Рабочая программа учебных курсов для 1 класса УМК Школа России
Оценка 4.9

Рабочая программа учебных курсов для 1 класса УМК Школа России

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 6
Все классы
04.03.2018
Рабочая программа учебных курсов для 1 класса  УМК Школа России
Рабочая программа курса Родина моя 1 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»

 

«ПРИНЯТО»                                «СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Куратор кафедры                               заместитель

Директор МБОУ «Лицей №101»

начальных классов                      директора по ВР

_______ Крайцер Н.В.                  _____ Кухленко Е.Б.

______________  Михальчук В.П.

«29» августа  2017 года

Протокол №  3                            

от « 28_» _08_2017 года           « 28  » 08_2017 года

Приказ № 357

от 29.08.2017 года

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса « Родина моя»

образовательной внеурочной деятельности

обучающихся 1 б  класса

начального общего образования

на 2017/2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Казанцева Лариса Владимировна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2017

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

              Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)

·         Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38 05 июня 2017 приказ 629, 20 июня 2017 приказ №581, 08 июня 2017 приказ №535)

·         Программа   Пантелеевой  А.Л. «Родина моя», Барнаул 2012г.

·         Учебный план МБОУ  «Лицей №101» на 2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора от 22.05.2017 №244

·         Годовой календарный учебный график МБОУ  «Лицей №101» на  2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора  от 29.08.2017   №355

·         Положение  о рабочих программах учебных предметов в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом, принятое педагогическим советом от 22.05.2017 протокол №4 и утвержденное приказом директора от 22.05.2017 №244

·         Положение о формах, периодичности и порядке контроля текущей и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора  от 29.08.2017 №356

·         Положение о критериях и нормах оценок по учебным предметам и учебным курсам на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356

·         Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356.

          Обоснование выбора - появление данной программы обусловлено необходимостью преодоления противоречия между общественной потребностью в сохранении и передаче подлинных форм народной культуры и неразработанностью этих вопросов в методике этнокультурного воспитания младших  школьников.

Цель курса: формировать духовный мир ученика и его нравственность, через последовательное и углубленное изучение фольклорных, культурологических, исторических знаний и традиций русского народа, а в итоге- творческую и высоконравственную личность, любящую своё Отечество, знающую историю и традиции своей Родины.

Задачи курса: создание комплексной системы воздействия на учеников с целью закрепления фольклорных, исторических, культурных знаний, понятий и морально– нравственных категорий.

Данная программа строится на специфике приобщения детей младшего школьного возраста к традиционной народной культуре средствами народного художественного творчества в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах.

Содержание данной программы  внеклассной  деятельности  школьников  подчиняется  следующим принципам:

— личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

— природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

— педоцентризм  (отбор  содержания  обучения,  адекватного  психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий,  наиболее  актуальных  для  младших  школьников;  необходимость социализации ребёнка);

— культуросообразность  (познание  лучших  объектов  культуры  из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

 

            Ценностными ориентирами содержания курса  являются:

— развитие  у  обучающихся  эстетического  восприятия  окружающего мира;

— формирование представлений о национальной культуре как уникальной ценности;

— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения  к  природе;  развитие  умений,  связанных  с  изучением  окружающей среды;

— развитие устойчивого познавательного интереса к народному фольклору, традициям;

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению природы и национальной культуры малых народов.

 

Программа внеурочной деятельности «Родина моя» предназначена для учащихся  1 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на один год обучения. Занятия  рассчитаны на 1 час в неделю, 33 занятия в год.

 

Общая характеристика организации учебного процесса

Формы представления результатов:

·         презентации

·         выставки

·         родословная  семьи

праздники

Технологии

Методика приобщения должна выстраивается на основе опыта народной педагогики и предполагает использование традиционных методов (диалог, побуждения к самостоятельным проявлениям ребенка, детское творчество), форм (специально разработанные комплексные фольклорные занятия, где все фольклорные жанры осваиваются как феномен устной традиции; семейно-общинные встречи - посиделки, обходы-величания, чаепития, гостевания и др.; народные праздники на традиционной основе; включение элементов традиционного уклада в жизнедеятельность школьного учреждения) и способов (обучение у народных мастеров, посредством аудио-видеозаписей, использование обучающих возможностей детского коллектива).

