Рабочая программа по ИЗО 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
10.04.2018
Рабочая программа  по ИЗО 5 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-го класса составлена на основе: • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089), • авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (2010 год издания). • образовательной программы МБОУ «ООШ с.Асеево» Азнакаевского муниципального района РТ, ( Приказ № ____ от __________________г.) • Учебного плана 1-9 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Асеево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (Приказ № ____ от ________________________ г.) • Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение ИЗО в 5 классе направлено на достижение цели: • Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. • Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции. Задачи: • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства. • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ По учебному плану 1-9 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Асеево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У учащихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Представленная программа обеспечивает достижение личностных, межпредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Межпредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 1) сформированности первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированности основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Тит. лист + Рабочая программа + КТП ИЗО 5 класс - Неменский.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Асеево»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

 

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

учителей  начальных классов

 Зам.директора по  УВР  МБОУ «ООШ  с.Асеево»

Директор   МБОУ «ООШ с.Асеево»

______________ /__________________/

_____________________ /Хайруллин А.Х./

___________________ /Гараев Р.Ф./

Протокол №___от «____»_____ 20___г.

от «____» _____________________ 20___г.

Приказ №___от «_____» ______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного курса «Изобразительное искусство»

для 5 класса

35 часов

                                                                                                            

Программа предназначена для реализации

в 2013-2014 учебном году

Автор - составитель программы

учитель технологии МБОУ «ООШ с. Асеево»

Азнакаевского муниципального района РТ

Сулейманова Регина Ринатовна.

 

              Рассмотрено на заседании

              педагогического совета

протокол №__ от «__»_____20__г.

 

                                     

2013 – 2014 г.

 

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

              Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

         Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

         Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.

          Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

         Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

·         воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою гражданскую позицию в искусстве и через искусство;

·         развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

·         освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

·         овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

            Задачи обучения:

·         совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

·         развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

·         формирование навыков работы с различными художественными материалами.

 

 местО учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане в 5 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часа (35 учебные недели).

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий и представлена в табличной форме ниже.

 ценностные ориентиры содержания
учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У учащихся  развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, межпредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Межпредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1) сформированности первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированности основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Учебно-тематический план по изобразительному искусству.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

 

Содержание

Кол-во часов

Древние корни  народного искусства

9

Связь времён в народном искусстве

7

Декор – человек, общество, время

10

Декоративное искусство в современном мире

9

ИТОГО:

35

                  

                 Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. содержание учебного КУРСА

1.      Древние корни народного искусства. (9 часов) Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

 

2.      Связь времен в народном искусстве (7 часов)

 Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.

 

 

3.      Декор, человек, общество, время (10 часов)

 Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.  Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.  

     

4.      Современное декоративное искусство (9 часов)

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.  Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Требования к уровню подготовки учаobщся 5 класса

В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны

 знать/понимать  

  • истоки и специфику образного языка декоративно- прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки),
  • несколько художественных народных промыслов России.

уметь

  • пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических задании (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов - Майдан, Жостово, а  также местные промыслы);
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);  
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно- прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно- прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора. 

 

использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности  и повседневной жизни

  • умело пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно- декоративные объекты предметной среды, объединенные  единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда,  детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования  фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

 

 

 

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5"

ü  учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

ü  правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

ü  верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

ü  умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

 

Оценка "4"

ü  учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

ü  гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

ü  умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

 

Оценка "3"

ü  учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

ü  допускает неточность в изложении изученного материала.

 

Оценка "2"

ü  учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

ü  не справляется с поставленной целью урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

материально-техническоЕ обеспечениЕ образовательного процесса

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3.  Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

 

Дополнительные пособия для учителя:

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6.  Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

 Просвещение,2006

 7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

 Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 

 3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

 учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).

16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка.  Напечатано в Испании, январь 1992.

 

2. Интернет-ресурсы.

1. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа :http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа :http://www.pedsovet.su

 

3. Информационно-коммуникативные средства.

 Аудиозаписи. Классическая музыка.

 

4. Технические средства обучения.

1. Ноутбук

 

5. Учебно-практическое оборудование.

      Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классах по программе Б,М.Неменского, «Изобразительное искусство».

№ п/п

Название темы урока

Кол

час.

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты усвоения материала

Дата проведения

Предв

Факт

 Древние корни народного искусства (9 часов)

1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

1

-беседа о древних образах народного искусства;

-определение их роли и значении в жизни крестьян.

