Программное содержание. Познакомить детей с танцем полька.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже знакомы с разной танцевальной музыкой. Сегодня вы услышите две польки - П. Чайковского и С. Майкапара. Послушайте сначала польку П. Чайковского. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Весёлая, лёгкая, отрывистая.
П е д а г о г. Да, музыка задорная, отрывистая, подпрыгивающая, остренькая, лёгкая. Полька - это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками - маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова pulka - «полшага». Полька была распространена и как бальный танец. (Исполняет пьесу повторно.)
А полька С. Майкапара какая по характеру? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Тоже весёлая, задорная.
П е д а г о г. Да, но эта полька более плавная, в ней есть и отрывистые звуки, короткие плавные интонации, и более длинные музыкальные фразы - взлёты и спуски мелодии (исполняет фрагмент, 1-10-й такты). Мелодия звучит то плавно, то отрывисто (играет 1-2-й такты).
Песня, танец, марш
Пётр Ильич Чайковский. Полька
Самуил Майкапар. Полька
1е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с танцем
полька.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже знакомы с разной танцевальной
музыкой. Сегодня вы услышите две польки П.
Чайковского и С. Майкапара. Послушайте сначала польку
П. Чайковского. Какая она по характеру? (Исполняет
пьесу.)
Д е т и. Весёлая, лёгкая, отрывистая.П е д а г о г. Да, музыка задорная, отрывистая,
подпрыгивающая, остренькая, лёгкая. Полька это чешский
народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его
танцуют поскоками маленькими, лёгкими прыжками.
Название этого танца происходит от чешского слова pulka
«полшага». Полька была распространена и как бальный
танец. (Исполняет пьесу повторно.)
А полька С. Майкапара какая по характеру? (Исполняет
пьесу.)
Д е т и. Тоже весёлая, задорная.
П е д а г о г. Да, но эта полька более плавная, в ней есть и
отрывистые звуки, короткие плавные интонации, и более
длинные музыкальные фразы взлёты и спуски
мелодии (исполняет фрагмент, 110й такты). Мелодия
звучит то плавно, то отрывисто (играет 12й такты).Обе польки очень близки по характеру, они изящные,
лёгкие, весёлые. Пожалуй, пьеса С. Майкапара начинается
с большим блеском, ярко, с озорством (исполняет
фрагмент), а полька П. Чайковского в начале звучит легко,
грациозно, воздушно, остро (исполняет
фрагмент).Местами и в польке С. Майкапара звучность
затихает (играет 1020й такты), но потом вновь в ней
появляется задор, блеск, озорство. (Играет 2023й
такты.)
Эти повторяющиеся высокие отрывистые звуки похожи на
шутливое взвизгивание скрипок в оркестре. (Играет
фрагмент повторно.)
Давайте движениями рук передадим характер этих пьес. В
польке П. Чайковского движения будут лёгкими и более
отрывистыми, а в польке С. Майкапара более плавными.
(Играет обе пьесы.)2е занятие
Программное содержание. Учить детей различать форму
музыкальных произведений, опираясь на смену характера
музыки.
Ход занятия:
Педагог исполняет польку П. Чайковского, дети
высказываются о характере музыки.
П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно, в середине пьесы
музыка звучит тяжело, низко, громко (играет фрагмент
средней части), а в начале и в конце легко, отрывисто,
высоко. (Играет фрагмент.)
Полька начинается изящно, легко. Можно представить
себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном
платьице и красивых туфельках, которые едва касаются
пола, так умело и грациозно она движется. (Исполняетфрагмент.) А в средней части, быть может, её подхватил в
танце какойнибудь неуклюжий партнёр большой,
смешной и неповоротливый. (Исполняет
фрагмент.) Потом мелодия поднимается из низкого
регистра всё выше и выше снова танцует
девочка. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.)
В польке С. Майкапара тоже две части. Они похожи между
собой и разделяются задорной, озорной мелодией на
повторяющихся звуках, похожей на игру скрипочек. В
середине пьесы эта мелодия звучит звонко,
празднично (играет 2023й такты), а в самом конце
тихо, поддразнивая, очень высоко (играет последние
четыре такта).
Вторая часть пьесы лёгкая, воздушная, полётная, нежная, в
ней много коротких, летящих мелодий (играет фрагмент
второй части, затем всю пьесу).Давайте потанцуем под музыку полек П. Чайковского и С.
Майкапара. (Исполняет обе пьесы. На последующих
занятиях можно сравнить и другие польки с уже
знакомыми, например, полькугалоп «Триктрак» И.
Штрауса, польку С. Рахманинова и др.)