 

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование.

         При составлении программы корректировка не введена.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

 

Планируемые результаты

Воспитательные результаты внеурочной  деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Личностные и метапредметные результаты.

Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

      Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное  использование  мыслительных  операций  (анализ,  сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения,

восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

После 1 года обучения обучающиеся научаться: базовый

 называть основные жанры детского фольклора (колыбельная песня, закличка и т. д.)

 сроки проведения основных народных и христианских праздников;

 приуроченный к праздникам календарный фольклор

 народный месяцеслов;

После 1 года обучения обучающие получат возможность научиться: повышенный

 эмоционально откликаться на все виды деятельности;

 эмоционально исполнять различные жанры детского и календарного фольклора:

 объяснять связь древнеславянских названий каждого месяца с погодными и природными явлениями;

 знать основные народные и христианские праздники и соответствующие им обряды;

   исполнять календарный фольклор.

   Выполнение программы осуществляется с учётом планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

          Критерии  оценивания  учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.

 

 

Содержание тем учебного курса

 

№ /№

 Разделы курса (с указанием применяемых форм внеурочной деятельности)

Кол-во часов

1.

Русская традиционная культура

33ч.

 

диалог, детское творчество, специально разработанные комплексные фольклорные занятия, семейно-общинные встречи - посиделки, обходы-величания, чаепития, гостевания и др.; народные праздники

 

 

 

 

Русская традиционная культура 1 класс

Содержание

Знакомство с народным месяцесловом, традиционными народными и христианскими праздниками, основными жанрами детского фольклора.

Семейные  праздники.  Игры  и  забавы  детей.  Семейные  обряды. Именины. Слушание сказок (рольсказителя, «бахаря»). Русские народные праздники Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

Будни и праздники на Руси. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Рождество Христово. Рождественские колядки. Весна-веснянка. Масленица. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица.

С учётом возрастных и психологических особенностей младших школьников становление национального самосознания у детей планируется осуществлять через разножанровый фольклорно-этнографический и духовно-исторический материал.

    Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства —

творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства.

 

 

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Формы внеурочной деятельности

РАЗДЕЛ Русская традиционная культура – 33часа (1 класс)

 

1

1 неделя

сентября

Вводный урок.

комплексное фольклорное занятие

2

2 неделя

сентября

«Осень– в гости просим»

комплексное фольклорное занятие

3

3 неделя

сентября

Рождество Богородицы. Традиция празднования

праздник

4

4 неделя

сентября

Посиделки

комплексное фольклорное занятие

5

1 неделя

октября

Потому, что люблю.  Как победить зло?

комплексное фольклорное занятие

6

2 неделя

октября

Покров. Покровские ярмарки

комплексное фольклорное занятие

7

3 неделя

октября

Народный месяцеслов

комплексное фольклорное занятие

8

4 неделя

октября

Емелина неделя

комплексное фольклорное занятие

9

5 неделя

октября

Традиции празднования «Проводов медведя в берлогу»

праздник

10

2 неделя

ноября

Сказки– бытовые о животных

комплексное фольклорное занятие

11

3 неделя

ноября

Детский фольклор

комплексное фольклорное занятие

12

4 неделя

ноября

Зимний месяцеслов

комплексное фольклорное занятие

13

1 неделя

декабря

Смотрины зимы. Зимние сказки русских писателей

комплексное фольклорное занятие

14

2 неделя

декабря

В ожидании Рождества.

комплексное фольклорное занятие

15

3 неделя

декабря

Рождественская звезда.

комплексное фольклорное занятие

16

4 неделя

декабря

Традиции празднования Рождества.

праздник

17

3 неделя

января

Святочные гадания. Традиции празднования Святок.

комплексное фольклорное занятие

18

4 неделя

января

Крещение. Библейское содержание.

комплексное фольклорное занятие

19

5 неделя

января

Сретенье. Знакомство с традициями и приметами этого праздника.

праздник

20

1 неделя

февраля

Знакомство с традицией встречи новорожденного 

в семье. Колыбельные, пестушки.

комплексное фольклорное занятие

21

2 неделя

февраля

История моей  фамилии  «Мой род– моя гордость».