 

Уметь отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне).

 Знать значение древних корней народного искусства, связь времён в народном искусстве.

03.09

 

2

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.

1

Беседа о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Уметь использовать орнамент при работе над декором дома.

10.09

 

3

Коллективная работа «Вот моя деревня».

1

Беседа об особенностях декора дома в народном искусстве.

Определение единства декора и представления устройства вселенной.

-знать особенности народного (крестьянского) искусства;

-уметь создавать декор крестьянской избы.

17.09

 

4

Внутренний мир русской избы.

1

Беседа по теме «Внутренний мир русской избы».

Определение важных зон в интерьере и их значение в жизни человека.

Рассмотрение предметов быта.

- знать особенности быта и окружения в крестьянской жизни;

-уметь видеть особенности народного быта и интерьера.

24.09

 

5

Коллективная работа «Проходите в избу».

1

Определение особенности интерьера и пространственное разделение в крестьянском доме.

Уметь работать в коллективе, определять обязанности при выполнении проекта.

01.10

 

6

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

 Прялка.   

1

-рассмотреть  особенности конструкции и декора предметов народного быта;

-определить особенности мировоззрения крестьянской культуры.

-знать конструкцию и декор предметов быта;

-уметь создавать собственные проекты изделия с элементами народного промысла.

08.10

 

7

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.    Полотенце.

1

Рассмотреть особенности конструкции и декора предметов народного быта.

Уметь создавать собственный проект изделия с элементами народного промысла.

15.10

 

8

Образы и мотивы  в орнаментах народной вышивки.

1

Знакомство с народной вышивкой, ее особенностями и значением.

Знать виды вышивки и цветовое значение.

 

22.10

 

9

Образы и мотивы  в орнаментах народной вышивки

(продолжение).

1

Работа в альбоме.

Уметь создавать собственную вышивку – оберег.

29.10

 

 

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

10

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

1

Изучить  историю создания  народной глиняной игрушки, ее видов, традициях формы и росписи.

 

-знать историю игрушки, виды и особенности изготовления.

12.11

 

11

Разработка орнамента для росписи игрушки.

1

Разработать свой собственный орнамент для росписи игрушки.

-уметь разрабатывать образ народной игрушки на основе полученных знаний.

19.11

 

 

12

Лепка собственной модели игрушки.

1

Формировать навыки работы с пластилином.

Уметь разрабатывать собственную модель игрушки.

 

26.11

 

 

13

Роспись собственной модели игрушки.

1

Повторение прошлого материала.

Формирование навыков разработки орнамента на основе полученной информации.

Уметь объединять в единое целое форму и декор. Знать особенности росписи игрушки.

03.12

 

14

Гжель.

1

Изучение особенности керамики, разнообразие ее посудных форм, особенности росписи.

 

-знать народные промыслы, историю  возникновения и развития Гжели;

-уметь выполнять элементы  росписи.

10.12

 

15

Городец.

1

Развить навыки росписи, умения работы с элементами орнамента, объединять в единое целое.

 

-знать возникновение и развитие росписи городец,  особенности орнаментальных элементов.

17.12

 

16

Хохлома.

1

Беседа об истории создания росписи.

 Развить навыки росписи, умения работы с элементами орнамента, объединять в единое целое.

 

 

 

-знать возникновение и развитие росписи хохлома,  особенности орнаментальных элементов.

 

 

24.12

 

Декор - человек, общество, время (10 часов)

17

Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

1

-рассмотреть   роль декоративного искусства в жизни древних обществ, пример эпоха Древнего Египта;

-знать о символике украшений и одежды этого периода.

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён  Египта.

14.01

 

18

 Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

1

-рассмотреть  с роль декоративного искусства в эпоху Древней Греции;

 -знать об основных элементах костюма Древней Греции.

 

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён  Древней Греции.

21.01

 

 

19

Греческая керамика.

1

Беседа о греческой культуре, видах керамики и видах росписи посуды.

Уметь разрабатывать орнамент на основе греческой культуры.

Уметь изображать греческую вазу со всеми ее особенностями.

 Знать элементы орнамента и искусство росписи керамики.

28.01

 

20

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

1

Рассмотреть  особенности декоративного искусства.

Беседа о  декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки.

 

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён.

 

04.02

 

21

Костюм в древнем Китае, традиции и культура китайского народа.

