Урок музыки в 7 классе
По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой
Тема урока: «Балет «Кармен-сюита»
Тип урока: урок новых знаний.
Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главной героини в балете; выяснить вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы.
Задачи урока:
1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
2.расширить представления обучающихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их
Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, сравнительный анализ, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии: метод художественного контекста.
Музыкальный материал:
- Опера «Кармен» Ж.Бизе (увертюра);
- «Кармен-сюита», балет Р.Щедрина (вступление).
Видеоматериал: балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (видеофрагменты).
Дидактический материал: УМК «Музыка. 7 класс». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки
План урока:
· Организационный момент. Приветствие. Учитель настраивает обучающихся на позитивный лад, подбадривает, напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться.
· Актуализация знаний. Наводящие вопросы для определения темы урока. Видео фрагмент. Учащиеся анализируют услышанное произведение, выявляют сходство и различие жанров (опираясь на ранее изученный материал). Обучающиеся определяют цель урока.
· Постановка учебных задач. Обучающиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока.
· Открытие нового знания (проблемное задание). Знакомство с произведением и композитором. (самостоятельная работа с учебником). Заполнение опросного листа «Знаю, не знаю». Слушанье, анализ музыкальных произведений.
· Музыкально-ритмическое упражнение.
· Работа по теме урока. Слушанье и анализ образа «Кармен» в разных танцевальных номерах.
· Вокально-хоровая работа
· Первичное закрепление. Карточки – работа в парах.
· Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.
Этапы работы
Этапы работы |
Время |
1.Мотивация к учебной деятельности (орг.момент).
2. Актуализация знаний
3.Постановка учебных задач
4.Открытие нового знания (проблемное задание).
5.Музыкально-ритмическое упражнение
6. Работа по теме урока (слушанье, анализ произведений)
7. Вокально-хоровая работа
8. Первичное закрепление
9. .Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.
|
(1 мин)
(3 мин)
(5 мин)
(10 мин)
(2 мин)
(9 мин)
(5 мин)
(5 мин)
(5 мин) |
I. Мотивации к учебной деятельности. (слайд 1 ).
Организационный момент
Здравствуйте коллеги, здравствуйте ребята, рада видеть вас!
Здравствуйте учителя, добрый день наш класс.
II. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Учитель: Чтобы определить тему урока, предлагаю посмотреть видеофрагмент.(Муз 1)
Просмотр фрагмента – «Кармен-сюита», балет Р.Щедрина (Хабанера) (30 сек)
Учитель: Знакома ли вам героиня фрагмента, который мы с Вами сейчас
посмотрели?
(Да) (слайд 2).
На
слайде: Как
океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, -
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Александр Блок
Учитель: О ком пойдет речь? (Ответы детей).
Да, действительно, речь пойдет о «Кармен». (слайд 3 ).
В каком произведении мы с вами встречались с «Кармен».
Хорошо: Опера «Кармен» композитор Жорж Бизе.
Мы продолжаем знакомство с героиней «Кармен»
Цель урока: Новое прочтение оперы «Бизе»
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. У нас есть только имя (Имя героини записываем на доске). Чтобы продолжить формулировать тему урока, скажите, какой жанр у произведения показанного в видеофрагменте. (Балет). Значит жанр произведения – балет. (Записываем на доске) (Тема урока балет «Кармен»). (слайд 4 ).
III Постановка учебной задачи
(Тема урока балет «Кармен»). Чего не хватает для полной формулировки темы урока? (при изучении нового произведения мы всегда записываем название, жанр, композитора)
Нет композитора. А мы знаем, кто написал балет «Кармен»? Нет.
Учитель: Давайте определим задачи урока. Для этого возьмите опросные листы.
Данный лист будет являться оценочным листом, при выставлении отметок за урок. 1 «+» - 1 бал. В ходе оценки будет самоконтроль и взаимоконтроль.
В опросном листе есть значимые и второстипенные вопросы. Опираясь на значимые вопросы, определяем задачи урока. (Обучающиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока). Заполняют таблицу, отвечая на вопросы, к которым знают ответ. (Два вопроса). На какие вопросы вы можете дать ответ в начале урока?
Задачи
1. Композитор балета
2. Либреттист и балетмейстер балета
3. На чем построена драматургия балета
(Проговариваем, знаем ответ на 1 и 2 вопрос. 3, 4 и 5 вопрос – будут задачами урока) (На доску вывешиваем задачи) (слайд 5 ).
Учитель: Внимание на слайд. Избражены две фотографии. Кто изображён? ( Фото композитора оперы - Жорж Бизе и автор новеллы - Проспер Мериме ).
Обучающиеся говорят, кто изображён на слайде (слайд 6 ).
IV. Открытие нового знания
Учитель: А теперь приступаем к открытию нового знания.
Нам нужен учебник (стр. 54) - ищем композитора балета. Берём карточку задание№1 – заполняем. (слайд 7). Читем учебник, смотрим, что не просто балет, а балет сюита. (Обратите внимание на первое предложение)
Про новый термин раскажет обучающийся. (слайд 8).
Работа по теме урока.
