Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»
«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» |
«УТВЕРЖДАЮ» |
Куратор кафедры заместитель |
Директор МБОУ «Лицей №101» |
начальных классов директора по ВР _______ Крайцер Н.В. _____ Кухленко Е.Б. |
______________ Михальчук В.П. «29» августа 2017 года |
Протокол № 3 от « 28_» _08_2017 года « 28 » 08_2017 года |
Приказ № 357 от 29.08.2017 года |
Рабочая программа
учебного курса « Родина моя»
образовательной внеурочной деятельности
обучающихся 1 б класса
начального общего образования
на 2017/2018 учебный год
Составитель:
Казанцева Лариса Владимировна,
учитель начальных классов
Барнаул, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
·
Приказ Министерства образования и
науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (с
изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38 05 июня 2017 приказ 629, 20 июня 2017 приказ №581, 08 июня 2017 приказ №535)
· Программа Пантелеевой А.Л. «Родина моя», Барнаул 2012г.
· Учебный план МБОУ «Лицей №101» на 2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора от 22.05.2017 №244
· Годовой календарный учебный график МБОУ «Лицей №101» на 2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора от 29.08.2017 №355
· Положение о рабочих программах учебных предметов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, принятое педагогическим советом от 22.05.2017 протокол №4 и утвержденное приказом директора от 22.05.2017 №244
· Положение о формах, периодичности и порядке контроля текущей и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356
· Положение о критериях и нормах оценок по учебным предметам и учебным курсам на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356
· Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356.
Обоснование выбора - появление данной программы обусловлено необходимостью преодоления противоречия между общественной потребностью в сохранении и передаче подлинных форм народной культуры и неразработанностью этих вопросов в методике этнокультурного воспитания младших школьников.
Цель курса: формировать духовный мир ученика и его нравственность, через последовательное и углубленное изучение фольклорных, культурологических, исторических знаний и традиций русского народа, а в итоге- творческую и высоконравственную личность, любящую своё Отечество, знающую историю и традиции своей Родины.
Задачи курса: создание комплексной системы воздействия на учеников с целью закрепления фольклорных, исторических, культурных знаний, понятий и морально– нравственных категорий.
Данная программа строится на специфике приобщения детей младшего школьного возраста к традиционной народной культуре средствами народного художественного творчества в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
— личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
— природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
— педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
— культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— развитие у обучающихся эстетического восприятия окружающего мира;
— формирование представлений о национальной культуре как уникальной ценности;
— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к народному фольклору, традициям;
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению природы и национальной культуры малых народов.
Программа внеурочной деятельности «Родина моя» предназначена для учащихся 1 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на один год обучения. Занятия рассчитаны на 1 час в неделю, 33 занятия в год.
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы представления результатов:
· презентации
· выставки
· родословная семьи
праздники
Технологии
Методика приобщения должна выстраивается на основе опыта народной педагогики и предполагает использование традиционных методов (диалог, побуждения к самостоятельным проявлениям ребенка, детское творчество), форм (специально разработанные комплексные фольклорные занятия, где все фольклорные жанры осваиваются как феномен устной традиции; семейно-общинные встречи - посиделки, обходы-величания, чаепития, гостевания и др.; народные праздники на традиционной основе; включение элементов традиционного уклада в жизнедеятельность школьного учреждения) и способов (обучение у народных мастеров, посредством аудио-видеозаписей, использование обучающих возможностей детского коллектива).
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование.
При составлении программы корректировка не введена.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Планируемые результаты
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Личностные и метапредметные результаты.
Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения,
восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
После 1 года обучения обучающиеся научаться: базовый
называть основные жанры детского фольклора (колыбельная песня, закличка и т. д.)
сроки проведения основных народных и христианских праздников;
приуроченный к праздникам календарный фольклор
народный месяцеслов;
После 1 года обучения обучающие получат возможность научиться: повышенный
эмоционально откликаться на все виды деятельности;
эмоционально исполнять различные жанры детского и календарного фольклора:
объяснять связь древнеславянских названий каждого месяца с погодными и природными явлениями;
знать основные народные и христианские праздники и соответствующие им обряды;
исполнять календарный фольклор.
Выполнение программы осуществляется с учётом планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Содержание тем учебного курса
№ /№ |
Разделы курса (с указанием применяемых форм внеурочной деятельности) |
Кол-во часов |
1. |
Русская традиционная культура |
33ч. |
|
диалог, детское творчество, специально разработанные комплексные фольклорные занятия, семейно-общинные встречи - посиделки, обходы-величания, чаепития, гостевания и др.; народные праздники |
|
Русская традиционная культура 1 класс
Содержание
Знакомство с народным месяцесловом, традиционными народными и христианскими праздниками, основными жанрами детского фольклора.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Слушание сказок (рольсказителя, «бахаря»). Русские народные праздники Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.
Будни и праздники на Руси. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Рождество Христово. Рождественские колядки. Весна-веснянка. Масленица. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица.
