Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-го класса составлена на основе:
• федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
• авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (2010 год издания).
• образовательной программы МБОУ «ООШ с. Асеево» Азнакаевского муниципального района РТ, (Приказ № ____ от _______________г.)
• Учебного плана 1-9 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Асеево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (Приказ №______ от _____________________ г.)
• Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение ИЗО в 6классе направлено на достижение следующих целей:
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Задачи:
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
По учебному плану 1-9 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Асеево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У учащихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, межпредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Межпредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при-
знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Тит. лист + Рабочая программа + КТП ИЗО 6 класс - Неменский исправленный.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Асеево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель МО
Спортивно – художественного цикла
________________ /_________________/
Зам.директора по УВР МБОУ «ООШ
с.Асеево»
_____________________ /Хайруллин А.Х./
Директор МБОУ «ООШ с.Асеево»
___________________ /Гараев Р.Ф./
Протокол №___от «____»_____ 20___г.
от «____» _____________________ 20___г.
Приказ №___от «_____» ______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Изобразительное искусство»
для 6 класса
35 часов
Программа предназначена для реализации
в 20142015 учебном году
Автор составитель программы
учитель технологии МБОУ «ООШ села Асеево»
Азнакаевского муниципального района РТ
Сулейманова Регина Ринатовна.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__ от «__»_____20__г.
2014 – 2015 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6го класса составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 19 классы» (2010 год издания).
образовательной программы МБОУ «ООШ с. Асеево» Азнакаевского муниципального района РТ, (Приказ № ____ от _______________г.)
Учебного плана 19 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Асеево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (Приказ №______ от _____________________ г.)
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 57 классы. Музыка. 57 классы. Искусство. 89 классы. –
М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение ИЗО в 6классе направлено на достижение следующих целей:
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
развитие художественнотворческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти,
эмоциональноэстетического восприятия действительности;
Задачи:
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных
средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с
образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по
памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные
особенности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ По учебному плану 19 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Асеево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение изобразительного искусства в 6 классе
отводится 35 часов, 1 час в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовнонравственное воспитание и развитие способностей, творческого
потенциала ребенка, формирование ассоциативнообразного пространственного мышления, интуиции. У учащихся развивается способность
восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоциональноценностного отношения ребенка к миру, его духовно
нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоциональноценностного, эстетического восприятия мира и художественно
творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего
человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными
художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных
материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, межпредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Межпредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при
знакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии
человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к
миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
декоративноприкладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
II. Учебнотематический план по изобразительному искусству.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
Колво часов
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт
Вглядываясь в человека. Портрет
Человек и пространство в изобразительном искусстве
ИТОГО:
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
9
7
10
9
35 III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)
Жанры и виды изобразительного искусства. Графика, живопись и скульптура основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе
мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве художников. В основе живописи лежат цветовые
отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). «Локальный
цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и еѐ выразительные возможности
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в
скульптуре. Основы языка изображения.
«Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром
натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта. Художественное познание: реальность и
фантазия. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на
плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре.
Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность. Образ человека – главная тема искусства. Конструкция
головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете.
Великие портретисты. Художники – наши земляки.
«Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж» (9 ч) Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве.
Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Жанры в
изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация
изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников Татарстана. Городской пейзаж. Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа
Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа.
Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)
Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.
Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной
деятельности с натуры
Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве.
Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественнотворческой деятельности; активно
воспринимать произведения станковой графики
Знать основные характеристики и свойства цвета.
Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа.
Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения
станковой живописи
Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.
Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства
выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников,
Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусств.
«Мир наших вещей. Натюрморт»
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного
изображения в искусстве
Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта.
Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности
графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)
Иметь представление о многообразии и выразительности форм
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости.
Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры
Знать основы изобразительной грамоты: светотень.
Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре
натюрморта.
Знать выдающихся художниковграфиков.
Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать
в технике печатной графики
Знать выразительные возможности цвета.
Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений
натюрмортного жанра
Знать такой жанр искусства, как натюрморт; выдающихся художников, произведения натюрмортного жанра (В. ВанГог, К. Моне, Й. Машков).
