Проектная деятельность как средство взаимодействия школы и семьи
Оценка 5

Проектная деятельность как средство взаимодействия школы и семьи

Оценка 5
Педсоветы +2
pdf
дефектология +1
1 кл—4 кл
23.04.2020
Проектная деятельность как средство взаимодействия школы и семьи
Проектная-деятельность-как-средство-взаимодействия-школы-и-семьи.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Начальная  школа - детский сад  для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

/МБОУ НШДС ОВЗ/

141018, г. Мытищи Московской области, Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а. тел/факс: (495)581-72-22   /school_mcoy@edu-mytyshi.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад «Проектная деятельность как средство взаимодействия школы и семьи» (21.03.2018 г., Семинар «Продуктивная деятельность как составляющая социального развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ОВЗ»)

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Мефодичева А.К.

 

 

 

 

2017-2018 уч.год

На современном этапе развития системы образования, в частности образования детей с ограниченными возможностями здоровья, на передний план выходит педагогическое взаимодействие школы и семьи. Образуется некая триада, задачей которой является создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Таким образом, основной целью педагога в организации взаимодействия с родителями становится активизация педагогической, воспитательной деятельности семьи, что придает ей целенаправленный, общественно значимый характер. 

В условиях нашего учреждения звено «школа» представлено сплоченной командой специалистов, включающей в себя администрацию учреждения, учителей класса, воспитателей, учителя-дефектолога, учителялогопеда, педагога-психолога. Такая равноправная командная работа в тесной взаимосвязи с семьей ребенка, преследующая единую глобальную цель – социализацию школьника с ОВЗ, дает прекрасные результаты. Одним из путей такого взаимодействия мы считаем проектную деятельность.

Проектная деятельность – любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленные на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами. Проект завершается созданием продукта и его представлением в виде устной или письменной презентации [3]. 

Типология проектов при организации проектной деятельности (Е.С.

Полат):

1) по учебному предмету:

       монопредметные;

       межпредметные; внепредметные. 2) по продолжительности:

       краткосрочные (одна неделя);

       среднесрочные (несколько недель); долгосрочные (несколько месяцев).

3)      по числу участников:

       групповые; индивидуальные.

4)      по типу деятельности:

       исследовательские;

       прикладные; социальные.

Этапы работы над проектом (правило пяти «П»):

1.       Проблема

2.       Планирование

3.       Поиск информации

4.       Продукт

5.       Презентация

Каждый проект имеет определенные критерии оценки. Однако необходимо отметить, что дети с ОВЗ на начальной ступени обучения не способны к самостоятельному приобретению знаний и решения проблемы, им недоступно умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью, а также умение изложить и оформить выполненную работу и представить ее результаты. Поэтому в рамках проектной деятельности в условиях нашего учреждения крайне важно взаимодействие школы и семьи, как участников проекта, выходящих на первый план, но активно вовлекающих ребенка с ОВЗ в совместную продуктивную деятельность в рамках проекта. 

Проектная деятельность в начальной школе, по мнению Тумановой Т.С. позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности обучающихся,

т.к. включает в себя познавательную, игровую и творческую (продуктивную) деятельность, охватывая все аспекты жизни детей в школе и дома [2].

На I ступени обучения работа педагогического коллектива с детьми, обучающимися по Адаптированным основным общеобразовательным программам образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра  направлена на формирование у детей: 

учебной мотивации; 

желания посещать школу; 

умения учиться (выполнять посильные учебные задачи, исходя из реальных возможностей детей);  Важно:

развивать коммуникативное общение со всеми участниками образовательного процесса; 

гуманизировать эти отношения; 

помочь детям приобрести опыт общения и сотрудничества друг с другом и взрослыми, находящимися в зоне контакта; 

мотивировать развитие познавательной сферы, сформировать начальные учебные, трудовые умения и навыки на основе положительной мотивации к учению и создания ситуации успеха.

Хотелось бы поделиться опытом проектной деятельности в 1 дополнительном классе. На сегодняшний день завершены или находятся в стадии разработки 4 проекта. 

