Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
/МБОУ НШДС ОВЗ/
141018, г. Мытищи Московской области, Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а. тел/факс: (495)581-72-22 /school_mcoy@edu-mytyshi.ru
ДОКЛАД
«Принцип командной работы специалистов класса для детей с ОВЗ. Разработка универсальной диагностической карты»
(30.10.2018г. Семинар «Требования ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО к содержанию учебных предметов и коррекционных курсов»)
Подготовили:
учитель-дефектолог Мефодичева Александра Константиновна учитель-дефектолог Наумова Елена Станиславовна учитель-логопед Дегтерева Мария Викторовна
2018-2019 уч.год
Для успешной коррекционной работы специалистам, работающим в классах для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии – учителю-логопеду, учителю-дефектологу и педагогу-психологу – необходимо поддерживать тесный контакт друг с другом.
В начале учебного года традиционно проводится диагностическая работа. В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения. Учитель-дефектолог исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. Задачи обследования речи совместно решают учитель-дефектолог и учитель-логопед. Учительлогопед исследует все компоненты речевого развития. Педагог-психолог обращает внимание на эмоционально-волевую сферу и личностное развитие. В основе обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным.
Организовывая командную работу в 1 дополнительном классе (20172018 учебный год), мы столкнулись с проблемой – используемые ранее диагностические карты были устаревшими и не отражали суть работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда. В связи с этим, нами было принято решение разработать качественно новую диагностическую карту, которая бы отвечала последним требованиям ФГОС НОО ОВЗ, а также дополняла бы диагностическую карту специалиста команды. Шкала диагностики была выбрана универсальная для всех членов команды (см. Приложение).
Таким образом, объединение усилий учителя-дефектолога, учителялогопеда, педагога-психолога могут создать благоприятные условия для успешной коррекции познавательной сферы ребенка с ТМНР и его полноценного личностного развития.
Фамилия, имя обучающегося _________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________
Дата обследования __________________________________________________
Учитель-дефектолог ________________________________________________
Направление обследования |
Навык |
Начало года |
Конец I пол. |
Конец года |
1. Общие представления |
1. Называет свое имя |
|
|
|
2. Называет свою фамилию |
|
|
|
|
3. Называет свой возраст |
|
|
|
|
4. Называет членов семьи |
|
|
|
|
5. Называет свой пол |
|
|
|
|
2. Общая моторика |
1. Бросает большой мяч |
|
|
|
2. Ловит большой мяч |
|
|
|
|
3. Бросает маленький мяч |
|
|
|
|
4. Ловит маленький мяч |
|
|
|
|
5. Поднимается по лестнице |
|
|
|
|
6. Спускается по лестнице |
|
|
|
|
7. Прыгает на двух ногах |
|
|
|
|
8. Прыгает на одной ноге |
|
|
|
|
9. Перешагивает препятствия |
|
|
|
|
3. Тонкая моторика |
1. Собирает пальцы в щепотку |
|
|
|
2. Двумя пальцами «ходит » по столу |
|
|
|
|
3. Катает каждым пальцем мелкие шарики |
|
|
|
|
4. Запускает пальцами мелкие волчки |
|
|
|
|
5. Надевает деталь большой пирамидки на штырь |
|
|
|
|
6. Надевает деталь маленькой пирамидки на штырь |
|
|
|
|
7. Сжимает пальцы педагога |
|
|
|
|
8. Перекладывает мелкие предметы |
|
|
|
|
4. Конструктивный праксис |
1. Строит башню из 5-7 кубиков |
|
|
|
2. Складывает разрезную картинку (4-6 частей) |
|
|
|
|
3. Складывает картинку из кубиков (4-6 кубиков) |
|
|
|
|
4. Конструирует из палочек по образцу |
|
|
|
|
5. Складывает паззлы (от 6-ти элементов) |
|
|
|
|
5. Графический праксис |
1. Держит карандаш |
|
|
|
2. Нажимает на карандаш |
|
|
|
|
3. Обводит по пунктирной линии карандашом |
|
|
|
|
4. Выполняет штриховку карандашом |
|
|
|
5. Раскрашивает картинку карандашами |
|
|
|
|
6. Рисует геометрические фигуры |
|
|
|
|
7. Пишет буквы |
|
|
|
|
6. Сенсорное развитие |
1. Дифференцирует предметы по величине |
|
|
|
2. Дифференцирует предметы по цвету |
|
|
|
|
3. Выбирает предметы по величине |
|
|
|
|
4. Выбирает предметы по цвету |
|
|
|
|
5. Дифференцирует предметы по форме |
|
|
|
|
6. Выбирает предметы по форме |
|
|
|
|
7. Соотносит фигуру и похожий на нее предмет |
|
|
|
|
7. Пространственно-временные представления |
1. Понимает понятия «Вверху – внизу» |
|
|
|
2. Понимает понятия «Впереди – сзади» |
|
|
|
|
3. Ориентируется в схеме собственного тела |
|
|
|
|
4. Понимает предложно-падежные конструкции |
|
|
|
|
5. Ориентируется на плоскости |
|
|
|
|
6. Определяет время суток |
