Принцип командной работы специалистов класса для детей с ОВЗ. Разработка универсальной диагностической карты
Оценка 4.9

Принцип командной работы специалистов класса для детей с ОВЗ. Разработка универсальной диагностической карты

Оценка 4.9
Педсоветы +2
pdf
дефектология +1
1 кл—4 кл
23.04.2020
Принцип командной работы специалистов класса для детей с ОВЗ. Разработка универсальной диагностической карты
Принцип-командной-работы-специалистов-класса-для-детей-с-ОВЗ.-Разработка-диагностической-карты.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Начальная  школа - детский сад  для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

/МБОУ НШДС ОВЗ/

141018, г. Мытищи Московской области, Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а. тел/факс: (495)581-72-22   /school_mcoy@edu-mytyshi.ru

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД 

«Принцип командной работы специалистов класса для детей с ОВЗ. Разработка универсальной диагностической карты»

(30.10.2018г. Семинар «Требования ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО к содержанию учебных предметов и коррекционных курсов»)

 

 

 

 

Подготовили:

учитель-дефектолог Мефодичева Александра Константиновна учитель-дефектолог Наумова Елена Станиславовна учитель-логопед Дегтерева Мария Викторовна

 

 

 

 

 

2018-2019 уч.год

Для успешной коррекционной работы специалистам, работающим в классах для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии – учителю-логопеду, учителю-дефектологу и педагогу-психологу –  необходимо поддерживать тесный контакт друг с другом. 

В начале учебного года традиционно проводится диагностическая работа. В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения. Учитель-дефектолог исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. Задачи обследования речи совместно решают учитель-дефектолог и учитель-логопед. Учительлогопед исследует все компоненты речевого развития. Педагог-психолог обращает внимание на эмоционально-волевую сферу и личностное развитие. В основе обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. 

Организовывая командную работу в 1 дополнительном классе (20172018 учебный год), мы столкнулись с проблемой – используемые ранее диагностические карты были устаревшими и не отражали суть работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда. В связи с этим, нами было принято решение разработать качественно новую диагностическую карту, которая бы отвечала последним требованиям ФГОС НОО ОВЗ, а также дополняла бы диагностическую карту специалиста команды. Шкала  диагностики была выбрана универсальная для всех членов команды (см. Приложение).

Таким образом, объединение усилий учителя-дефектолога, учителялогопеда, педагога-психолога могут создать благоприятные условия для успешной коррекции познавательной сферы ребенка с ТМНР и его полноценного личностного развития.

 

 

 

Диагностическая карта обследования  учителем-дефектологом ___ класс «___»

 

Фамилия, имя обучающегося _________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________

Дата обследования __________________________________________________

Учитель-дефектолог ________________________________________________

 

Направление обследования

Навык

Начало года

Конец  I пол.

Конец года

1. Общие представления

1. Называет свое имя

 

 

 

2. Называет свою фамилию

 

 

 

3. Называет свой возраст

 

 

 

4. Называет членов семьи

 

 

 

5. Называет свой пол

 

 

 

2. Общая моторика

1. Бросает большой мяч

 

 

 

2. Ловит большой мяч

 

 

 

3. Бросает маленький мяч

 

 

 

4. Ловит маленький мяч

 

 

 

5. Поднимается по лестнице

 

 

 

6. Спускается по лестнице

 

 

 

7. Прыгает на двух ногах

 

 

 

8. Прыгает на одной ноге

 

 

 

9. Перешагивает препятствия

 

 

 

3. Тонкая моторика

1. Собирает пальцы в щепотку

 

 

 

2. Двумя пальцами «ходит » по столу

 

 

 

3. Катает каждым пальцем мелкие шарики

 

 

 

4. Запускает пальцами мелкие волчки

 

 

 

5. Надевает деталь большой пирамидки на штырь

 

 

 

6. Надевает деталь маленькой пирамидки на штырь

 

 

 

7. Сжимает пальцы педагога

 

 

 

8. Перекладывает мелкие предметы

 

 

 

4. Конструктивный праксис

1. Строит башню из 5-7 кубиков

 

 

 

2. Складывает разрезную картинку (4-6 частей)

 

 

 

3. Складывает картинку из кубиков (4-6 кубиков)

 

 

 

4. Конструирует из палочек по образцу

 

 

 

5. Складывает паззлы (от 6-ти элементов)

 

 

 

5. Графический праксис

1. Держит карандаш

 

 

 

2. Нажимает на карандаш

 

 

 

3. Обводит по пунктирной линии карандашом

 

 

 

 

 

4. Выполняет штриховку карандашом

 

 

 

5. Раскрашивает картинку карандашами

 

 

 

6. Рисует геометрические фигуры

 

 

 

7. Пишет буквы

 

 

 

6. Сенсорное развитие

1. Дифференцирует предметы по величине

 

 

 

2. Дифференцирует предметы по цвету

 

 

 

3. Выбирает предметы по величине

 

 

 

4. Выбирает предметы по цвету

 

 

 

5. Дифференцирует предметы по форме

 

 

 

6. Выбирает предметы по форме

 

 

 

7. Соотносит фигуру и похожий на нее предмет

 

 

 

7. Пространственно-временные представления

1. Понимает понятия «Вверху – внизу» 

 

 

 

2. Понимает понятия «Впереди – сзади» 

 

 

 

3. Ориентируется в схеме собственного тела

 

 

 

4. Понимает предложно-падежные конструкции

 

 

 

5. Ориентируется на плоскости

 

 

 

6. Определяет время суток

 

 

 

8. Основы счета

1. Дифференцирует понятия «один – много»

