Разработка по ОРКСЭ "Христианская семья и её ценности"
Оценка 5

Разработка по ОРКСЭ "Христианская семья и её ценности"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
преподавание
4 кл—5 кл
07.02.2020
Разработка по ОРКСЭ "Христианская семья и её ценности"
Материал может быть использован на уроке ОРКСЭ и во внеурочной деятельности
Христианская семья и её ценности урок по ОРКСЭ Ворожко О.Н..docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная  школа № 15

города Армавира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока по ОРКСЭ

(модуль «Основы православной культуры»)

 

 

 

 

 

 

Тема: «Золотое правило нравственности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Ворожко Ольга Николаевна,

                                                      учитель начальных классов

МБОУ-СОШ № 15,

города Армавира,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Христианская семья и её ценности»

Цели: формировать убеждения о важности семьи в жизни человека; развивать семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи; прививать желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

Задачи.

Образовательные:

1.       Познакомить с понятиями: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.

2.      Познакомить с основными ценностями христианской семьи.

Развивающие:

1.      Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

1.      Воспитывать уважение к христианской семье в целом и к ее традициям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Формы работы на уроке: слушание, работа в тетради, рассматривание и обсуждение иллюстраций к уроку, работа с учебником.

Основные понятия: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.

Оборудование: учебники А.В. Кураев. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы»; А.В.Бородина «Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России»; репродукции картин русских художников (Лебедев «Боярская свадьба», Иванов «Семья»), показ слайдов; презентации.

Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»

Организационный момент.

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Актуализация знаний.

-Ребята, посмотрите на цветок, который у нас на доске.

-Как он называется?

-Символом какого праздника являются ромашки?

На ромашке лепестки. Они пронумерованы. Мы по порядку будем срывать лепестки и узнавать интересные факты о христианской семье и её ценностях.

Работа по теме.

1 лепесток

«Что такое семья?»

Выступают дети с сообщением

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

(У детей карточки, которые они читают):

Семья в христианской  культуре.

           В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья  появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.

         После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви. 

         В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей.

         Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым.  Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".

 

Текст из Нового Завета

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит».

В христианской семье ребенок приобретает умение заранее замечать то, что может причинить боль другому человеку. Такое умение называется тактичностью.

2 лепесток

Чтение учебника на стр. 87, (пример про сыновей).

Беседа о прочитанном

-Что делает семью настоящей семьей?

Семья – малая Церковь

Дети должны почитать своих родителей, соблюдая неуклонно

 5-ю заповедь:

«Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен

 будешь на земле».

Семья – это маленький ковчег, призванный защищать детей от беды.

3 лепесток

Чтение стихотворения о семье

Семья без Господа мертва,

Заглушат радости плевелы,

И пустит сорная трава

Кореньев сети, всходов стрелы.

Не ублажайте милых чад,

Даются дети нам на время.

Семья – цветущий дивный сад,

Где Божий плод приносит семя.

О.Росс

4 лепесток

О дисциплине в семье

1 ученик:     Дисциплина в семье.

У любви есть еще одно проявление – дисциплина, этот "крест власти", который призваны нести родители. Дисциплина, прежде всего,  означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая созидается в семье. Это и подчинение жены мужу, и уважение мужа к жене.

Дети прекрасно понимают, насколько искренне родители соблюдают принятые дисциплинарные правила – будь то регулярное посещение храма, доброжелательство и гостеприимство, воздержание от курения или алкоголя. Христианский быт строится на исполнении закона как действенного принципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Только в такой атмосфере ребенок может научиться дисциплине.

Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни, когда его защищают от незаметной для него опасности. "Не выбегай на улицу!" "Не трогай!" "Не лезь сюда!" Очень рано в послушании начинает играть главную роль решение самого ребенка – слушаться или нет: "Мама сказала этого не делать. А что будет, если я все-таки сделаю? " Чем старше ребенок, тем важнее для него понимание иерархичности дисциплины. Родители-христиане могут помочь детям понять, что в основе всякой дисциплины лежит один принцип: "Да будет воля Твоя", а не принцип родительского "я так хочу".

2 ученик: Основные положения семейной дисциплины, которыми руководствуются христиане:

1.      Вся семья, включая родителей, должна следовать одним и тем же правилам и запретам.

2.      Родители устанавливают простые, четкие правила поведения и закрепляют их своим собственным постоянным чувством ответственности за порядок семейной жизни.

3.      Родители любовно пытаются понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и личность.

4.      Родители ясно сознают, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что выходит за пределы ее компетенции и не может быть навязано принуждением.