Уметь анализировать образный язык произведений жанра
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»
Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художниковпортретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин).
Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр.
Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека.
Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов).
Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры.
Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры. Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные
возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.
Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами.
Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра.
Уметь применять полученные знания при работе с натуры.
Знать выдающихся художниковпортретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель.
Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа.
Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения
живописи.
Знать художниковпортретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт).
Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.
«Человек и пространство в изобразительном искусстве»
Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.
Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства.
Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве
Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.
Традиции изображения пейзажа в древнем Китае, Европе. Совершенствовать технику работы с красками, развитие творческого воображения.
Совершенствовать технику работы с красками, развитие творческого воображения. Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры.
Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике.
Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике. Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в
течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в
создании художественного образа.
Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 19 классы. М.: Просвещение, 2010
2. Электронное пособие по ИЗО: Компактдиск «Изобразительное искусство» Издательство «Учитель», 2010 год
2. Интернетресурсы.
1. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа :http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа :http://www.pedsovet.su
3. Информационнокоммуникативные средства.
Аудиозаписи. Классическая музыка.
4. Технические средства обучения.
1. Ноутбук
5. Учебнопрактическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся. Календарнотематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классах по программе Б.Н. Неменского
«Изобразительное искусство» 35 часов.
а №
п/п
к
о
р
у
№
Название темы урока
Кол
час.
Характеристика деятельности
учащихся или виды учебной
Планируемые результаты усвоения
материала
Дата провед.
Предв Факт
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 часов)
деятельности
1
1
Введение. Изобразительное
искусство в семье
пластических искусств.
2
2
Рисунок основа
изобразительного искусства.
3
3
Пятно как средство
выражения.
1
1
1
рассмотреть значение искусства в
жизни человека;
иметь представление о пластических
видах; искусства и их делении на
группы: конструктивные,
декоративные и изобразительные.
Беседа о значении рисунка в
искусстве – рассмотреть виды
рисунка.
Познакомиться с материалами для
его выполнения, техниками работы
над рисунком.
Изучить роль пятна в изображении и
его выразительными возможностями,
тональной шкалой, композицией
листа, ритмом пятен.
Работа в альбоме.
уметь различать особенности языка
следующих видов изобразительного
искусства: живописи, графики,
скульптуры;
уметь различать основные жанры
изобразительного искусства;
знать виды искусства.
уметь выполнять рисунок карандашом с
натуры;
развивать навыки овладения техникой
рисования.
знать понятия пятна, силуэта, тона и
тональных оттенков в изобразительном
искусстве;
уметь орудовать понятиям пятно, силуэт,
тональные оттенки.
04.09
11.09
18.09 4
5
4
5
Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
6
6
Цвет в произведениях
живописи.
7
7
Объемные изображения в
скульптуре.
8
8
Объемные изображения в
скульптуре.
1
1
1
1
1
Развить понимание пятна как силуэта
и способа изображения на плоскости.
Работа в альбоме.
беседа о возможностях и значении
цвета в изобразительном искусстве;
изучить основы цветоведения.
25.09
02.10
уметь использовать на практике пятно,
тон, композицию листа как выразительные
средства изо;
развить приемы работы с красками.
уметь работать с цветом;
знать понятие цветового круга, основных,
составных цветов, дополнительного цвета,
холодного и теплого цветов; светлоты,
цветового контраста, насыщенности цвета;
находить гармонические цветовые
сочетания.
Изучит понятия « локальный цвет»,
«тон», «колорит», «гармония», с
цветовыми отношениями,
взаимодействием цветовых пятен,
цветовой композицией.
уметь находить гармонические цветовые
сочетания;
развивать технику работы с красками;
знать о выдающихся произведениях
русского изобразительного искусства.
09.10
беседа о выдающихся произведениях
скульптуры, живописи, графики;
рассмотрение выразительные
возможности объемных изображений
на примере произведений искусства.
знать выразительные возможности
объемного изображения.
16.10
рассмотреть виды скульптурных
изображений, связь объема с
окружающим пространством и
освещением, художественными
материалами, применяемых в
скульптуре и их свойствами.
