Программное содержание. Познакомить детей с сюжетом сказки, музыкой вступления, в котором сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже знакомы со сказками-балетами П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой-балетом этого композитора «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро. В ней, как и во всякой сказке, добро сталкивается со злом, преодолевает его.
В королевском дворце даётся бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы.
На бал приглашены волшебницы - добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой, самой умной из всех принцесс.
Вдруг раздаётся шум - появляется злая фея Карабос в колеснице, запряжённой шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что ее не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда же уснёт навеки. Король, королева и гости были в ужасе и страхе от этих слов. Но доброй фее Сирени удалось смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснёт не навсегда. Ее может спасти принц, который полюбит ее и разбудит своим поцелуем.
СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Пётр Ильич Чайковский.
« Спящая красавица
Балет
»
1-е занятие
Программное содержание.
Познакомить детей с сюжетом сказки,
музыкой вступления, в котором
сопоставляются образы добра и зла,
лежащие в основе драматургии балета.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже знакомы со
сказками-балетами П. Чайковского
«Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Сегодня мы познакомимся ещё с одной
сказкой-балетом этого композитора
«Спящая красавица» по сказке Шарля
Перро. В ней, как и во всякой сказке,
добро сталкивается со злом,
преодолевает его.
В королевском дворце даётся бал в
честь рождения прекрасной,
очаровательной принцессы.
На бал приглашены волшебницы -
добрые феи во главе с феей Сирени.
Они приносят принцессе подарки,
поздравляют короля и королеву,желают принцессе быть самой
красивой, самой умной из всех
принцесс.
Вдруг раздаётся шум - появляется злая
фея Карабос в колеснице, запряжённой
шестью крысами, в сопровождении
безобразных пажей. Злая фея Карабос
разгневана тем, что ее не пригласили
на бал. Она склоняется над колыбелью,
в которой лежит принцесса, взмахивает
своей волшебной палочкой и произносит
магические слова. Она предсказывает,
что принцесса случайно уколет палец и
тогда же уснёт навеки. Король,
королева и гости были в ужасе и страхе
от этих слов. Но доброй фее Сирени
удалось смягчить колдовство феи
Карабос. Она сказала, что принцесса
уснёт не навсегда. Ее может спасти
принц, который полюбит ее и разбудит
своим поцелуем.
Король издал указ, запрещающий
держать во дворце иголки, булавки,
прясть пряжу веретеном. Шли годы.
Принцесса превратилась в красивую
девушку.И вот однажды во дворце собрались
гости, чтобы поздравить ее с днём
рождения. Никто не заметил, как в доме
появилась старуха с веретеном в руках.
Принцесса увидела ее,
заинтересовалась веретеном, которое
она никогда не видела.
Старуха протянула его ей. Принцесса
взяла веретено и стала танцевать с ним.
Все вокруг закричали, чтобы она
бросила веретено, но она кружилась и
кружилась. Танец ее внезапно
прервался - она укололась веретеном и
упала.
Старуха сбросила свой плащ, и все
узнали злую фею Карабос, которая
тотчас исчезла.
Вдруг все вокруг осветилось и
появилась озарённая волшебным светом
добрая фея Сирени. Она сказала, что
принцесса не умерла, а заснула и все
заснут вместе с ней до ее пробуждения.
Прошло много лет. Молодой принц во
время охоты увидел плывущую по реке
ладью, украшенную драгоценными
каменьями. В ней была фея Сирени.
Когда принц приблизился к ней, феяСирени взмахнула волшебной палочкой
в сторону скал, и принц увидел спящую
красавицу. Он был поражён ее красотой
и просил фею помочь ему найти
принцессу.
Фея пригласила принца сесть в ее
ладью, и они отправились в
путешествие. Вскоре они оказались в
замке. Там было много спящих людей, а
среди них король и королева. Принц
пытался разбудить их, но они
продолжали спать.
И вот он увидел спящую принцессу. Она
была так прекрасна, что он подошёл к
ней и поцеловал ее.
Принцесса проснулась. Колдовство злой
феи Карабос было побеждено. Очнулись
от сна и все остальные. Принц просил
короля отдать ему принцессу в жены.
Король благословил молодых
влюблённых.
Начался пышный праздник.
Поздравить принца и принцессу пришли
герои волшебных сказок: Кот в сапогах
с Белой кошечкой, Красная Шапочка и
Волк, Мальчик с пальчик со своими
братьями. Принцесса и принцблагодарили гостей за поздравления.
Они радовались, что колдовство злой
феи было побеждено, что они нашли
друг друга.
Послушайте, как нежно и светло звучит
музыка, когда принц и принцесса
танцуют вместе. (Звучит адажио из III
действия в записи или в исполнении на
фортепиано.)
А теперь послушайте вступление к
балету, в котором звучит музыка,
характеризующая злую фею Карабос и
добрую фею Сирени. Прислушайтесь:
какая фея изображена в начале
вступления (добрая или злая), а какая
во второй его части? (Звучит вступление
в записи или в исполнении на
фортепиано.)
Д е т и. Сначала звучит музыка,
изображающая злую фею (грозная, злая,
колючая), а потом - феи Сирени
(нежная, добрая, ласковая).
П е д а г о г. Правильно, первая тема
звучит зловеще, угрожающе, а вторая
спокойно и ласково.
Вступление к балету звучит, когда
занавес ещё не открыт. Его исполняетодин оркестр. Сказку начинает
рассказывать сама музыка. Но вы уже
почувствовали, как эта музыка
выразительна.
Начинается вступление с таинственной
и злой темы. Зная сюжет сказки, мы
связываем эту музыку с феей Карабос.
Музыка второй части вступления иная
по характеру - ласковая, светящаяся
добром, успокаивающая. Очень
красивая мелодия звучит все более
уверенно, торжественно, как бы
предсказывая, что злые силы будут
побеждены. Эта музыка характеризует
добрую фею Сирени.
Темы злой и доброй фей звучат в балете
несколько раз, когда на сцене
появляются эти персонажи.
Мы всегда узнаем эти темы в балете,
хотя при повторениях они звучат
каждый раз по-разному. Например, в
сцене, когда фея Карабос предсказала
маленькой принцессе, что она уколет
палец веретеном, в мелодии появляются
кружащиеся интонации, напоминающие
вращение веретена. Но злая,
беснующаяся тема все равно легкоузнается. Ее не спутаешь ни с какой
другой. (Звучит фрагмент в записи или в
исполнении на фортепиано.)