5 лепесток

Значение молитвы в христианской семье

Ученик: Молитва – это беседа с Богом, это "стояние перед Богом", для молитвы необходимо искреннее усердие человека с помощью благодати Божией. В каком-то смысле молиться учат так же, как учат говорить. Существует врожденная способность к речи; но должно быть и то, о чем нужно сказать, и обладание искусством речи. В семье ребенок учится говорить, общаться с другими людьми, и в семье же может "научиться" молитве.

Обычно первая молитва ребенка – это просьба ("Господи, пожалуйста…"), когда ребенок составляет длинный список имен, которые ему хочется упомянуть. Очень важно, чтобы родители действительно молились с ребенком. Первый опыт разговора с Богом для ребенка очень важен. Тем самым он подтверждает, что Бог есть, и ему важно связать с этим открытием имена людей, которых он знает и любит.

В православных семьях обычно прежде всего выучивают молитву "Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь", которую произносят при крестном знамении. Постепенно дети знакомятся с другими важными молитвами. Они становятся частью их жизни.

6 лепесток

Отношение к праздникам

1 ученица:  Праздники.

Одной из традиций христианской семьи являются праздники.  Церковные праздники для детей – настоящее торжество, если их отмечают и дома. Только дома ребенок получает подлинное удовольствие и радость в праздничный день. Праздничная литургия совершается в храме, значение праздника объясняют в школе, но праздником для детей он становится дома. Церковные праздники связаны со всем укладом жизни. На Троицын день дома украшают зелеными ветками, на Преображение благословляют первые плоды, на Благовещение выпускают  из клеток птиц. В христианской семье отмечаются дни рождения всех членов семьи, престольные праздники. Так называют праздники, посвященные Христу, богородице, святым, чудотворным иконам, событиям священной истории, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские. Престольными празднествами для тех или иных храмов может быть и рождество Христово, и благовещение, и успенье богородицы, одним словом, любой из общецерковных праздников. Во время праздника вся семья собирается вместе.

2 ученица: Вот как пишет одна женщина, которая вспоминает своё детство:

Семья – это праздник. Отец с матерью за обедом всегда разговаривали, я не могла пропустить их разговоров. Редко о делах, неприятностях и обидах. Чаще всего – о чём он думал, о работе, что прочитал. Каждый день был для отца открытием мира, а для меня – открытием богатства, которое может нести в себе человек. …Я росла в атмосфере любви, каждодневного внимания, цветов, подарков. Это было радостью отца – делать своим родным подарки.

3 ученица:  ..На Рождество ёлку наряжали без меня. Меня пускали, когда всё было готово. Утром я находила на подушке подарки – всегда неожиданные и всегда те, о которых мечталось. На Троицу принято было украшать дом березовыми веточками, на Пасху – печь куличи, на Преображение благословлять первые плоды, на Рождество ходить в гости к родным и прославлять Христа. Я сохранила эти традиции для своих детей, возможно, они передадут их моим внукам.

Беседа об услышанном

Вопросы: О каких традициях говорится в тексте? (Предполагаемые

ответы: совместные обеды, празднование церковных праздников и т.д. )

Вывод: Традиции семьи – это объединяющая сила, они укрепляют семью, помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу.

7 лепесток

Практическое задание

Перед каждым из вас лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, маркеры. Лист разделён на четыре части.

Это –я

 

Это – моя семья

 

 

 

Мои домашние питомцы

 

Любимые занятия моей семьи

 

 

 

В первой части опишите себя.

Во второй – всю вашу семью, не забывайте, что у вас есть и бабушки с дедушками.

В третьей части нарисуйте ваших домашних животных.

В четвертой нарисуйте – то, чем вы любите заниматься: если читать, то книгу, гулять – парк, ездить на рыбалку – удочки и так далее.

8 лепесток

Из истории христианской семьи

-А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена? 

Рассказ учителя

Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки.

Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство.

Вот такие большие избы строили наши предки! ( Показ репродукций)

Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним.

Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде…

А ещё у вас есть бабушки и дедушки. Это родители ваших мам и пап. Они всегда ждут вас в гости, делают подарки и внимательно следят за вашей жизнью. А есть ещё тети и дяди. Это братья и сестры ваших пап и мам. У многих ещё есть прабабушка и прадедушка. Это уже дедушка и бабушка ваших родителей. Они очень добрые!

А еще есть племянники и племянницы. Это дети братьев и сестер ваших родителей. И когда вы все вместе вам очень весело! Если подумать, можно еще много вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья.

