Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана и составлена в соответствии с:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)
• Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707;
• Примерной программы по учебным предметам. 1-4 классы. Москва: «Просвещение», 2013г.
• Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2012г. – 159 с.
• Творческая тетрадь по Изобразительному искусству – 4 класс «Просвещение» - 2012г.
• Учебный план образовательного учреждения на 2014- 2015 учебный год
1.Общая характеристика курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметов. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне- их роли в жизни человека и общества
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора; совершенствование эстетического вкуса.
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: Восхитись вечно живым миром красоты, Любуйся ритмами в жизни природы и человека, Восхитись созидательными силами природы и человека.
Задачи, реализуемые в 4 классе:
1. Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
2. Познакомить учащихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
3. Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.
4. Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.
5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
2. Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 1 час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. Результаты освоения курса
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций.
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности
(рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)
Содержание курса
Восхитись вечно живым миром красоты (10 часов)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Рембрандта анн Рейна); пейзаж ; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А.А.Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Восхитись созидательными силами природы и человека (11 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
Тит.лист + Рабочая программа + КТП по ИЗО 4 класс - Шпикалова исправленный.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Асеево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель методического объединения
учителей начальных классов
________________ /__________________/
Протокол №___от «____»_______ 20___г.
«Согласовано»
Зам.директорапо
с.Асеево»
_____________________ /Хайруллин А.Х./
от «____» _____________________ 20___г.
УВР
МБОУ «ООШ
«Утверждаю»
Директор МБОУ «ООШ с.Асеево»
_________________________ /Гараев Р.Ф./
Приказ №___от «_____» ________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Изобразительное искусство»
для 4 класса
35 часов
Программа предназначена для реализации
в 20142015 учебном году
Автор составитель программы
учитель технологии МБОУ «ООШ села Асеево»
Азнакаевского муниципального района РТ
Сулейманова Регина Ринатовна.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__ от «__»_____20__г. 2014 – 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана и составлена в соответствии с:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от
•
6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)
Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт начального общего
образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»(зарегистрирован 4 февраля 2011г.),
зарегистрированный номер 19707;
• Примерной программы по учебным предметам. 14 классы. Москва: «Просвещение», 2013г.
• Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение,
2012г. – 159 с.
Творческая тетрадь по Изобразительному искусству – 4 класс «Просвещение» 2012г.
•
• Учебный план образовательного учреждения на 2014 2015 учебный год
1.Общая характеристика курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметов. Оно направлено на формирование эмоциональнообразного,
художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и
окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне их роли в
жизни человека и общества
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора; совершенствование эстетического вкуса.
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает
возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: Восхитись вечно живым миром красоты, Любуйся
ритмами в жизни природы и человека, Восхитись созидательными силами природы и человека.
Задачи, реализуемые в 4 классе: 1 Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как
графика, живопись, декоративноприкладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями,
художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
2 Познакомить учащихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить с
произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
3 Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.
4 Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.
5 Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных
художников, представленных в музее.
6 Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 1 час в неделю.
2. Место предмета в базисном учебном плане
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с
помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты
сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для
выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций,
проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников
формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу,
оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками;
выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. Результаты освоения курса
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических демократических ценностных ориентаций.
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами. Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном
развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности
(рисунке, живописи, скульптуре, декоративноприкладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических
формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.) Содержание курса
Восхитись вечно живым миром красоты (10 часов)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных
(пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и
зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративноприкладное искусство
(общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова,
В.А.Серова, Рембрандта (cid:0) анн Рейна); пейзаж ; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников –
по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с
музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративноприкладного народного искусства)
и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений
А.А.Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей,
Русским музеем.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер
линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение
характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративноприкладного
искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Восхитись созидательными силами природы и человека (11 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в
собственной художественнотворческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура),
декоративноприкладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественноконструктивной (бумагопластика, лепка)
деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в
индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная
пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративноприкладном искусстве) с помощью цвета, тона,
композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и
зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его
повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели,
посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с
традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений
художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и
т.д. (с учетом местных условий). Учебнотематический план по изобразительному искусству
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
Колво часов
Восхитись вечно живым миром красоты
Любуйся ритмами в жизни природы и человека
Восхитись созидательными силами природы и человека
ИТОГО:
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
10
14
11
35 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОКАНЧИВАЮЩИХ 4 КЛАСС
Обучающиеся должны
знать/понимать:
доступные сведения о памятниках культуры и искусства;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности
их применения в графике, живописи, декоративно – прикладных работах;
схему построения городецкой росписи;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
уметь:
применять приёмы акварельной живописи (по сырому, а – ля – прима и др.), приёмы получения цветовых пятен, сочетаний;
пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов, отдельных
объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении композиции; применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора,
вариации, импровизации);
соблюдать последовательность выполнения изделия;
анализировать орнаментные композиции в произведениях народного и декоративно – прикладного искусства;
высказывать оценочные суждения о шедеврах народных мастеров России;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
выражать своё отношение к произведениям изобразительного и народно декоративно – прикладного искусства
в самостоятельном творчестве;
высказывать своё суждение о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении музеев;
проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным
традициям народа;
проявлять положительное отношение к результату своего труда и труда других людей.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс. М. «Просвещение» 2014;
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс. М. «Просвещение»
2014;
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Изобразительное искусство. Методическое пособие. 4 класс. М. «Просвещение» 2014;
Учебнонаглядные пособия.
