Урок алгебра 8 класс.
Тема: Решение квадратных уравнений.
Цель: отработка общих умений и навыков при решении квадратных уравнений, развитие внимания, навыков самоконтроля и самооценки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
2. Разминка
Расшифруйте название улицы на которой живет учитель (преподающий математику в данном классе). Ответы даны в таблице.
Решите уравнения:
1) (х – 7)² = 0
2) Х+3= 2х+4
3) 2(х+4) =4
4) 3(х – 7) = 2(х+4)
5) (2 +х )² =1. Запишите наименьший корень.
6) (6+х )² =4. Запишите наибольший корень.
Ответы:
я |
р |
а |
н |
з |
ь |
-1 |
7 |
29 |
-3 |
-2 |
-4 |
Получилось слова «Рязань».
3. Сообщение «Из истории квадратных уравнений» (заслушивают учащегося)
Некоторые алгебраические приемы решения линейных и квадратных уравнений были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне.
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных и полные квадратные уравнения.
Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, Правило Брахмагупты по существу совпадает с нашим.В Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары.
Задача.
«Обезьянок резвых стая |
А двенадцать по лианам |
Всласть поевши, развлекалась |
Стали прыгать, повисая |
Их в квадрате часть восьмая |
Сколько ж было обезьянок, |
На поляне забавлялась |
Ты скажи мне, в этой стае?» |
Одним из тех, кто внес больший вклад в развитие математики был французский математик Виетт. Имя этого математика нам скоро снова встретится.
4. Повторение (фронтальный опрос)
1) Записать на доске ход решение квадратного уравнения (остальные учащиеся записывают в тетрадь)
2) Правило сложения; чисел с разными знаками, правило сложения отрицательных чисел.
3) Вычислите: 4²; (-5)²; ()²; -6· 2 ·5; -4· (-3) ·(-1); 4· 3 ·(-2); 4· 5 ·4; √25; √0; √8100;
4) Определите коэффициент уравнения: 3х² - 8х +4=0; 4х²=0; 6х²-8=0
5. Тест.
На доске 8 квадратных уравнений. Формулировка заданий на слух (задания на внимательность) повторяются два раза.
1)2х²-8х +4=0; 5) 5х² +6х +1=0;
2) 3х² +4х -1=0; 6) х² -8х +12=0;
3) 4х²- 8=0; 7) 3х²-х+1=0;
4) х²-10 +10х +100=0 8) 14 -2х²+х=0.
а) Выпишите коэффициенты а,в,с в уравнении 8.
б) Найдите дискриминант в уравнении 1.
в) Выпишите коэффициенты а,в,с в уравнении 3.
г) Найдите дискриминант в уравнении 4.
д) Найдите дискриминант в уравнении 6.
е) Найти корни уравнения 6.
а |
б |
в |
г |
д |
е |
а=-2 в=1 с=14 |
32 |
а=4 в=0 с=-8 |
-300 |
16 |
.6; 2 |
Проверяют и оценивают учащиеся сами себя.
«5»-нет ошибок
«4»-1-2 ошибки
«3»-3-4 ошибки.
.
6. Игра «Следствие ведут знатоки»
Отыскать ошибку в решении:
-х²+6х+16=0/: (-1)
х²-6х -16=0
а=1; в=-6; с=-16.
Д=в²-4ас=(-6)²-4·1·(-16)= 36 +64=100
х₁= х₂= Ответ: ошибка при нахождении второго корня уравнения.
7. Самостоятельная работа.
№440(а,г), 441(а,б).
8. Домашняя работа.
№ 442(а), 445(а), 439(а).
9. Итог.
Сообщение оценок за работу на уроке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.