Первый из них – среднесрочный коллективный проект, приуроченный ко Дню народного единства, «Моя семья. Мой город. Моя страна». В рамках данного проекта были проведены тематические уроки и занятия внеурочной деятельности педагогов класса, классный час, а также конкурс семейных плакатов, повествующих об истории семьи и нашего города. Продуктами данного проекта явились сделанные совместно с родителями плакаты, а также коллективные работы, выполненные в рамках внеурочной деятельности. 

Второй завершенный проект – «Разговор о правильном питании». В рамках этого коллективного проекта была проведена беседа о правильном питании, а совместно с родителями ученики приготовили различные блюда. Также мы провели тематический урок, где рассмотрели, как правильно посадить лук. Совместно с учениками мы посадили лук и укроп, ухаживали за посадками, наблюдали за изменениями. В заключение проекта урожай был собран и употреблен в пищу.

На данный момент в разработке находится третий среднесрочный проект «Мы и космос», приуроченный ко Дню космонавтики, 12 апреля. В рамках проекта был объявлен творческий конкурс «Этот загадочный космос», где родителям совместно с детьми было предложено представить плакат, рисунок, аппликацию или макет на космическую тематику. Планируется проведение беседы о космосе с просмотром

мультипликационного фильма «Белка и Стрелка» и тематических уроков с изготовлением коллективных работ, а затем подведение итогов конкурса. 

Четвертый проект «Говори, ты это можешь!» является долгосрочным и охватывает по времени весь учебный год. Целью данного проекта является овладение учениками навыками альтернативной коммуникации. В рамках проекта изготовлен и установлен в классе фланелеграф с визуальным расписанием [1], на основе которого ежедневно отрабатываются навыки глобального чтения. Электронным методическим пособиям и карточкам с изображениями предметов сопутствуют карточки со словами, обозначающими предмет. На данный момент большинство учеников класса знает более 50-ти глобально читаемых слов. Одним из направлений альтернативной коммуникации является невербальная коммуникация, в частности, жестовая речь, элементами которой пользуются педагоги нашего класса. Продуктом данного проекта помимо всего прочего явилась жестовая песня «Мама».

Таким образом, в тесном взаимодействии с семьями учеников нам удалось организовать активную проектную деятельность, которая несет в себе конкретный продукт и социальную важность для каждого участника проекта. 

 

Литература:

1.                     Линда Ходждон. Как визуальная поддержка может облегчить жизнь при аутизме / Autism Asperger’s Digest, September/October 2012

2.                     Туманова Т.С. Организация и проведение проектной деятельности в начальной школе

3.                     Химия В.В. Еремин, В.В. Лунин. Учебно-исследовательская и проектная деятельность

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ

На современном этапе развития системы образования, в частности образования детей с ограниченными возможностями здоровья, на передний план выходит педагогическое взаимодействие школы и семьи

На современном этапе развития системы образования, в частности образования детей с ограниченными возможностями здоровья, на передний план выходит педагогическое взаимодействие школы и семьи

Полат): 1) по учебному предмету: • монопредметные; • межпредметные;  внепредметные

Полат): 1) по учебному предмету: • монопредметные; • межпредметные;  внепредметные

Поэтому в рамках проектной деятельности в условиях нашего учреждения крайне важно взаимодействие школы и семьи, как участников проекта, выходящих на первый план, но активно вовлекающих…

Поэтому в рамках проектной деятельности в условиях нашего учреждения крайне важно взаимодействие школы и семьи, как участников проекта, выходящих на первый план, но активно вовлекающих…

Хотелось бы поделиться опытом проектной деятельности в 1 дополнительном классе

Хотелось бы поделиться опытом проектной деятельности в 1 дополнительном классе

В рамках проекта изготовлен и установлен в классе фланелеграф с визуальным расписанием [1], на основе которого ежедневно отрабатываются навыки глобального чтения

В рамках проекта изготовлен и установлен в классе фланелеграф с визуальным расписанием [1], на основе которого ежедневно отрабатываются навыки глобального чтения