Проблемы и особенности организации учебных занятий с детьми с умеренной умственной отсталостью первого года обучения
Оценка 4.7

Проблемы и особенности организации учебных занятий с детьми с умеренной умственной отсталостью первого года обучения

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
08.04.2024
Проблемы и особенности организации учебных занятий с детьми с умеренной умственной отсталостью первого года обучения
Статья на тему: Проблемы и особенности организации учебных занятий с детьми с умеренной умственной отсталостью первого года обучения
педагогические чтения Филатова.docx

Проблемы и особенности организации учебных занятий с детьми с умеренной умственной отсталостью первого года обучения

Перед каждым ребенком открыта своя дорога

развития, открыты свои

возможности.

Поэтому в школе не должно быть

«черни», учеников второго разряда; все дети

требуют к себе благожелательного, вдумчивого

отношения, и чем слабее, дефективнее дитя,

чем более оно отстало, тем серьезнее

и ответственнее роль школы в его созревании.

В.В. Зеньковский

Актуальность проблемы обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается поступление детей в школу с сочетанными диагнозами и множественными  нарушениями в развитии. Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу обучающихся. Как правило, интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной неврологической патологией, системным недоразвитием  речи тяжелой степени. Количество детей с умеренной формой  умственной отсталости с каждым годом растет.

С внедрением ФГОС изменилось положение ребенка в образовании, ребенок с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривается как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу  особенностей своего индивидуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги.

Дети данной категории имеют тотальное нарушение развития высших психических функций (мышления, внимания, восприятия, памяти), стойкое недоразвитие познавательной деятельности, что требует целенаправленной  планомерной коррекционно-педагогической работы, выбор форм, приемов и методов работы, создание условий, способствующих развитию способностей  обучающихся решать насущные жизненные задачи. С введением ФГОС ОВЗ для данной категории детей в содержание образования введены специальные школьные предметы и коррекционные курсы, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка: «Речь и альтернативная коммуникация» «Человек», «Окружающий социальный мир», коррекционный блок «Самообслуживание»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию  предметных действий.

            Однако учебники, рабочие тетради, пособия для  обучения данной категории детей отсутствуют, методические материалы бедны. Недостаточно созданных в школе условий, способствующих развитю способностей обучающихся решать насущные жизненные задачи, а именно: создание игровых зон, игрового материала, сюжетно-дидактических игрушек, пособий, наборов для орудийных действий и многое другое. Поэтому приходиться искать свои методы, приемы, формы работы, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого отдельно взятого ребенка, чтобы максимально адаптировать их к повседневной жизни и нахождению в социуме. Исходя из вышесказанного, я могу выделить основную цель обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: научить ребенка независимо от его психофизического состояния самостоятельной практической жизни: целенаправленной подготовке к жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирования у каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.

На мой взгляд необходимо уходить от «академического» уровня. В первую очередь коррекционная работа с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) строится на развитии произвольного внимания. Крайне важно, чтобы ребенок меня «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Я поняла, что начинать нужно работу с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами, движением рук, ног, головы. Именно подражательные движения помогли мне понять, усвоили они пройденный материал или нет. Метод подражания действиям я теперь использую на всех уроках, этот метод стал для меня своеобразной палочкой-выручалочкой. Учёт индивидуальных возможностей ребёнка, обучение тому, что поможет создать жизненные компетенции, облегчит социальные контакты  обучающегося в доступных пределах.

Исходя из опыта работы, я вывела основные особенности организации учебных занятий с детьми первого года обучения:
1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.
2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения
3. Использование подражательности, свойственной  детям, с умеренной умственной отсталостью.
4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
5.  Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время
8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
9.  Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога.

10. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.
Создание «эмоционального благополучия» на уроках.

Более подробно хочу рассказать о предмете математические представления так как он очень сложный для восприятия обучающихся, много различных понятий. Пользуясь методом подражания действиям, я увидела, что обучающиеся усвоили на своём уровне такие понятия как «много-мало», «узкий-широкий», «большой-маленький», «высокий-низкий», «далеко-близко».

На уроках использую много дидактических игр на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, форме предметов, величине, работаю над формированием умения удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

Так же при усвоении нового материала использую развивающие мультфильмы, особенно мне нравятся мультфильмы «Умная луковка» и «Малышарики», материал там интересный, доходчиво и просто объясняются различные понятия, например, величины, геометрические фигуры, времена года и т. д.

На уроках использую различные игровые моменты, ведь игра- это основной вид деятельности данных обучающихся на уроке. Игра в работе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты, медленно, но обучающиеся развиваются, они начинают использовать полученные знания в жизни. А это для них самое главное достижение.

При подготовке уроков нужно учесть,  что дети с тяжёлым недоразвитием интеллекта могут усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки  слогового чтения. На большее они просто не способны.  Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)      https://dzen.ru/asya_defectologist?_csrf=8decda9baf1be5e77be769c93db5d21b5994dbfd-1707129566413-292108396-9533081321673289155%3A0&sid=37381371568587607&tab=longs

2)      https://www.youtube.com/@user-hq2by8zc3z/videos

3)      https://t.me/defektologiya

4)      http://defectus.ru/

5)      https://ikp-rao.ru/

6)      https://vk.com/obuchenie_ras


 

Скачано с www.znanio.ru

Проблемы и особенности организации учебных занятий с детьми с умеренной умственной отсталостью первого года обучения

Проблемы и особенности организации учебных занятий с детьми с умеренной умственной отсталостью первого года обучения

Я поняла, что начинать нужно работу с развития подражательной способности ребенка

Я поняла, что начинать нужно работу с развития подражательной способности ребенка

Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружени и

Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружени и

A0&sid=37381371568587607&tab=longs 2) https://www

A0&sid=37381371568587607&tab=longs 2) https://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024