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.
Портреты русских и зарубежных художников.
Альбомы по народным промылам.
Ноутбук. Календарнотематическое планирование по изобразительному искусству в 4 классе по программе
Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой 35 (часов).
а №
п/п
Характеристика деятельности
Тема урока
Кол
.час
учащихся
к
о
р
у
№
Восхитись вечно живым миром красоты (10 часов)
1
Дата
план факт
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
Регулятивные:
контролировать свои действия
по точному и оперативному
ориентированию в учебнике;
принимать учебную задачу;
планировать алгоритм действий
по организации своего рабочего
места с установкой на
функциональность, удобство,
рациональность и безопасность
в размещении и применении
необходимых на уроке
изобразительного искусства
принадлежностей и материалов.
Познавательные:
о б щ е у ч е б н ы е – осознанное и
произвольное речевое высказывание в
устной форме; составление описания
разных предметов и явлений природы;
приведение примеров изображения
русских пейзажей в поэзии, живописи,
графике; формулирование ответов на
вопросы учителя; л о г и ч е с к и е –
осуществление поиска существенной
информации, дополняющей и
расширяющей имеющиеся
представления об окружающем мире.
Коммуникативные: уметь
проявлять инициативное
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
Целый мир от красоты.
Урок ознакомления с новым
материалом
Древо жизни – символ
мироздания.
Урок ознакомления с новым
материалом и применения
знаний.
Мой край родной
Урок ознакомления с новым
материалом
Цветущее дерево – символ
жизни.
Урок ознакомления с новым
материалом
Птица – символ света,
счастья и добра.
Урок применения знаний
Конь – символ солнца,
плодородия и добра.
Урок применения знаний
Композиция в городецкой
росписи.
Урок применения новых
знаний
Вольный ветер дыхание
земли.
Рисунок, передающий видение мира:
«Рыбам – вода, птицам – воздух,
человеку вся земля», выполненный
цветными карандашами, фломастерами
или цветными мелками.
Наброски и зарисовки деревьев с
натуры или по памяти, по
представлению, выполненные
карандашами, фломастером или
мелками.
Рисунок по теме: «То берёзка, то
рябина…»
Изображение растительных мотивов
городецкой росписи
Рисунок с изображением птиц у
цветущей ветки.
Рисунок с изображением коня в
технике городецкой росписи.
Роспись панно (гуашь)
1
1
1
1
1
1
1
Рисунок с изображением неба 9
9
10
10
Урок ознакомления с
новым материалом
Движение – жизни
течение.
Урок ознакомления с
новым материалом
Осенний пейзаж.
Урок применения новых
знаний
1
1
Выполнение
зарисовки
транспортных средств, заводных
игрушек, детей в движении.
Рисунок – пейзаж с изображением
людей и техники в движении.
сотрудничество
в поиске и сборе информации;
участвовать в коллективных
обсуждениях, проявлять инициативу,
отстаивать собственное мнение,
активно слушать одноклассников,
учителя; использовать образную речь
при описании предметов и явлений.
Личностные: соблюдают
организованность,
дисциплинированность на уроке;
действуют согласно правилам
обращения с художественными
материалами и правилами работы;
выражают в творческой работе свое
отношение к искусству средствами
кистевого письма; адекватно
оценивают свою работу на уроке;
обсуждают индивидуальные
результаты художественно
творческой деятельности.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 часов)
1
2
3
11
12
13
Родословное дерево –
дерево жизни.
Урок применения новых
знаний
Двенадцать братьев друг за
другом ходят.
Урок ознакомления с новым
материалом
Двенадцать братьев друг за
другом ходят.
Урок ознакомления с новым
материалом
1
1
1
Рисунок: семейный портрет.
Эскиз к сказке «12 месяцев»
Рисунокиллюстрация к сказке.
Эскиз к сказке «12 месяцев»
Рисунокиллюстрация к сказке.
Регулятивные:
контролировать свои действия
по точному и оперативному
ориентированию в учебнике;
принимать учебную задачу;
планировать алгоритм действий
по организации своего рабочего
места с установкой на
функциональность, удобство,
рациональность и безопасность
в размещении и применении
необходимых на уроке
01.11
15.11
22.11
29.11
06.12 4
5
6
7
8
9
14
15
16
17
18
19
10
20
11
21
12
22
Твои новогодние
поздравления.
Урок ознакомления с новым
материалом
Зимние фантазии.
Урок ознакомления с новым
материалом
Зимние картины.
Урок применения новых
знаний
Ожившие вещи.
Урок ознакомления с новым
материалом
Декоративный натюрморт.