С учётом возрастных и психологических особенностей младших школьников становление национального самосознания у детей планируется осуществлять через разножанровый фольклорно-этнографический и духовно-исторический материал.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства —
творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
Формы внеурочной деятельности |
РАЗДЕЛ Русская традиционная культура – 33часа (1 класс)
|
||
1 1 неделя сентября |
Вводный урок. |
комплексное фольклорное занятие |
2 2 неделя сентября |
«Осень– в гости просим» |
комплексное фольклорное занятие |
3 3 неделя сентября |
Рождество Богородицы. Традиция празднования |
праздник |
4 4 неделя сентября |
Посиделки |
комплексное фольклорное занятие |
5 1 неделя октября |
Потому, что люблю. Как победить зло? |
комплексное фольклорное занятие |
6 2 неделя октября |
Покров. Покровские ярмарки |
комплексное фольклорное занятие |
7 3 неделя октября |
Народный месяцеслов |
комплексное фольклорное занятие |
8 4 неделя октября |
Емелина неделя |
комплексное фольклорное занятие |
9 5 неделя октября |
Традиции празднования «Проводов медведя в берлогу» |
праздник |
10 2 неделя ноября |
Сказки– бытовые о животных |
комплексное фольклорное занятие |
11 3 неделя ноября |
Детский фольклор |
комплексное фольклорное занятие |
12 4 неделя ноября |
Зимний месяцеслов |
комплексное фольклорное занятие |
13 1 неделя декабря |
Смотрины зимы. Зимние сказки русских писателей |
комплексное фольклорное занятие |
14 2 неделя декабря |
В ожидании Рождества. |
комплексное фольклорное занятие |
15 3 неделя декабря |
Рождественская звезда. |
комплексное фольклорное занятие |
16 4 неделя декабря |
Традиции празднования Рождества. |
праздник |
17 3 неделя января |
Святочные гадания. Традиции празднования Святок. |
комплексное фольклорное занятие |
18 4 неделя января |
Крещение. Библейское содержание. |
комплексное фольклорное занятие |
19 5 неделя января |
Сретенье. Знакомство с традициями и приметами этого праздника. |
праздник |
20 1 неделя февраля |
Знакомство с традицией встречи новорожденного в семье. Колыбельные, пестушки. |
комплексное фольклорное занятие |
21 2 неделя февраля |
История моей фамилии «Мой род– моя гордость». |
комплексное фольклорное занятие |
22 3 неделя февраля |
Традиции празднования Масленицы. |
комплексное фольклорное занятие |
23 1 неделя марта |
Весенний месяцеслов. Народные приметы весны. |
комплексное фольклорное занятие |
24 2 неделя марта |
Русские народные игрушки– самоделки. |
комплексное фольклорное занятие |
25 3 неделя марта |
Традиции празднования Благовещенья в России. |
праздник |
26 1 неделя апреля |
Вербное воскресенье. Традиции празднования. |
комплексное фольклорное занятие |
27 2 неделя апреля |
Пасха, традиции празднования Пасхи на Руси. |
комплексное фольклорное занятие |
28 3 неделя апреля |
История традиционного русского костюма |
комплексное фольклорное занятие |
29 4 неделя апреля |
Красная горка. |
комплексное фольклорное занятие |
30 5 неделя апреля |
Егорьев день. Егорьевские заклички. |
комплексное фольклорное занятие |
31 1 неделя мая |
Вознесение. Традиции празднования Вознесения на Руси |
комплексное фольклорное занятие |
32 2 неделя мая |
Троица Троицкие гуляния. |
комплексное фольклорное занятие |
33 3 неделя мая |
Праздник Троица. |
праздник |
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование Альбомы. Канцелярские принадлежности. Клей ПВА. Кисть -2шт.
Компьютер, проектор.
Необход. дидактич. материал Творческие работы учащихся, методические разработки,
образец исследовательской работы.
Учебно-методическое обеспечение программы
Список литературы для педагога.
1.Абрамова О.А. Русская традиционная народная культура Красноярского района Алтайского края/Материалы фольклорных экспедиций. Вып.6.-Барнаул: ДЮФЦ «Песнохорки», 1999.-74с.
2. Абрамова О.А. Русская традиционная народная культура села Воробьёво Шипуновского района Алтайского края/Материалы фольклорных экспедиций. Вып.3.-Барнаул: ДЮФЦ «Песнохорки», 1999.- 81с.
3. Абрамова О.А. Русская традиционная народная культура Третьяковского района Алтайского края/Материалы фольклорных экспедиций. Вып.2.-Барнаул: ДЮФЦ «Песнохорки», 1999.- 77с.
4.Русская традиционная культура: комплекс интегрированных этнокультурных
Программ для дошкольных учреждений и начальных школ / Т.И. Бакланова [и др.]. М.: МГУКИ, 1998. 299с.
5. Шангина И. И. Русские традиционные праздники. – Спб, 2008.
Список литературы для обучающихся и родителей.
5. «Рассказы русских летописей», Новосибирское книжное изд.,1995;
Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
2. http://www. festival. ru.
Лист внесения изменений
Дата и тема непроведенного занятия |
класс |
Причина (№ приказа) |
Восстановление |
Дата проведения |
Учитель, роспись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.