1

Рассмотреть  особенности декоративного искусства Китая.

Выявление роли декора в жизни китайского народа.

Определение классовой и профессиональной признаков.

-знать особенности национального костюма Древнего Китая;

-уметь различать классовую принадлежность по костюму.

11.02

 

22

Костюм эпохи средневековья.

1

Рассмотреть  особенности декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья.

 

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: средневековой Европы;

- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой.

18.02

 

23

О чем рассказывают гербы.

1

 Изучить основные части классического герба, символические значением цвета и формы в них.

 

-уметь работать с различным сочетанием цветов, для составления цветовой гаммы будущего герба.

25.02

 

24

О чем рассказывают гербы (продолжение).

1

Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей.

-умение объединять ключевые элементы составляющие композицию герба в единое целое.

04.03

 

25

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

1

-знать о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем.    

 

- работать и использовать понятие эмблема;

- работать с составляющими элементами и деталями эмблемы.

 

11.03

 

26

Предназначение эмблемы.

1

Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами их применения, значением их элементов.

-уметь разрабатывать эмблемы;

 -уметь соединять все составляющие эмблемы в единое целое.

 

 

 

18.03

 

Декоративное искусство в истории общества (9 часов)

27

Народная праздничная одежда.

 

1

Беседа о народных праздниках.

Рассмотрение праздничных костюмов и то, как костюм определял положение человека в обществе.

 

Умение работать с информацией, выбирать главное, конспектировать.

 Знать особенности  русского (татарского)  народного костюма, понятие «ансамбль», значение колорит в одежде.

 

01.04

 

28

Эскиз русского (татарского) народного костюма.

 

1

Работа с иллюстративным материалом, определить особенности национального костюма.

 

Знать особенности эстрадного костюма, его составляющих элементов и колорита.

Уметь разрабатывать эскиз костюма на основе национального искусства.

 

08.04

 

29

 Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского (татарского) народного костюма.

 

1

Сформировать понятие «орнамент».

Работа с иллюстративным материалом, определить особенности национального костюма.

 

Уметь разрабатывать орнамент  костюма на основе национального искусства.

Знать особенности старинной русской (татарской) народной вышивки в двух аспектах: историческом и художественном.

 

15.04

 

30

Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме.

 

1

Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов.

 

Уметь работать с цветной бумагой, делать куклы из различных материалов, на основе народной культуры.

 

22.04

 

31

Одежда наших предков и современная мода.

 

1

Беседа по теме «Одежда наших предков и современная мода».

Анализ различий костюмов различных народов, современные и исторические. Увидеть  особенности одежды своего народа.

-знать традиции костюма наших предков, как они  сохранились в новых образах современной моды.

 

29.04

 

32

Праздничные народные гулянья.

 

1

Беседа о различных национальных праздниках их особенностях и традициях. Развить навыки изображения народных гуляний.

 

Уметь видеть и понимать культуру своего народа через народные праздники и гуляния.

Знать главные русские (татарские) и народные праздниками, их символическое значение и место в жизни наших предков.

06.05

 

33

Коллективная работа «Наш веселый хоровод».

 

1

Продолжить развивать творческую фантазию, активность.

 

-умение работать в малом коллективе (группе).

 

 

13.05

 

34

«Красота земли родной».

 

 

 

1

Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

Знать культуру как систему общечеловеческих ценностей.

Уметь видеть красоту родного края..

Понимать и воспринимать ее красоту.

20.05

 

 

 

 

 

35

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

-вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение

-объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

27.05

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села

I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

О учебного предмета в учебном плане

О учебного предмета в учебном плане

Межпредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового…

Межпредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового…

ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр

ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр

II . Учебно-тематический план по изобразительному искусству

II . Учебно-тематический план по изобразительному искусству

III . содержание учебного КУРСА 1

III . содержание учебного КУРСА 1

IV . Требования к уровню подготовки уча ob щся 5 класса

IV . Требования к уровню подготовки уча ob щся 5 класса

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Е обеспечениЕ образовательного процесса

Е обеспечениЕ образовательного процесса

Интернет-ресурсы. 1. Википедия – свободная энциклопедия

Интернет-ресурсы. 1. Википедия – свободная энциклопедия

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классах по программе

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классах по программе

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Декор - человек, общество, время (10 часов) 17

Декор - человек, общество, время (10 часов) 17

О чем рассказывают гербы (продолжение)

О чем рассказывают гербы (продолжение)

Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов

Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018