Пётр Ильич Чайковский. Полька; Самуил Майкапар. Полька

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Познакомить детей с танцем полька. Ход занятия: П е д а г о г. Вы уже знакомы с разной танцевальной музыкой. Сегодня вы услышите две польки - П. Чайковского и С. Майкапара. Послушайте сначала польку П. Чайковского. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.) Д е т и. Весёлая, лёгкая, отрывистая. П е д а г о г. Да, музыка задорная, отрывистая, подпрыгивающая, остренькая, лёгкая. Полька - это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками - маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова pulka - «полшага». Полька была распространена и как бальный танец. (Исполняет пьесу повторно.) А полька С. Майкапара какая по характеру? (Исполняет пьесу.) Д е т и. Тоже весёлая, задорная. П е д а г о г. Да, но эта полька более плавная, в ней есть и отрывистые звуки, короткие плавные интонации, и более длинные музыкальные фразы - взлёты и спуски мелодии (исполняет фрагмент, 1-10-й такты). Мелодия звучит то плавно, то отрывисто (играет 1-2-й такты).
Иконка файла материала 15.docx
Песня, танец, марш Пётр Ильич Чайковский. Полька Самуил Майкапар. Полька 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с танцем  полька. Ход занятия: П е д а г о г. Вы уже знакомы с разной танцевальной  музыкой. Сегодня вы услышите две польки ­ П.  Чайковского и С. Майкапара. Послушайте сначала польку  П. Чайковского. Какая она по характеру? (Исполняет  пьесу.) Д е т и. Весёлая, лёгкая, отрывистая.П е д а г о г. Да, музыка задорная, отрывистая,  подпрыгивающая, остренькая, лёгкая. Полька ­ это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его  танцуют поскоками ­ маленькими, лёгкими прыжками.  Название этого танца происходит от чешского слова pulka ­ «полшага». Полька была распространена и как бальный  танец. (Исполняет пьесу повторно.) А полька С. Майкапара какая по характеру? (Исполняет  пьесу.) Д е т и. Тоже весёлая, задорная. П е д а г о г. Да, но эта полька более плавная, в ней есть и  отрывистые звуки, короткие плавные интонации, и более  длинные музыкальные фразы ­ взлёты и спуски  мелодии (исполняет фрагмент, 1­10­й такты). Мелодия  звучит то плавно, то отрывисто (играет 1­2­й такты).Обе польки очень близки по характеру, они изящные,  лёгкие, весёлые. Пожалуй, пьеса С. Майкапара начинается  с большим блеском, ярко, с озорством (исполняет  фрагмент), а полька П. Чайковского в начале звучит легко, грациозно, воздушно, остро (исполняет  фрагмент).Местами и в польке С. Майкапара звучность  затихает (играет 10­20­й такты), но потом вновь в ней  появляется задор, блеск, озорство. (Играет 20­23­й  такты.) Эти повторяющиеся высокие отрывистые звуки похожи на  шутливое взвизгивание скрипок в оркестре. (Играет  фрагмент повторно.) Давайте движениями рук передадим характер этих пьес. В  польке П. Чайковского движения будут лёгкими и более  отрывистыми, а в польке С. Майкапара более плавными.  (Играет обе пьесы.)2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать форму  музыкальных произведений, опираясь на смену характера  музыки. Ход занятия: Педагог исполняет польку П. Чайковского, дети  высказываются о характере музыки. П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно, в середине пьесы музыка звучит тяжело, низко, громко (играет фрагмент  средней части), а в начале и в конце ­ легко, отрывисто,  высоко. (Играет фрагмент.) Полька начинается изящно, легко. Можно представить  себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном  платьице и красивых туфельках, которые едва касаются  пола, так умело и грациозно она движется. (Исполняетфрагмент.) А в средней части, быть может, её подхватил в  танце какой­нибудь неуклюжий партнёр ­ большой,  смешной и неповоротливый. (Исполняет  фрагмент.) Потом мелодия поднимается из низкого  регистра всё выше и выше ­ снова танцует  девочка. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.) В польке С. Майкапара тоже две части. Они похожи между  собой и разделяются задорной, озорной мелодией на  повторяющихся звуках, похожей на игру скрипочек. В  середине пьесы эта мелодия звучит звонко,  празднично (играет 20­23­й такты), а в самом конце ­  тихо, поддразнивая, очень высоко (играет последние  четыре такта). Вторая часть пьесы лёгкая, воздушная, полётная, нежная, в  ней много коротких, летящих мелодий (играет фрагмент  второй части, затем всю пьесу).Давайте потанцуем под музыку полек П. Чайковского и С.  Майкапара. (Исполняет обе пьесы. На последующих  занятиях можно сравнить и другие польки с уже  знакомыми, например, польку­галоп «Трик­трак» И.  Штрауса, польку С. Рахманинова и др.)