Чтение стихотворения учеником:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

9 лепесток

Семейные ценности

-Какая семья называется дружной?

Притча  « Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

Правила семейной жизни («Семейные заповеди»)

Свято храните честь своей семьи.

Любите свою семью и делайте ее лучше.

Будьте внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь членам семьи.

Дарите друг другу радость.

Умейте найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей

семьи.

Живите в мире и согласии.

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей.

-Эти правила применимы и к школьной жизни, не так ли?

-Кто сможет доказать?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Что же может объединять семью?  

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.

Семьи все разные. А чем они отличаются? (Привычками, укладом), атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение

Наши ценности это то, во что мы верим с детства. Даже маленькие дети легко усваивают, что правильно, что неправильно, и принимают решения, основанные на семейных ценностях.

Притча об удивительной семье

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи:

«Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (ТЕРПЕНИЕ)

10 лепесток

Семейные традиции

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. 

Основные семейные традиции

Традиция празднование дней рождений. Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Совместные игры с детьми. Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период.

Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи. Празднование знаменательных событий в жизни семьи. Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр. Передача семейных реликвий подрастающему поколению

Воскресенье - вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

 А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

11 лепесток

Народная мудрость о семье

В народных притчах, пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

Дом вести – не бородой трясти.

Дом построить – не шапку на голову надеть.

Семья в куче - не страшна и туча.

Семейный горшок всегда кипит.

Муж  всему дому голова.

Муж голова, а жена - сердце.

Муж да жена – одна душа.

Любовь да лад не надобен и клад.

Красота до венца, ум до конца.

Куда иголка, туда и нитка.

Будет твоя душа в раю, помяни и мою.

Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом растрясет.

 

Искусство семейной жизни - самое сложное искусство.

Согласную семью горе не берёт и волк не страшен.

Семья без ребёнка, что очаг без огня.

Семья счастлива, если муж и жена - друзья.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили всегда:

Какая хорошая Ваша семья!

 

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу если можем

Мы всегда во всем поможем.

Маме дружно помогаем

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки

Со стола смахнем все крошки,

протрясем половики, чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули.

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки,

И дождались тишины.

 Библейская история

Итак, лепестки закончились, а теперь нам необходимо подвести итог нашего мероприятия. Проверим, как вы внимательно слушали.

Тест

Выбери правильный ответ.

В христианстве семью часто называют:

А) «малой родиной»;      Б) «малой Церковью»;           В) «малой песней».

    2. Какой памятник Волгограда является символом семьи, любви, верности.

     А) Ангелу-хранителю;           б) Петру и Февронии;       в) Подкове.

    3.  Какой год Указом Президента  России был объявлен Годом Семьи:

       А) 2008;               Б) 2003;                   В) 2010.

    4.  Продолжи предложение.

Не нужен  клад, когда в семье лад.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

   5. Впиши слово, которое пропущено

    Сын, отец, дед, прадед. Мужская линия

    Бабушка, мама, дочь. Это  женская  линия.

   6.  Соедини стрелками:

 Семья             Живущие в одно время люди одного возраста.

 

Друзья             Группа живущих вместе родственников.

 

Поколение       Сверстники, с которыми ты советуешься, которым ты                    

                          доверяешь свои тайны, делишься своей радостью или горем.

  7.  Разгадай ребус и поясни, что для тебя значит это слово: «яяяяяяя».

     «Семья».

Итог урока

 

 - Какие моменты на уроке вам больше всего понравились?

 - Было ли что – то непонятным?

 - Какой вывод можно сделать о семейных ценностях?

Выберете из предложенных пословиц, те которые подходят к теме урока.

Любовь пламенная, крепче ограды каменной.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Семь раз отмерь и один раз отрежь.

Вся семья вместе — и душа на месте.

Тише едешь дальше будешь.

Любовь, да совет, на том и стоит свет.

Рефлексия.

Незаконченные предложения дополните:

 Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю  бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Домашнее задание

Прочитать материал учебника: ОПК – урок 27,

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

Написать сочинение «Наша дружная семья»

Использованная литература:

 А.В. Бородина. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. – М.: «Православная педагогика», 2004

 Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010

         Шевченко Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1 год обучения. 3-е издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006

 Шевченко Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2004

         Шевченко Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 3 (4) годы обучения. 2-е издани5е. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Христианская семья –  это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании. Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее; семья – зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу. Юридическая регистрация не создает семьи; для нее не имеет значение сходство вкусов, возрастов, профессий или число людей.  Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

  Любовь к детям.