уметь создавать объемные изображения
животных, используя различные
материалы (пластилин, глина, мятая
бумага) в том числе и природные
материалы.
23.10 Беседа о видах изобразительного
искусства, художественных
материалах, их выразительных
возможностях, художественном
творчестве и художественном
воспитании.
уметь работать с графическими, цветным
и пластическими материалами;
уметь применять выразительные
возможности разных видов
изобразительного искусства;
знать известнейшие музеи своей страны и
мира, а также местные художественные
музеи.
Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов)
9
9
Основы языка
изобразительного искусства.
1
2
3
4
5
6
10
11
12
13
14
15
Художественное познание:
реальность и фантазия.
Изображение предметного
мира натюрморта.
Понятие формы.
Многообразие форм
окружающего мира.
Изображение предмета на
плоскости и линейная
перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
1
1
1
1
1
1
1
Разобрать понятие реальности и
фантазии в творческой деятельности
художника, условности и
правдоподобия в изобразительном
искусстве.
Беседа об истории натюрморта.
Рассмотрение жанров натюрморта.
изучить понятие формы и ее
вариации;
выразительные возможности формы.
Беседа о выразительных средствах и
правилах изображения предмета на
плоскости.
Изучить возможности освещения
предметов.
Беседа о выразительных
возможностях графических
материалов рассмотреть приемы
работы карандашом.
30.10
13.11
20.11
27.11
развивать навыки фантазии и
практической деятельности;
уметь пользоваться различными
графическими техниками.
уметь применять знания о композиции
при составлении натюрморта;
знать понятие натюрморт;
знать виды и жанры натюрморт;
знать правила композиции в натюрморте.
уметь применять различные формы, при
составлении композиции.
уметь строить натюрморт по правилам.
04.12
Уметь передавать освещение и объем
предметов.
развивать навыки решения
композиционных задач.
11.12
18.12 7
16
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности
натюрморта.
1
17
Образ человека одна из
главных тем искусства
2
18
Графический портретный
рисунок и выразительность
образа человека.
3
4
5
19
20
Конструкция головы человека
и ее пропорции.
Изображение головы человека
в пространстве. Автопортрет.
21
Портрет в скульптуре.
1
1
1
1
1
1
Беседа о живописном натюрморте на
примере произведений различных
художников. Рассмотреть
особенности и выразительные
возможности натюрморта в различных
его видах.
уметь добиваться тональных и цветовых
градаций при передаче объёма;
передавать при изображении предмета
пропорции и характер формы;
уметь применять знаний линейной и
воздушной перспективы.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
беседа о способах изображения
человека в искусстве разных эпох;
изучить историю возникновения
портрета.
беседа об истории изображения
образа человека в
графическом портрете, его
особенности.
Беседа о пропорциях человека на
примере схем.
Работа в альбоме по схеме.
Объяснение о способах и
последовательности изображения
человека в пространстве.
Определить понятие автопортрет.
Работа в альбомах по заданию
учителя.
изучить историю портрета в
скульптуре, выразительные
возможности скульптуры;
рассмотреть работы великих
художников портретистов.
уметь работать с натуры в живописи и
графике над портретом;
уметь выбирать наиболее подходящий
формат листа при работе над портретом;
знать то, что в портретном изображении
должен выражаться характер человека, его
внутренний мир.
уметь отражать в портрете
индивидуальные особенности, характер и
настроение портретируемого, располагать
рисунок на листе;
уметь изображать голову человека.
уметь изображать голову человека;
знать закономерности в конструкции
головы человека, пропорциях лица;
знать понятие средней линии и
симметрии лица.
уметь правильно выбирать поворот или
ракурс головы;
отработать приемы рисования головы;
знать технику рисования головы человека.
уметь наблюдать за натурой, пластикой
формы движений мимики;
уметь передавать характерные
особенности в работе с материалом.
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02 6
7
22
23
Портрет в скульптуре
(продолжение).
Образные возможности
освещения в портрете.
8
24
Портрет в живописи.
9
25
Роль цвета в портрете.
10
26
Роль цвета в портрете
Объединение фантазии и
реальности в образе человека.
1
1
1
1
1
Повторение всех пропорций головы
человека.
Работа с пластическим материалом.