1.Самостоятельная работа с учебником (страницы 54-55) Найти ответы на вопросы:
- Композитор балета «Кармен-сюита». (Родион Щедрин)
- Либреттист и балетмейстер балета. (Альберто Алонсо)
- На чем построена драматургия балета? (На развитии музыкальных характеристик трех основных образов: Кармен, Хозе, Тореро (Эскамильо)
-Первая исполнительница партии Кармен. (Майя Плисецкая)
- Количество частей в спектакле. (Один акт)
- Где разворачивается сценическое действие балета? (На арене)
- Театр, в котором состоялась премьера балета. (Большой театр. Москва)
- Необычный персонаж балета. Что он собой символизирует? (Бык, символизирующий рок, судьбу, смерть)
Проверяем- меняемся опросными листами. (слайд 9-10).
Убираем в сторону листы с заданием. Смотрим на слайд. Балет начинается со вступления. С чего начинается опера? Отвечают - увертюра. (слайд 11)
Слушание: Увертюра к опере «Кармен» (1мин. 30 сек.) .(Муз 2)
Восприятие музыки вступления к балету и музыки увертюры к опере «Кармен».
Сравнительный анализ
Какой характер увертюры к опере «Кармен»?(стр. 48)
Увертюра начинается с контрастной мелодии образов героев. . (слайд 12)
Слушанье: Вступление к балету «Кармен-сюита» (1 мин) .(Муз 3)
- Какая тема появляется во вступлении к балету? Она вам знакома? (тема Хабанеры)
Что такое – Хабанера? (Песня свободной любви. Испанский танец Кубинского происхождения. Название происходит от слова Havana — Гавана (столица Кубы). Исполняется в медленном темпе, размер 2/4)
Чей образ раскрывает «Хабанера»
Образ Камен. . (слайд 13)
Учитель: Какой ещё танец в опере даёт нам характкристику «Кармен»?
Сегидилья.
Учитель: Что значит этот танец (Испанский народный танец - песня, в быстром темпе и трехдольном тактовом размере, похожий на болеро, кастаньетный ритм.)
Учитель: Какой образ Кармен показан в «Сегидильи»
– страстной
Учитель: При помощи, каких средств музыкальной выразителности в танце можно показать характеристику героя?
При помощи темпа и ритма.
V Музыкально - ритмическое упражнение. ( длительности)
VI Работа по теме урока
Слушание:
3.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ (слайд 14).
1). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. (1м.20 сек) (Муз 4)
2). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен. (2 мин) .
(Муз 5)
3).Сравнительный анализ. Вопросы:
Учитель: В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балете философски возвышенный смысл.)
4. Работа с учебником. Восприятие изображения Кармен на иллюстрациях (страницы 56-57) (слайд 14 ).
Учитель: Охарактеризуйте Кармен. (Страстная, своенравная, свободолюбивая.)
Учитель: В каких номерах показаны образы Кармен?
Опера Хабанера – свободолюбие, женское обаяние
Балет Хабанера – дерский танец вызов, испанский колорит
Опера Сегидилья – страстность, испанский фольклор
(Обучающиеся находят в учебнике.)
Балет «Болеро» – (видеофрагмент) импульсивность, непокорность, изменчивость нрава (с 11 сек - 1 м10с
Балет «Сцена гаданий» - (видеофрагмент) смертельная тоска, ужас кармен. Сменяется темой роковой страсти. (11 сек)
(слайд 15 ).
«Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
(слайд 16 ).
Работа в парах – сопоставить образы
Учитель: Работа по парам. Сопоставьте образы.
Образ Кармен - Темпераментная, страстная, вольнолюбивая, свободная, независимая, роковая, дерзкая, неукротимая, обаятельная.
Образ Хозе - Скромный, нежный, ласковый, страдающий
Образ Эскамильо - Смелый, уверенный в себе, жизнерадостный, страстный, свободный, независимый.
Образ Микаэлы - Милая, нежная, ласковая, любящая, добрая
Обобщение темы.
1.Эпиграф (обобщение) (слайд 17)
«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
2. Вопросы:
- Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)
- Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)
VII Вокально-хоровая работа
(слайд 18)
Анализируя образ героини, мы даём ей характеристику. В опере можно понять характер героя с помощью текста (слов), а в балете (инструментальное исполнение). При помощи музыки, инструментов, мелодии, интонации. Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи. А что же стало бы с музыкой, если бы не было литературы, поэзии? (Не было бы песен, романсов, мы никогда бы не услышали чувства, настроение, переживание героев произведений.) И во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Музыка и литература тесно связаны. Давайте исполним музыкальное произведение «Слово и нота», Автор музыки и слов А.Иванов, группа «Рондо». Распевки
VIII Первичное закрепление материала
(слайд 19)
У вас на партах есть конверты с карточками. (Жёлтые карточки-вопросы, красные-ответы)
Смотрим на слайд проверяем. (На сколько вопросов ответили, столько балов записываем в опросные листы)
(слайд 20)
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок
· Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)
· Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)
· О каких произведениях мы сегодня говорили на уроке?
· Что нового вы узнали? Какие новые термины вы узнали?
· Что вам больше всего понравилось?
· Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? (Да.)
· Какую бы оценку вы себе поставили?
(В опросных листах – проставляем балы) (2+9+4+10=25)
5 (24-25 бала)
4 (20-23 бала)
3 (13-19 балов)
2 (менее 12 балов)
Домашнее задание - выполните рисунок понравившегося вам героя балета «Кармен сюита».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.