Мастер-класс
Тема: «Применение методов моделирования на уроках биологии и во внеурочное время» Баянова И.А.
Добрый день, уважаемые коллеги!
-Я попрошу вас закрыть глаза и представить в своём воображении одну модель.
(это может быть модель платья на закрытие конкурса «Учитель года», модель машины о котором вы мечтаете, модель вашего выпускника, ученикаи.т.д)
Даю вам 5 сек.
1. Опишите пожалуйста свою модель? Что вы вообразили? 2-3 человека спросить?
Я представляю вам свой мастер-класс, как сделать сложное простым, при помощи «Применения метода моделирования на уроках биологии».
Цель: моего мастер-класса это поделиться опытом «Применения метода моделирования» на своих уроках.
Задачи, которые я поставила – это:
- рассмотреть различные виды моделирования, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся;
- рассказать как я применяю этот метод на своих уроках;
- провести совместную работу по изготовлению биологических моделей;
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Эта древнекитайская мудрость раскрывает главную педагогическую идею образовательного стандарта второго поколения:
- формирование через данную предметную область умения учебной, исследовательской деятельности;
- развивать способности к самопознанию, самообучению и самореализации.
Можно сказать пока ребенок не пропустит полученную информацию «через себя» в виде представленного объекта, он её не воспримет на должном уровне.
С какими проблемами мы сталкиваемся на своих уроках :
- отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности;
- ребенок не может применить теорию на практике;
- ребенок испытывает страх перед практической деятельностью.
Как же решить эти проблемы?
Для создания ситуации успеха на уроке биологии могут быть использованы различные педагогические технологии, и большое значение среди них занимает технология моделирования.
Использовать метод моделирования можно на уроках и как средство достижения метапредметных результатов.
Итак в основе моделирования лежит модель.
Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал,
сохраняя только некоторые важные его свойства
Модель - выступает как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя.
Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих
предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений
Все модели можно разбить на 3 вида: модели предметные (материальные), модели информационные (знаковые) и игровые.
Все виды моделирвания я применяю на своих уроках, но предметное использую больше в 5 – 7 классах.
В качестве материалов для создания предметных моделей используются: цветная бумага, клей, картон, пластилин, нитки, скотч, бисер, проволока и др.
Итак, дорогие коллеги. Пришло время поучаствовать в моём мастер классе и мы с вами будем создавать предметную биологическую модель, попробовать освоить приемы моделирования по разным направлениям. Почувствуйте себя школьниками на уроке биологии и рассуждайте примерно так же. Образуем группы.
Уважаемая группа: у вас на столах есть материалы и задание. Прочитайте текст пожалуйста и сделайте мне модель гриба. Даю вам 5 минут.
Группа №1 –Объемная модель шляпочного гриба пластилин ( делаем пластинчатый и трубчатый грибы)
Группа №2 – Рельефная, нитки, ножницы,клей. ( делаем плесневые грибы)
Группа №3 - оформление информационной модели,
Какие же модели, и с какой целью я применяю их при изучении предмета БИОЛОГИЯ? Приведу конкретные примеры…
Предметные модели
Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).
Возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в школьном курсе биологии немало.
При изучении темы «Строение клетки» в курсе биологии 5 класса я провожу с детьми моделирование растительной и животной клеток на уроке, используя при этом желатин (цитоплазма), лесные орехи (ядро), семена фасоли (митохондрии), семена гороха (лизосомы), окрашенные в зелёный цвет семена тыквы (хлоропласты). Это один из вариантов модели клетки, которая долго не хранится. Дома дети с удовольствием выполняют творческое задание: моделируют клетку с использованием пластилина, показывают клетку в объёме.
В первом случае все модели похожи. Важным свойством модели, созданной обучающимися дома, является наличие в ней творческой фантазии. При использовании пластилина на занятиях по моделированию биологических объектов не возникает проблем восприятия: самого задания, стереотипа мышления, видение объекта только в одной плоскости, смешение цветов и форм. Самым главным в этой работе оказалось детское открытие, что любое действие может привести к изменению формы и структуры объекта; и то, что любое словесное объяснение можно доказать изготовлением модели. После «пластилиновых» работ лучше воспринимается электронные модели, теоретический материал.
