Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
/МБОУ НШДС ОВЗ/
141018, г. Мытищи Московской области, Новомытищинский пр-т, д.80, кор.7-а. тел/факс: (495)581-72-22 /school_mcoy@edu-mytyshi.ru
Подготовила:
учитель начальных классов
Мефодичева А.К.
На современном этапе развития системы образования, в частности образования детей с ограниченными возможностями здоровья, на передний план выходит педагогическое взаимодействие школы и семьи. Образуется некая триада, задачей которой является создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Таким образом, основной целью педагога в организации взаимодействия с родителями становится активизация педагогической, воспитательной деятельности семьи, что придает ей целенаправленный, общественно значимый характер.
В условиях нашего учреждения звено «школа» представлено сплоченной командой специалистов, включающей в себя администрацию учреждения, учителей класса, воспитателей, учителя-дефектолога, учителялогопеда, педагога-психолога. Такая равноправная командная работа в тесной взаимосвязи с семьей ребенка, преследующая единую глобальную цель – социализацию школьника с ОВЗ, дает прекрасные результаты. Одним из путей такого взаимодействия мы считаем проектную деятельность.
Проектная деятельность – любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленные на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами. Проект завершается созданием продукта и его представлением в виде устной или письменной презентации [3].
Типология проектов при организации проектной деятельности (Е.С.
Полат):
1) по учебному предмету:
• монопредметные;
• межпредметные; внепредметные. 2) по продолжительности:
• краткосрочные (одна неделя);
• среднесрочные (несколько недель); долгосрочные (несколько месяцев).
3) по числу участников:
• групповые; индивидуальные.
4) по типу деятельности:
• исследовательские;
• прикладные; социальные.
Этапы работы над проектом (правило пяти «П»):
1. Проблема
2. Планирование
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
Каждый проект имеет определенные критерии оценки. Однако необходимо отметить, что дети с ОВЗ на начальной ступени обучения не способны к самостоятельному приобретению знаний и решения проблемы, им недоступно умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью, а также умение изложить и оформить выполненную работу и представить ее результаты. Поэтому в рамках проектной деятельности в условиях нашего учреждения крайне важно взаимодействие школы и семьи, как участников проекта, выходящих на первый план, но активно вовлекающих ребенка с ОВЗ в совместную продуктивную деятельность в рамках проекта.
Проектная деятельность в начальной школе, по мнению Тумановой Т.С. позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности обучающихся,
т.к. включает в себя познавательную, игровую и творческую (продуктивную) деятельность, охватывая все аспекты жизни детей в школе и дома [2].
На I ступени обучения работа педагогического коллектива с детьми, обучающимися по Адаптированным основным общеобразовательным программам образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра направлена на формирование у детей:
• учебной мотивации;
• желания посещать школу;
• умения учиться (выполнять посильные учебные задачи, исходя из реальных возможностей детей); Важно:
• развивать коммуникативное общение со всеми участниками образовательного процесса;
• гуманизировать эти отношения;
• помочь детям приобрести опыт общения и сотрудничества друг с другом и взрослыми, находящимися в зоне контакта;
• мотивировать развитие познавательной сферы, сформировать начальные учебные, трудовые умения и навыки на основе положительной мотивации к учению и создания ситуации успеха.
Хотелось бы поделиться опытом проектной деятельности в 1 дополнительном классе. На сегодняшний день завершены или находятся в стадии разработки 4 проекта.
Первый из них – среднесрочный коллективный проект, приуроченный ко Дню народного единства, «Моя семья. Мой город. Моя страна». В рамках данного проекта были проведены тематические уроки и занятия внеурочной деятельности педагогов класса, классный час, а также конкурс семейных плакатов, повествующих об истории семьи и нашего города. Продуктами данного проекта явились сделанные совместно с родителями плакаты, а также коллективные работы, выполненные в рамках внеурочной деятельности.
Второй завершенный проект – «Разговор о правильном питании». В рамках этого коллективного проекта была проведена беседа о правильном питании, а совместно с родителями ученики приготовили различные блюда. Также мы провели тематический урок, где рассмотрели, как правильно посадить лук. Совместно с учениками мы посадили лук и укроп, ухаживали за посадками, наблюдали за изменениями. В заключение проекта урожай был собран и употреблен в пищу.
На данный момент в разработке находится третий среднесрочный проект «Мы и космос», приуроченный ко Дню космонавтики, 12 апреля. В рамках проекта был объявлен творческий конкурс «Этот загадочный космос», где родителям совместно с детьми было предложено представить плакат, рисунок, аппликацию или макет на космическую тематику. Планируется проведение беседы о космосе с просмотром
мультипликационного фильма «Белка и Стрелка» и тематических уроков с изготовлением коллективных работ, а затем подведение итогов конкурса.
Четвертый проект «Говори, ты это можешь!» является долгосрочным и охватывает по времени весь учебный год. Целью данного проекта является овладение учениками навыками альтернативной коммуникации. В рамках проекта изготовлен и установлен в классе фланелеграф с визуальным расписанием [1], на основе которого ежедневно отрабатываются навыки глобального чтения. Электронным методическим пособиям и карточкам с изображениями предметов сопутствуют карточки со словами, обозначающими предмет. На данный момент большинство учеников класса знает более 50-ти глобально читаемых слов. Одним из направлений альтернативной коммуникации является невербальная коммуникация, в частности, жестовая речь, элементами которой пользуются педагоги нашего класса. Продуктом данного проекта помимо всего прочего явилась жестовая песня «Мама».
Таким образом, в тесном взаимодействии с семьями учеников нам удалось организовать активную проектную деятельность, которая несет в себе конкретный продукт и социальную важность для каждого участника проекта.
Литература:
1. Линда Ходждон. Как визуальная поддержка может облегчить жизнь при аутизме / Autism Asperger’s Digest, September/October 2012
2. Туманова Т.С. Организация и проведение проектной деятельности в начальной школе
3. Химия В.В. Еремин, В.В. Лунин. Учебно-исследовательская и проектная деятельность
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.