Программное содержание. Различать вокальную и инструментальную музыку. Уметь соотнести инструментальное произведение «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (фрагмент) по характеру с одной из знакомых песен об осени. Узнавать песню по мелодии, различать народно-песенные интонации, закреплять понятие жанра.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, какое сейчас время года?
Д е т и. Осень.
П е д а г о г. Послушайте отрывок из знакомого вам произведения и назовите его (исполняет одну мелодию).
Д е т и. Это песня Т. Попатенко «Листопад».
П е д а г о г. Мелодия плавная, напевная, песенная. Теперь послушайте ее еще раз и скажите, похожа ли она на русскую народную песню (исполняет фрагмент повторно).
Д е т и. Похожа, особенно в конце.
П е д а г о г. Да, мелодия очень похожа на народную песню, особенно ее окончание, когда она поднимается вверх (исполняет 15, 16, 17-й такты). В фортепианном сопровождении слышится трехголосое пение (исполняет сопровождение песни без пения). Два верхних голоса звучат рядом, а нижний, более самостоятельный, - как подголосок.
Теперь я дам вам интересное и трудное задание. Вы слушали на занятиях две разные песни об осени. Это вокальные произведения (те, которые исполняются голосом). Но есть произведения без пения. Это инструментальная музыка.
В сборнике П. И. Чайковского «Времена года» столько пьес, сколько месяцев в году - 12. И каждая имеет название определенного месяца и подзаголовок, например «Апрель. Подснежник», «Ноябрь. На тройке». Послушайте отрывок из пьесы «Октябрь. Осенняя песнь». Скажите, какой из двух прослушанных вами песен об осени - «Листопад» Т. Попатенко или «Падают листья» М. Красева- ближе по настроению это произведение (напоминает детям фрагменты песен и исполняет отрывок из «Осенней песни» П. Чайковского).
Д е т и. Ближе песне Т. Попатенко: грустная, унылая, печальная, жалобная.
П е д а г о г. Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. А в середине немного взволнованная, беспокойная (исполняет 5-й и 6-й такты пьесы). Но потом опять печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии. Какая картина осени изображена в музыке?
Д е т и. Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода.
П е д а г о г. Да, в музыке можно услышать и порывы ветра (исполняет повторно 5-й и 6-й такты), и как падают листья (исполняет 7 -й и 8-й такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло. Каждую пьесу П. Чайковский предваряет стихотворением. Перед «Осенней песней» отрывок из стихотворения русского поэта Алексея Константиновича Толстого:
Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят ...
ПРИРОДА И МУЗЫКА
Осень. Тематическая беседаконцерт
Пётр Ильич Чайковский. Октябрь Осенняя песнь
Программное содержание. Различать вокальную и
инструментальную музыку. Уметь соотнести
инструментальное произведение «Осенняя песнь» П. И.
Чайковского из цикла «Времена года» (фрагмент) по
характеру с одной из знакомых песен об осени. Узнавать
песню по мелодии, различать народнопесенные интонации,
закреплять понятие жанра.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, какое сейчас время года?
Д е т и. Осень.П е д а г о г. Послушайте отрывок из знакомого вам
произведения и назовите его (исполняет одну мелодию).
Д е т и. Это песня Т. Попатенко «Листопад».
П е д а г о г. Мелодия плавная, напевная, песенная. Теперь
послушайте ее еще раз и скажите, похожа ли она на
русскую народную песню (исполняет фрагмент повторно).
Д е т и. Похожа, особенно в конце.
П е д а г о г. Да, мелодия очень похожа на народную песню,
особенно ее окончание, когда она поднимается вверх
(исполняет 15, 16, 17й такты). В фортепианном
сопровождении слышится трехголосое пение (исполняет
сопровождение песни без пения). Два верхних голоса звучат
рядом, а нижний, более самостоятельный, как подголосок.
Теперь я дам вам интересное и трудное задание. Вы
слушали на занятиях две разные песни об осени. Этовокальные произведения (те, которые исполняются
голосом). Но есть произведения без пения. Это
инструментальная музыка.
В сборнике П. И. Чайковского «Времена года» столько
пьес, сколько месяцев в году 12. И каждая имеет название
определенного месяца и подзаголовок, например «Апрель.
Подснежник», «Ноябрь. На тройке». Послушайте отрывок
из пьесы «Октябрь. Осенняя песнь». Скажите, какой из
двух прослушанных вами песен об осени «Листопад» Т.
Попатенко или «Падают листья» М. Красева ближе по
настроению это произведение (напоминает детям
фрагменты песен и исполняет отрывок из «Осенней песни»
П. Чайковского).
Д е т и. Ближе песне Т. Попатенко: грустная, унылая,
печальная, жалобная.П е д а г о г. Правильно, пьеса жалобная, задумчивая,
тоскливая. А в середине немного взволнованная,
беспокойная (исполняет 5й и 6й такты пьесы). Но потом
опять печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в
мелодии. Какая картина осени изображена в музыке?
Д е т и. Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует
ветер, наступают холода.
П е д а г о г. Да, в музыке можно услышать и порывы ветра
(исполняет повторно 5й и 6й такты), и как падают листья
(исполняет 7 й и 8й такты). Мелодия звучит неторопливо,
с остановками, печально, медленно, уныло. Каждую пьесу
П. Чайковский предваряет стихотворением. Перед
«Осенней песней» отрывок из стихотворения русского
поэта Алексея Константиновича Толстого:Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят ...
Как и музыка П. И. Чайковского, стихотворение печальное,
грустное. Какое стихотворение об осени вы еще знаете?
Д е т и. «Осень наступила» А. Плещеева.
П е д а г о г. Кто хочет прочитать это стихотворение так,
чтобы все мы почувствовали, какое настроение выражено в
нем? (Вызывает коголибо из детей, ребенок читает
стихотворение:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.Зашумели воды быстрого ручья,
Птички улетели в теплые края.
П е д а г о г. Какое настроение в этом стихотворении?
Д е т и. Грустное, печальное, унылое.
П е д а г о г. О какой осени рассказывается в нем?
Д е т и. О поздней.
П е д а г о г. А какое музыкальное произведение из трех
прослушанных ближе по настроению стихотворению А.
Плещеева?
Д е т и. «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Листопад» Т.
Попатенко.
П е д а г о г. Правильно. Эти произведения, хотя и совсем
разные, одно инструментальное, другое вокальное
(песня), оба передают картину поздней, увядающей осени.Нарисуйте дома разные картины осени, а сейчас
послушайте все три произведения еще раз (исполняет их).