Семья растет, у нее появляются новые измерения и перспективы. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга. После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, то есть не требует ничего взамен, и образец этому – любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Прекрасно выражена любовь к матери к ребенку на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе.

  Любовь детей к родителям.

В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Для них "добро" – это состояние счастья, радости, внутреннего мира и любви к другим людям. Как сказал апостол Петр в момент Преображения: "Хорошо нам быть здесь!" Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".

 

Молитва дитяти

Молись, дитя: тебе внимает

Творец бесчисленных миров,

И капли слез твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Быть может, ангел, твой хранитель,

Все эти слезы соберет

И их в надзвездную обитель

К престолу Бога отнесет.

Молись, дитя, мужай с летами!

И дай Бог, в пору поздних лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на Божий свет!

 (Иван Никитин, 1853)

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

-Какие качества на ваш взгляд необходимы для семейного счастья? Перечислите их. (на доске заранее написаны качества как положительные, так и отрицательные. Дети выбирают на свой взгляд.)

 

 Любовь

 Уважение

 Взаимопонимание

 Ложь

 Трудолюбие

 Ненависть

 Недоверие

 Симпатия

 Дружба

 

Библейская история

У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной  стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и учителям.

 

Князь Пётр и княгиня Феврония Муромские. Икона

Есть народные сказания, поучительнее и светлее которых трудно найти. Одно из них донесло красоту совершенной супружеской жизни благоверных князя Петра и княгини Февронии. История их жизни много лет живёт в преданиях Муромской земли. В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь подумал: как можно ему, князю, жениться на простой девушке, дочери древолаза (того, кто в лесу по деревьям дикий мёд собирает)... Но болезнь не оставляла его, и тогда он устыдился своей гордости, приехал к Февронии, попросил у неё прощения и обещал жениться на ней после своего выздоровления. И начали они жить в браке благочестиво, по заповедям Божиим, как говорится в предании. Но бояре были недовольны, что княгиня Феврония повелевает их знатными жёнами, и пришли к князю в гневе: «Пусть она, взяв богатства, сколько пожелает, уходит отсюда, куда захочет!» Тогда князь, соблюдая евангельскую заповедь о неразделимости супружества, решил покинуть город вместе с Февронией. Уплыли они на корабле из города и вечером пристали к берегу на ночлег. Князь заскорбел, стал думать, что же теперь с ними будет, когда он по своей воле от княжества отказался, но княгиня Феврония утешила его, сказав, что милостивый Господь не оставит их. Наутро к ним пришли муромские вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились в Муром и в любви и согласии дожили до глубокой старости. Когда же пришло их время отойти ко Господу, то благочестивый Пётр и Феврония приняли постриг (монашество) и наречены были Давидом и Евфросинией. Они и доныне почивают в городе Муроме, в Рождество-Богородицком женском монастыре. Православные христиане верят, что своими молитвами перед Господом благоверные Пётр и Феврония посылают благословение всем, вступающим в брак. (По книге «Святые праведники земли Рязанской 10 — 20 вв.», 2000 г.)

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 15 города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 15 города

Тема урока: «Христианская семья и её ценности»

Тема урока: «Христианская семья и её ценности»

Семья в христианской культуре

Семья в христианской культуре

Это и подчинение жены мужу, и уважение мужа к жене

Это и подчинение жены мужу, и уважение мужа к жене

Одной из традиций христианской семьи являются праздники

Одной из традиций христианской семьи являются праздники

В четвертой нарисуйте – то, чем вы любите заниматься: если читать, то книгу, гулять – парк, ездить на рыбалку – удочки и так далее

В четвертой нарисуйте – то, чем вы любите заниматься: если читать, то книгу, гулять – парк, ездить на рыбалку – удочки и так далее

Правила семейной жизни («Семейные заповеди»)

Правила семейной жизни («Семейные заповеди»)

Воскресенье - вот везенье!

Воскресенье - вот везенье!

Моем гладкие окошки Со стола смахнем все крошки, протрясем половики, чисто вымоем полы

Моем гладкие окошки Со стола смахнем все крошки, протрясем половики, чисто вымоем полы

Я доверяю свои тайны… Я люблю бабушку за то…

Я доверяю свои тайны… Я люблю бабушку за то…

ПРИЛОЖЕНИЕ Христианская семья – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании

ПРИЛОЖЕНИЕ Христианская семья – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании

Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на

Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на

Пусть она, взяв богатства, сколько пожелает, уходит отсюда, куда захочет!»

Пусть она, взяв богатства, сколько пожелает, уходит отсюда, куда захочет!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020