«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
Оценка 4.8

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
биология
08.11.2021
«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
Методсеминар.doc

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»       Баянова И.А.

Древнекитайская мудрость гласит: Скажи мне - и я забуду. Покажи - и я запомню.
                       Дай мне действовать самому - и я научусь.

А теперь давайте ,мысленно перенесемся в мир своего детства и погрузимся в воспоминания. Какими мы были? Любопытными, наблюдательными и, конечно, было желание постоянно экспериментировать. Экспериментальная работа дает возможность каждому почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации и современная система образования  в настоящее время столкнулась с невиданной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.  Какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться? Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность  ребёнка, сами препятствуем развитию детской любознательности. Ведь дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства. Поэтому на смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Поэтому в своей работе я большое внимание  уделяю  активному восприятию информации, а именно - исследовательской работе.  Ведь исследовательская работа – это работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.                                                                                                                         Именно в процессе собственной деятельности развивается личность. Субъектная позиция ученика вырабатывается при деятельностно-практических способах обучения, а именно – использовании исследовательской деятельности и методе проектов.  Исследовательской деятельностью с обучающимися занимаюсь уже более 10 лет.  Желание заниматься исследовательской и проектной деятельностью привело к необходимости выйти за рамки времени, отведенного на лабораторные и практические занятия. Исходя из вышесказанного возникла ведущая идея:  развитие исследовательских способностей обучающихся как основы их самообразования.                                    Цель:

-Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса  к проектной и исследовательской деятельности

Актуальность:

-Технология проектов и исследований направлена на повышение  компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.

Преимущества:

-Формирование УУД ( универсальные учебные действия)                                                                                                          -Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний                                                                                                 -Формирование умений учиться

      Ведущие идеи:

-поиск решения интересной «жизненной» задачи                                                                                                           ---интеграция знаний по различным предметам

Алгоритм работы по формированию исследовательских умений и навыков выстраиваю через различные формы организации:

-проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии и внеурочной деятельности;

-проведение опытов и наблюдений при выполнении домашних заданий и во время занятий;

-проведение наблюдений во время учебных экскурсий;

-руководство исследовательскими работами при подготовке научно-исследовательских проектов обучающимися во внеклассной работе.

В процессе обучения биологии на лабораторных и практических занятиях использую:

1) исследование биологических объектов под микроскопом 

2) исследование состава тел живой природы

3) исследование строения организма

4) наблюдения за живыми объектами

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма

Опыты, наблюдения.  Домашнее задание исследовательского характера  позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. В курсе ботаники есть темы, которые требуют экспериментальных доказательств. Например, в теме «Условия прорастания семян» ребята 6 класса дома закладывают опыты, в ходе которых убеждаются, что семена тоже живые и для того чтобы им прорасти, необходимо создать определённые условия: тепло, влагу, доступ кислорода.

Учебные экскурсии воспитывают бережное отношение к природе. Экспресс- исследования ориентированы на работу по изучению объектов в их реальном окружении. Школьники успешно справляются с такой формой исследования. Например, в 5 классе, на уроке-экскурсии обучающиеся получают  навыки по изучению флоры и фауны. А также сбор растений для изготовления гербариев, пополнение коллекции насекомых.

Творческие задания такие, как  кроссворды, викторины, презентации использую во время внеурочной деятельности.

В своей деятельности я привлекаю ребят к работе над докладами, сообщениями, рефератами, презентациями. Здесь они раскрывают свои творческие возможности, работают с первоисточниками, проводят наблюдения и эксперименты, нарабатывают знания, расширяют кругозор, учатся делать выводы.

Летние задания с исследовательским характером: ( имеют особое значение)

 

1.Составить  гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)

 
2.Составление коллекций (коллекция разнообразия плодов покрытосеменных растений, семян, коллекция бабочек, жуков и др.)

При выполнении научно-исследовательских работ ученики осваивают все методы, применяемые в биологии: наблюдение, эксперимент, мониторинг, статистический и моделирование.

   Однако замыкание только на одном предмете биология снижает интерес к исследованиям у некоторых школьников. Межпредметные связи значительно повышают интерес к исследованиям. Есть примеры, касающиеся применения биологических методов для химии, географии, физики и, в первую очередь, экологии. Благодаря обмену методиками грани между науками размываются, и очень часто на стыке возникают новые продуктивные идеи или перспективные научные направления. Исходя из подобных тенденций, можно сказать, что наиболее перспективными представляются школьные исследования, подключающие материал сразу нескольких предметов. Таким образом, можно утверждать, что при формировании исследовательских умений четко прослеживаются межпредметные связи.

 

Я считаю, что завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на районных, республиканских, всероссийских научно–практических конференциях.

-Всероссийский конкурс « Юннат-2015» Проект «Удивительный мир пчёл» (1 место район, 3 место республика)Номинация: пчеловодство Автор: Сусуков Александр, ученик 7 класса

- « Глобальное потепление – парниковый эффект» «Юные исследователи окружающей среды»» 2016 год. Направление: юный исследователь Автор: Колдунов Алексей ученик 7 класса

-Участник зональной республиканской конференции « Исследовательская деятельность в современной школе» ( диплом 3 степени).

-Выступление на тему « Самостоятельные творческие работы как одна из форм организации научно-исследовательской деятельности обучающихся»

- «Живые краски» (1 место район)Научно – практическая конференция «Первые шаги в науку» 2016 год. Направление: биология Автор: Цеденова Валерия,   ученица 9 класса.

-Всероссийский конкурс « Юннат-2014» Проект  «Сбор семян овощных культур»  (1 место район, 3 место республика) Номинация: овощеводство Колдунов Алексей, ученик 8 класса

-Всероссийский конкурс « Юннат-2015» Проект  «Семена цветов: сбор, сушка, хранение»  (1 место район, 3 место республика) Номинация: цветоводство Колдунов Алексей, ученик 9 класса

-«Сортоизучение гладиолуса гибридного» (1 место район, 3 место республика)

- Всероссийский конкурс «Юные исследователи окружающей среды» 2020 год.
Направление: ботаника и экология растений Автор: Босхамжиева Баина,   ученица 8 класса.

- «Изучение взаимодействующих популяций на примере плесневых грибов Мукора и Пеницилла»  (1 место район) Районная научно – практическая конференция «Первые шаги в науку» 2021 год. Направление: экология, сельское хозяйство Автор: Босхамжиева Баина,   ученица 8 класса.

Огромный интерес вызвало у учащихся  организовать и поучаствовать  в  проектах-фотовыставках. ПРОЕКТЫ «скворечник» «кормушки для птиц» «поделки из природных материалов» и др.

Мои усилия направлены не только на совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности учащихся, повышение их уровня знаний и эрудиции, но и на то, чтобы воспитать у школьников любовь и бережное отношение к природе.

В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок наслаждается красотой и творением его собственных рук, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно помочь ему проявить себя!

Благодарю за внимание и приглашаю к сотрудничеству.

 

 


Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации

Формирование УУД ( универсальные учебные действия) -Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний -Формирование умений учиться •

Формирование УУД ( универсальные учебные действия) -Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний -Формирование умений учиться •

Однако замыкание только на одном предмете биология снижает интерес к исследованиям у некоторых школьников

Однако замыкание только на одном предмете биология снижает интерес к исследованиям у некоторых школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2021