Природа и музыка Самуил Майкапар. Эхо в горах

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Вы, может быть, были в горах и слышали, как вдали тихонько повторяются все звуки, которые произносятся громко. Это эхо. Крикнешь, а в ответ доносится таинственный, приглушенный отзвук твоего голоса. Звук возвращается, когда на его пути встречается препятствие - горы. Но он становится слабым, тихим, таинственным. У композитора С. Майкапара есть пьеса, которая называется «Эхо в горах». Как она звучит? (Исполняет пьесу.) Д е т и. То громко, то тихо. П е д а г о г. Каждой громкой фразе вторит эхо. Оно тихо отзывается и словно передразнивает громкую музыку ее отголосками. Каждый звук отражается, как в зеркале, но бледно, неясно, таинственно. (Пьеса звучит повторно.)
Иконка файла материала 15.docx
Природа и музыка Самуил Майкапар. Эхо в горах 1­е занятие Программное содержание. Учить детей различать  изобразительность музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Вы, может быть, были в горах и слышали, как  вдали тихонько повторяются все звуки, которые  произносятся громко. Это эхо. Крикнешь, а в ответ  доносится таинственный, приглушенный отзвук твоего  голоса. Звук возвращается, когда на его пути встречается  препятствие ­ горы. Но он становится слабым, тихим,  таинственным.У композитора С. Майкапара есть пьеса, которая  называется «Эхо в горах». Как она звучит? (Исполняет  пьесу.) Д е т и. То громко, то тихо. П е д а г о г. Каждой громкой фразе вторит эхо. Оно тихо  отзывается и словно передразнивает громкую музыку ее  отголосками. Каждый звук отражается, как в зеркале, но  бледно, неясно, таинственно. (Пьеса звучит повторно.) 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать  средства музыкальной выразительности: регистр, динамику, тембр, характер интонаций. Ход занятия:П е д а г о г. Вы познакомились с пьесой С. Майкапара  «Эхо в горах». В музыке изображаются отзвуки эха.  (Исполняет пьесу.) Как звучит начало пьесы? (Исполняет  первые три такта.) Д е т и. Бодро, громко. П е д а г о г. Да, сначала музыка звучит торжественно,  бодро, в среднем регистре ­ ярком, звонком. А как отвечает эхо? (Исполняет 4­6­й такты.) Д е т и. Тихо. П е д а г о г. Оно звучит таинственно, затаённо, сказочно, в  низком регистре, очень тихо. Звуки эха точно повторяют  мелодию, но доносятся издалека, еле слышно. Вторая музыкальная фраза звучит чуть­чуть иначе, немного с другим ритмическим окончанием и ещё болееторжественно. (Исполняет 7­9­й такты.) И эхо точно вторит этой мелодии, оно «передразнивает» ее вновь. Если в горах громкие звуки раздаются долго, то эхо  появляется, когда они умолкают, в конце. Чтобы услышать  эхо, нужна тишина, нужно замолчать. В середине пьесы  «Эхо в горах» громкая, сердитая музыка звучит без  остановок, и эха не слышно. Оно доносится, когда громкая  мелодия замолкает, оно вторит только ее окончанию.  (Исполняет 13­24­й такты.) Дальше мелодия останавливается часто, и эхо опять вторит каждому ее звуку, таинственно, волшебно, загадочно.  (Исполняет 25­32­й такты.) В самом конце пьесы громкая,  бодрая мелодия вновь долго не замолкает, и эхо вторит  только ее окончанию. Оно таинственно заканчивает пьесу.  (Исполняет 33­39­й такты.)Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин  написал стихотворение «Эхо»: Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом ­ На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов ­ И шлёшь ответ; Тебе ж нет отзыва... Таков И ты, поэт! Пьеса исполняется повторно.3­е занятие Программное содержание. Учить детей оркестровать  пьесу, подбирая тембры музыкальных инструментов,  соответствующие характеру пьесы. Ход занятия: П е д а г о г. Послушайте знакомую вам пьесу С. Майкапара «Эхо в горах» и подумайте, какими музыкальными  инструментами или игрушками можно передать  торжественный характер мелодии, а какими ­ тихие,  таинственные, волшебные звуки эха? (Исполняет пьесу.) Д е т и. Можно играть на бубне, барабане, а эхо изобразить  погремушками, тихо. (Дети оркеструют пьесу.)