Аналогично можно смоделировать клетки простейших, простые и сложные вещества, тычиночные и пестичные цветки и т.д. Многие учащиеся с удовольствием создают модели, используя аппликацию из цветной бумаги. Подобные задания можно применять преимущественно в 5 и 6 классах, что объясняется психолого-физиологическими особенностями учащихся этого возраста. Модели выставлены в кабинете биологии, их можно использовать на уроках.
Информационные модели
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.). Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму.
Я использую информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала в виде граф-логических моделей (ГЛМ). Проектируя ГЛМ совместно с учащимися, действуем по следующему плану:
1. На листке пишем «ключевое слово» («сердце» текста)
2. Вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы («спутники»)
3. Эти слова соедините линиями с «сердцем» текста.
4. У каждого «спутника» могут появиться еще слова «спутники»
5. Выявляем смысловые связи между объектами знаний («спутниками»)
В итоге получится структура, которая графически отображает размышления
Очень эффективно использовать информационные модели при изучении семейств растений Класса Однодольные и Двудольные растения (6 класс), где в опорном конспекте по учебному материалу в виде значков, символов кодируется большой объем информации, но легко расшифровываются учениками, собенно когда эти символы выбирают и предлагают сами дети.
Игровое моделирование.
В ходе изучения темы «Связи живого и неживого» в 6 классе детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов. Затем детям дается задание: взявшись за руки, составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Обучающиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено. При помощи клубка ниток можно продемонстрировать детям сети питания. В этом случае дети располагаются в кружок, в руках у них карточки с названиями растений, животных, грибов и бактерий. Клубок они кидают друг другу , наматывая нить на палец и передают клубок другому с учётом цепей питания. В центре круга образуется сеть питания. Это доказывает связь цепей питания. Одно и то же растение или животное является звеном нескольких цепей.
Знаковое моделирование.
Активно используется при изучении семейств двудольных и однодольных растений. Благодаря знакам, буквам и цифрам учащиеся небольшой текст преобразуют в формулу цветка, запись получается краткой, но ёмкой. Возможен обратный процесс, когда учащиеся на основании формулы дают словесное описание.
Таблицы.
Преобразование текста в таблицы. Таблицы, которые дети заполняют в течение одного урока, я называю краткосрочными, таблицы, заполняемые в течение нескольких уроков, долгосрочными. Используя таблицы, слабые ученики могут составить рассказ, найти черты сходства и различия.
Графики.
При изучении модификационной изменчивости проводится лабораторная работа «Построение вариационного ряда и кривой». Именно здесь чётко прослеживается связь с математикой: учащиеся находят среднее арифметическое и строят график.
Модель-алгоритм.
При изучении следующих тем: моно-, ди-, полигибридное скрещивания, промежуточное наследование признака, анализирующее скрещивание, взаимодействие неаллельных генов, генетика пола и сцепленное с полом наследование я использую модель решения генетических задач, которая легко усваивается школьниками.
1. Определение по условиям задачи доминантных и рецессивных признаков
2. Запись фенотипов и генотипов родителей
3. Запись возможных гамет, образуемых при мейозе
4. Определение генотипов и фенотипов полученного от скрещивания потомства
5. Формулировка и запись ответа.
Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.
(Слайд 19) Примеры игр на слайде
(Слайд 20) Проиграть игру Путаница (Раздать группам карточки.)
(Слайд 21) ФРАЗА - Добыть здоровье сможет только сам человек!
метод моделирования для учителя:
1. Способствует формированию положительной мотивации у учащихся.
2. Активизирует познавательные способности учащихся.
3. Способствует росту качества знаний.
4. Вдохновляет преподавателя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Для ученика:
1. Делает занятия интересными, повышает мотивацию.
2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной, групповой работе, развития личных и социальных навыков.
3. Развивает творческие способности.
4. Способствует повышению навыков научного труда.
5. Способствует развитию рефлексивных качеств личности.
Созданные модели используются на разных этапах урока: при определении темы урока, постановке учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.
Таким образом, моделирование превращается в один из универсальных методов познания, применяемых во всех современных науках, как естественных, так и общественных, как теоретических, так и экспериментальных, технических. При решении любой задачи моделирования основную роль играют эксперимент и модель, а также анализ полученных результатов. Для исследователя эти элементы неотделимы друг от друга.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.