|
|
|
|
8. Основы счета |
1. Дифференцирует понятия «один – много» |
|
|
|
2. Дифференцирует понятия «много – мало – один – ни одного» |
|
|
|
|
3. Пересчитывает предметы в рамках 5-ти |
|
|
|
|
4. Соотносит количество предметов с числом |
|
|
|
|
5. Соотносит количество предметов с цифрой |
|
|
|
|
9. Особенности внимания |
1. Находит парные картинки |
|
|
|
2. Сравнивает две картинки |
|
|
|
|
3. Называет предметы, наложенные друг на друга |
|
|
|
|
10. Особенности памяти |
1. Показывает или называет изменения («Чего не стало?») на предметах |
|
|
|
2. Показывает или называет изменения («Чего не стало?») на картинках |
|
|
|
|
11. Особенности эмоциональноволевой сферы |
1. Вступает в контакт со взрослыми |
|
|
|
2. Вступает в контакт с детьми |
|
|
|
|
3. Критичен к собственному поведению |
|
|
|
|
4. Переключается с одного вида деятельности на другой |
|
|
|
|
5. Соблюдает правила поведения |
|
|
|
|
12. Особенности речевого развития |
1. Выполняет одноступенчатую инструкцию |
|
|
|
2. Выполняет двухступенчатую инструкцию |
|
|
|
|
3. Понимает обращенную речь |
|
|
|
|
4. Вступает в диалог со взрослым |
|
|
|
|
|
5. Использует в общении отдельные слова |
|
|
|
6. Использует в общении простую фразу |
|
|
|
|
7. Использует в общении распространенную фразу |
|
|
|
Уровни самостоятельности при выполнении заданий |
|
Не выполняет задание |
0 |
Выполняет задание со значительной физической помощью |
1 |
Выполняет задание с частичной физической помощью |
2 |
Выполняет задание по подражанию |
3 |
Выполняет задание по образцу |
4 |
Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки |
5 |
Выполняет задание самостоятельно без ошибок |
6 |
Заключение учителя-дефектолога _____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата: ____________
Учитель-дефектолог ________________________________ /Мефодичева А.К./
Фамилия, имя обучающегося _________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________
Дата обследования __________________________________________________
Учитель-логопед ________________________________________________
Направление обследования |
Навык |
Начало года |
Конец I пол. |
Конец года |
1. Артикуляционная моторика |
1. Артикуляция губ |
|
|
|
2. Артикуляция щек |
|
|
|
|
3. Артикуляция языка |
|
|
|
|
2. Мелкая моторика. Письмо |
1. Держит карандаш |
|
|
|
2. Нажимает на карандаш |
|
|
|
|
3. Обводит по пунктирной линии карандашом |
|
|
|
|
4. Выполняет штриховку карандашом |
|
|
|
|
5. Пишет буквы |
|
|
|
|
3. Речевое общение и понимание обращённой речи |
1. Выполняет одноступенчатую инструкцию |
|
|
|
2. Выполняет двухступенчатую инструкцию |
|
|
|
|
3. Понимает обращенную речь |
|
|
|
|
4. Вступает в диалог со взрослым |
|
|
|
|
5. Использует в общении отдельные слова |
|
|
|
|
6. Использует в общении простую фразу |
|
|
|
|
7. Использует в общении распространенную фразу |
|
|
|
|
4. Фонетикофонематическое развитие |
1. Находит место звука в слове (начало, середина, конец) |
|
|
|
2. Определяет наличие или отсутствие звука в слове |
|
|
|
|
3. Определяет последовательность звуков в слоге |
|
|
|
|
4. Определяет количество слогов в слове |
|
|
|
|
5. Дифференцирует сходные звуки (глухие и звонкие, твердые и мягкие) |
|
|
|
|
5. Лексикограмматический строй |
1. Образует уменьшительно-ласкательные формы слов |
|
|
|
2.Подбирает слова – антонимы существительных и прилагательных |
|
|
|
|
3. Соотносит существительные с числительными |
|
|
|
|
3.Согласовывает слова в словосочетании и предложении |
|
|
|
|
|
4.Образовывает и изменяет новые слова от заданных |
|
|
|
5. Согласовывает предлоги с существительными |
|
|
|
|
6.Образует множественное число существительных |
|
|
|
|
7.Пользуется обобщающими понятиями |
|
|
|
|
6. Связная речь |
1. Договаривает предложение по смыслу, по сюжету, по картинке |
|
|
|
2. Составляет предложения по опорным картинкам. |
|
|
|
|
3. Составляет предложения по опорным словам. |
|
|
|
|
4. Составляет рассказ по серии сюжетных картинок |
|
|
|
|
5. Пересказывает по опорным картинкам |
|
|
|
Уровни самостоятельности при выполнении заданий |
|
Не выполняет задание |
0 |
Выполняет задание со значительной физической помощью |
1 |
Выполняет задание с частичной физической помощью |
2 |
Выполняет задание по подражанию |
3 |
Выполняет задание по образцу |
4 |
Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки |
5 |
Выполняет задание самостоятельно без ошибок |
6 |
Заключение учителя-логопеда________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата: ____________
Учитель-логопед ________________________________ /Дегтерева М.В./
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.