Урок применения новых
знаний
Русское поле
Урок ознакомления с новым
материалом
Недаром помнит вся Россия
про день Бородина…
Урок закрепления
Образ мира в внешнем
убранстве крестьянского
дома.
Урок повторения и
закрепления.
Народная расписная
картинка – лубок
Урок повторения и
закрепления
1
1
1
1
1
1
1
1
Рисование новогодней открытки
Рисунок по наблюдению заснеженных
предметов.
по
Рисунок
с
изображением сельского пейзажа с
фигурами людей в движении.
наблюдению
Рисунок – натюрморт с изображением
предметов старины.
Рисунок декоративный натюрморт.
Зарисовки по представлению, по
образцу воинов.
Сюжетная композиция.
Зарисовки по наблюдению фасада дома.
1
Лубочная картинка.
изобразительного искусства
принадлежностей и материалов.
Познавательные:
о б щ е у ч е б н ы е – осознанное и
произвольное речевое высказывание в
устной форме; составление описания
разных предметов и явлений природы;
приведение примеров изображения
русских пейзажей в поэзии, живописи,
графике; формулирование ответов на
вопросы учителя; л о г и ч е с к и е –
осуществление поиска существенной
информации, дополняющей и
расширяющей имеющиеся
представления об окружающем мире.
Коммуникативные: уметь
проявлять инициативное
сотрудничество
в поиске и сборе информации;
участвовать в коллективных
обсуждениях, проявлять инициативу,
отстаивать собственное мнение,
активно слушать одноклассников,
учителя; использовать образную речь
при описании предметов и явлений.
Личностные: соблюдают
организованность,
дисциплинированность на уроке;
действуют согласно правилам
обращения с художественными
материалами и правилами работы;
выражают в творческой работе свое
отношение к искусству средствами
кистевого письма; адекватно
оценивают свою работу на уроке;
13.12
20.12
27.12
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02 13
23
14
24
Ожившие вещи.
Урок ознакомления с новым
материалом
Декоративный натюрморт.
Урок применения новых
знаний
1
1
Рисунок – натюрморт с изображением
предметов старины.
обсуждают индивидуальные
результаты художественно
творческой деятельности.
Рисунок декоративный натюрморт.
Восхитись созидательными силами природы и человека (11 часов)
1
2
3
4
5
6
25
26
27
28
29
30
Вода – живительная стихия.
Урок ознакомления с новым
материалом
Вода – живительная стихия.
Урок закрепления умений
Русский мотив
Урок ознакомления с новым
материалом
Русский мотив
Урок закрепления умений
Всенародный праздник –
день Победы
Урок ознакомления с новым
материалом
Всенародный праздник –
день Победы
Урок
материала
закрепления
1
1
1
1
1
1
Создание плаката на тему «Вода жизнь» Регулятивные:
Орнаменты народов мира: шедевры
архитектуры
Рисование по представлению
эскиза памятника героям Великой
Отечественной войны
контролировать свои действия
по точному и оперативному
ориентированию в учебнике;
принимать учебную задачу;
планировать алгоритм действий
по организации своего рабочего
места с установкой на
функциональность, удобство,
рациональность и безопасность
в размещении и применении
необходимых на уроке
изобразительного искусства
принадлежностей и материалов.
Познавательные:
о б щ е у ч е б н ы е – осознанное и
произвольное речевое высказывание в
устной форме; составление описания
разных предметов и явлений природы;
приведение примеров изображения
русских пейзажей в поэзии, живописи,
графике; формулирование ответов на
вопросы учителя; л о г и ч е с к и е –
28.02
07.03
14.03
21.03
04.04
11.04
18.04
25.04 7
8
9
31 Медаль за бой, за труд из
одного металла льют.
Урок ознакомления с новым
материалом
32
33
Орнаментальный образ в
веках
Урок ознакомления с новым
материалом
Орнаментальных образ в
веках.
Урок закрепления знаний
10
34
Круглый год.
Урок ознакомления с новым
материалом
1
1
1
1
Рисунок эскиз с изображением
памятной медали ко Дню Победы.
Рисунок – эскиз орнамента с символами
узбекского узора.
Выполнение узора в круге с символикой
узбекских орнаментов.
Изображение одного из времён года,
выполненная в разной технике.
11
35
Круглый год.
Закрепление знаний
Изображение одного из времён года,
выполненная в разной технике.
02.05
09.05
16.05
23.05
30.05
осуществление поиска существенной
информации, дополняющей и
расширяющей имеющиеся
представления об окружающем мире.
Коммуникативные: уметь
проявлять инициативное
сотрудничество
в поиске и сборе информации;
участвовать в коллективных
обсуждениях, проявлять инициативу,
отстаивать собственное мнение,
активно слушать одноклассников,
учителя; использовать образную речь
при описании предметов и явлений.
Личностные: соблюдают
организованность,
дисциплинированность на уроке;
действуют согласно правилам
обращения с художественными
материалами и правилами работы;
выражают в творческой работе свое
отношение к искусству средствами
кистевого письма; адекватно
оценивают свою работу на уроке;
обсуждают индивидуальные
результаты художественно
творческой деятельности.
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Рабочая программа по ИЗО 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.