комплексное фольклорное занятие

22

3 неделя

февраля

Традиции празднования Масленицы.

комплексное фольклорное занятие

23

1 неделя

марта

Весенний месяцеслов. Народные приметы весны.

комплексное фольклорное занятие

24

2 неделя

марта

Русские народные игрушки– самоделки.

комплексное фольклорное занятие

25

3 неделя

марта

Традиции празднования Благовещенья  в России.

праздник

26

1 неделя

апреля

Вербное воскресенье. Традиции празднования.

комплексное фольклорное занятие

27

2 неделя

апреля

Пасха, традиции празднования Пасхи на Руси.

комплексное фольклорное занятие

28

3 неделя

апреля

История традиционного русского костюма

комплексное фольклорное занятие

29

4 неделя

апреля

Красная горка.

комплексное фольклорное занятие

30

5 неделя

апреля

Егорьев день. Егорьевские заклички.

комплексное фольклорное занятие

31

1 неделя

мая

Вознесение. Традиции празднования Вознесения на Руси

комплексное фольклорное занятие

32

2 неделя

мая

Троица Троицкие гуляния.

комплексное фольклорное занятие

33

3 неделя

мая

Праздник Троица.

праздник

Материально-техническое обеспечение программы

Оборудование  Альбомы. Канцелярские принадлежности. Клей ПВА. Кисть -2шт.

Компьютер, проектор.

 

Необход. дидактич. материал Творческие работы учащихся, методические разработки,

образец исследовательской работы.

 

Учебно-методическое обеспечение программы

Список литературы для педагога.

1.Абрамова О.А. Русская традиционная народная культура Красноярского района Алтайского края/Материалы фольклорных экспедиций. Вып.6.-Барнаул: ДЮФЦ «Песнохорки», 1999.-74с.

2. Абрамова О.А. Русская традиционная народная культура села Воробьёво Шипуновского района Алтайского края/Материалы фольклорных экспедиций. Вып.3.-Барнаул: ДЮФЦ «Песнохорки», 1999.- 81с.

3. Абрамова О.А. Русская традиционная народная культура Третьяковского района Алтайского края/Материалы фольклорных экспедиций. Вып.2.-Барнаул: ДЮФЦ «Песнохорки», 1999.- 77с.

4.Русская традиционная культура: комплекс интегрированных этнокультурных

Программ для дошкольных учреждений и начальных школ  / Т.И. Бакланова  [и др.]. М.: МГУКИ, 1998. 299с.

5. Шангина И. И. Русские традиционные праздники. – Спб, 2008.

Список литературы для обучающихся и родителей.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  3. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  4. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.

         5. «Рассказы русских летописей», Новосибирское книжное изд.,1995;

 Интернет-ресурсы

1.      http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

2.      http://www. festival. ru.

  1.  Русская культура. 1-4 классы [Электронный ресурс]: программа и методические материалы /Научн. ред. Т.И.Бакланова / Т. И. Бакланова, Э. И. Медведь, М. Г. Кайтанджян и др. — Вузовское образование Саратов, 2015. 

Лист внесения изменений

 

Дата и тема

непроведенного

занятия

класс

Причина (№ приказа)

Восстановление

Дата проведения

Учитель, роспись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101» «ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101» «ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ценностными ориентирами содержания курса являются: — развитие у обучающихся эстетического восприятия окружающего мира; — формирование представлений о национальной культуре как уникальной ценности; — изучение народных…

Ценностными ориентирами содержания курса являются: — развитие у обучающихся эстетического восприятия окружающего мира; — формирование представлений о национальной культуре как уникальной ценности; — изучение народных…

Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче»

Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче»

С учётом возрастных и психологических особенностей младших школьников становление национального самосознания у детей планируется осуществлять через разножанровый фольклорно-этнографический и духовно-исторический материал

С учётом возрастных и психологических особенностей младших школьников становление национального самосознания у детей планируется осуществлять через разножанровый фольклорно-этнографический и духовно-исторический материал

Детский фольклор комплексное фольклорное занятие 12 4 неделя ноября

Детский фольклор комплексное фольклорное занятие 12 4 неделя ноября

Вербное воскресенье. Традиции празднования

Вербное воскресенье. Традиции празднования

Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г

Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018