Рассмотреть изменения восприятия
портретируемого при направлении
света сбоку, снизу, при изображении
против света, с контрастностью
освещения.
Работа в альбомах с натуры.
беседа об обобщенном образе
человека в живописи Возрождения, в
XVIXIX и XX веках;
развивать навыки изображения
человека;
работа с иллюстративным
материалом.
Работа с иллюстративным
материалом.
Работа в альбоме по заданию учителя.
Работа в альбоме по иллюстрациям.
уметь изображать портрет человека из
пластилина, соблюдая пропорции и
добиваясь сходства;
развивать пространственное мышление.
уметь применять приемы изображения
человека;
уметь наблюдать;
развить навыки работы в технике
рисования однородной акварелью
(черной);
знать особенности изображения человека
при различном освещении.
уметь составлять композицию в портрете;
совершенствовать технику работы
карандашом, красками;
уметь наблюдать за натурой;
знать о роли и месте живописного
портрета в истории искусства.
уметь выражать цветом настроение и
характер героя портрета;
знать о цветовой возможности решения
образа в портрете;
знать понятие цвета, тона и освещения в
портрете.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 часов)
1
27 Жанры в изобразительном
1
искусстве.
систематизировать знания учащихся
о жанрах изобразительного
искусства;
работа с иллюстрациями.
уметь различать различные жанры
изобразительного искусства;
уметь вести беседу о художниках и их
произведениях;
знать предметы изображения и картину
мира в изобразительном искусстве, и его
видение в разные эпохи.
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04 Знакомство с понятием перспектива,
точка схода.
Выполнение упражнений, работа в
альбоме по заданию учителя.
Выполнение упражнений, работа в
альбоме по заданию учителя.
знать о перспективе как о способе
передачи глубины пространства;
знать понятие «плоскость картины»,
«точка схода», «перспективные
сокращения».
Уметь передавать линейновоздушную
перспективу.
2
3
4
28
29
30
Правила линейной и
воздушной перспективы.
Правила линейной и
воздушной перспективы
(продолжение).
Пейзаж большой мир.
Организация изображаемого
пространства
5
31
Пейзаж настроение.
Природа и художник.
6
32
Городской пейзаж.
1
1
1
1
1
беседа, обобщение;
рассмотреть работы художников
пейзажистов;
Работа в альбоме.
повторение законов и средств
композиции на примере работ
художников.
беседа о пейзаже как таком жанре в
искусстве, который предполагает
гармоничное сочетание чувств
художника и их выражения в
творческой деятельности;
рассмотрение многообразия форм и
красок окружающего мира,
изменчивость состояния природы в
зависимости от освещения;
Работа с иллюстрациями.
Работа в альбоме.
Беседа о возможностях изображения
образа города в живописи.
Рассмотреть особенности городского
пейзажа в истории искусства в разные
эпохи и в российском искусстве XX
века. Работа в альбоме по заданию
учителя.
09.04
16.04
23.04
30.04
знать о пейзаже как самостоятельном
жанре в искусстве;
знать виды пейзажа и их особенности;
уметь передавать настроение, состояние
в пейзаже;
уметь работать с красками и
графическими материалами.
уметь находить красоту природы в разных
ее состояниях: утром, вечером, в полдень,
сумерки, в солнечный или ненастный день
и т. д.;
уметь передавать красками яркие
цветовые состояния природы; показать
роль колорита в пейзаже, настроение,
мироощущение;
совершенствовать технику работы с
красками.
Уметь выполнять городской пейзаж с
соблюдением правил линейной
перспективы.
07.05 7
8
9
33
34
Городской пейзаж
(продолжение).
Выразительные возможности
изобразительного искусства.
Язык и смысл.
35
Великие художники.
1
1
1
Работа в альбоме.
Работа с иллюстрациями.
Уметь видеть красоту вокруг, понимать
содержание различных видов искусства.
14.05
Работа в альбоме.
Работа с иллюстрациями.
Уметь различать выразительные
возможности изобразительного искусства.
21.05
Обобщить изученный материал.
знать о значении изобразительного
искусства в жизни людей;
знать виды изобразительного искусства,
средства выразительности, основы языка.
28.05
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.