность. Сушим работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана именно с применением соли или мочевины».

     5. Продолжение практической работы

- «Что вы узнали о свойствах соли?»

- «Акварельная техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих цветовые сочетания.

Учитель: «Как пишут в акварельной технике?»

- «В акварельной технике пишут «сырым по сырому». 
Предлагаю вам увлажнить кистью натянутую поверхность ткани.
Это не значит, что поверхность шелка должна быть покрыта лужами воды. Просто он должен быть хорошо пропитан.

На влажном шелке краска растекается равномерно. Получается плавный переход от одного цветового тона к другому.

Если какой либо участок на ткани, необходимо высветлить, берем маленький фрагмент губки и высветляем  нужный участок круговыми движениями. Процесс высыхания образует изумительные цветовые переходы, не знающие границ. При полном высыхании ткани делаем различные акценты»

6. Подведение итогов

1. С какими цветами мы сегодня познакомились?

2. Что такое «акварельная техника?

3. Чем понравилась вам акварельная техника?

4. Где еще можно применить акварельную роспись?

5. Для чего используют соль в росписи по ткани?

 Выводы по теме холодный батик (акварельная техника)

Учитель: Роспись в акварельной технике максимально достижима и живописные эффекты могут получиться у любого трудолюбивого и творческого человека.

Практическая значимость росписи многофункциональна.

(картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье).

7. Рефлексия:

Что было трудным?

Что понравилось?

Учитель: Молодцы! Вы сегодня все старались.  На этом наш урок окончен. До свидания!

 

 

Методическая литература

4.     Галина Терешина «Батик своими руками» Москва АСТ-ПРЕСС

5.     Ю. Давыдова «Роспись по шелку» Ростов на Дону Феникс 2005

6.     Н.Н.Ростовцев «Рисунок, живопись, композиция»Москва «Просвещение» 1989

7.     А. В. Секачева «Рисунок и живопись» Москва 1983

8.     М.Ф. Иваницкий «Школа изобразительного искусства» издательство «Изобразительное искусство» 1989


 

Скачано с www.znanio.ru

Прикладное творчество 3 класс

Прикладное творчество 3 класс

Организационный момент. Подготовка к занятию

Организационный момент. Подготовка к занятию

Свободная роспись на ткани выполняется без резервирующих составов

Свободная роспись на ткани выполняется без резервирующих составов

Изучение нового материала. Цвет

Изучение нового материала. Цвет

Вывод: наверно поэтому нас привлекают определенные цвета, они «открывают» наше настроение

Вывод: наверно поэтому нас привлекают определенные цвета, они «открывают» наше настроение

Результат зависит от зернистости соли, т

Результат зависит от зернистости соли, т
скачать по прямой ссылке
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.