 

 

 

2. Дифференцирует понятия «много – мало – один – ни одного»

 

 

 

3. Пересчитывает предметы в рамках 5-ти

 

 

 

4. Соотносит количество предметов с числом

 

 

 

5. Соотносит количество предметов с цифрой

 

 

 

9. Особенности внимания

1. Находит парные картинки

 

 

 

2. Сравнивает две картинки

 

 

 

3. Называет предметы, наложенные друг на друга

 

 

 

10. Особенности памяти

1. Показывает или называет изменения

(«Чего не стало?») на предметах

 

 

 

2. Показывает или называет изменения

(«Чего не стало?») на картинках

 

 

 

11. Особенности эмоциональноволевой сферы

1. Вступает в контакт со взрослыми

 

 

 

2. Вступает в контакт с детьми

 

 

 

3. Критичен к собственному поведению

 

 

 

4. Переключается с одного вида деятельности на другой

 

 

 

5. Соблюдает правила поведения 

 

 

 

12. Особенности речевого развития

1. Выполняет одноступенчатую инструкцию

 

 

 

2. Выполняет двухступенчатую инструкцию

 

 

 

3. Понимает обращенную речь

 

 

 

4. Вступает в диалог со взрослым

 

 

 

 

5. Использует в общении отдельные слова

 

 

 

6. Использует в общении простую фразу

 

 

 

7. Использует в общении распространенную фразу

 

 

 

 

 

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

 

Не выполняет задание

0

Выполняет задание со значительной физической помощью

1

Выполняет задание с частичной физической помощью

2

Выполняет задание по подражанию

3

Выполняет задание по образцу

4

Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

5

Выполняет задание самостоятельно без ошибок

6

 

 

Заключение учителя-дефектолога _____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Дата: ____________   

 

Учитель-дефектолог ________________________________ /Мефодичева А.К./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая карта обследования  учителем-логопедом ___ класс «___»

 

Фамилия, имя обучающегося _________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________

Дата обследования __________________________________________________

Учитель-логопед ________________________________________________

 

Направление обследования

Навык

Начало года

Конец  I пол.

Конец года

1. Артикуляционная моторика

1. Артикуляция губ

 

 

 

2. Артикуляция щек

 

 

 

3. Артикуляция языка

 

 

 

2. Мелкая моторика. 

Письмо

1. Держит карандаш

 

 

 

2. Нажимает на карандаш

 

 

 

3. Обводит по пунктирной линии карандашом

 

 

 

4. Выполняет штриховку карандашом

 

 

 

5. Пишет буквы

 

 

 

3. Речевое общение и  понимание обращённой речи

1. Выполняет одноступенчатую инструкцию

 

 

 

2. Выполняет двухступенчатую инструкцию

 

 

 

3. Понимает обращенную речь

 

 

 

4. Вступает в диалог со взрослым

 

 

 

5. Использует в общении отдельные слова

 

 

 

6. Использует в общении простую фразу

 

 

 

7. Использует в общении распространенную фразу

 

 

 

4. Фонетикофонематическое развитие

1. Находит место звука в слове (начало, середина, конец)

 

 

 

2. Определяет наличие или отсутствие звука в слове

 

 

 

3. Определяет последовательность звуков в слоге

 

 

 

4. Определяет количество слогов в слове

 

 

 

5. Дифференцирует сходные звуки (глухие и звонкие, твердые и мягкие)

 

 

 

5. Лексикограмматический строй  

1. Образует уменьшительно-ласкательные формы слов

 

 

 

2.Подбирает слова – антонимы существительных и прилагательных

 

 

 

3. Соотносит существительные с числительными

 

 

 

3.Согласовывает слова в словосочетании и предложении

 

 

 

 

4.Образовывает и  изменяет новые слова от заданных

 

 

 

5. Согласовывает предлоги с существительными

 

 

 

6.Образует множественное число существительных

 

 

 

7.Пользуется обобщающими понятиями

 

 

 

6. Связная речь

1. Договаривает предложение по смыслу, по сюжету, по картинке

 

 

 

2. Составляет предложения по опорным  картинкам.

 

 

 

3. Составляет предложения по опорным словам.

 

 

 

4. Составляет рассказ по серии сюжетных картинок

 

 

 

5. Пересказывает по опорным картинкам

 

 

 

 

 

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

 

Не выполняет задание

0

Выполняет задание со значительной физической помощью

1

Выполняет задание с частичной физической помощью

2

Выполняет задание по подражанию

3

Выполняет задание по образцу

4

Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

5

Выполняет задание самостоятельно без ошибок

6

 

 

Заключение учителя-логопеда________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Дата: ____________   

 

Учитель-логопед ________________________________ /Дегтерева М.В./

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ

Для успешной коррекционной работы специалистам, работающим в классах для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии – учителю-логопеду, учителю-дефектологу и педагогу-психологу – необходимо поддерживать…

Для успешной коррекционной работы специалистам, работающим в классах для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии – учителю-логопеду, учителю-дефектологу и педагогу-психологу – необходимо поддерживать…

Диагностическая карта обследования учителем-дефектологом ___ класс «___»

Диагностическая карта обследования учителем-дефектологом ___ класс «___»

Диагностическая карта обследования учителем-дефектологом ___ класс «___»

Диагностическая карта обследования учителем-дефектологом ___ класс «___»

Перекладывает мелкие предметы 4

Перекладывает мелкие предметы 4

Дата: ____________

Дата: ____________

Дата: ____________

Дата: ____________

Обводит по пунктирной линии карандашом 4

Обводит по пунктирной линии карандашом 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020