Разработка урока по теме "Балет Кармен-сюита"
Оценка 4.6

Разработка урока по теме "Балет Кармен-сюита"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл—7 кл
19.11.2020
Разработка урока по теме "Балет Кармен-сюита"
План урока: • Организационный момент. Приветствие. Учитель настраивает обучающихся на позитивный лад, подбадривает, напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться. • Актуализация знаний. Наводящие вопросы для определения темы урока. Видео фрагмент. Учащиеся анализируют услышанное произведение, выявляют сходство и различие жанров (опираясь на ранее изученный материал). Обучающиеся определяют цель урока. • Постановка учебных задач. Обучающиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока. • Открытие нового знания (проблемное задание). Знакомство с произведением и композитором. (самостоятельная работа с учебником). Заполнение опросного листа «Знаю, не знаю». Слушанье, анализ музыкальных произведений. • Музыкально-ритмическое упражнение. • Работа по теме урока. Слушанье и анализ образа «Кармен» в разных танцевальных номерах. • Вокально-хоровая работа • Первичное закрепление. Карточки – работа в парах. • Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.
разработка урока балет Кармен-сюита.docx

Урок музыки в 7 классе

По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой

Тема урока:  «Балет «Кармен-сюита»

Тип урока: урок новых знаний.

 

Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главной героини в балете; выяснить вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы.

 

Задачи урока:

1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

2.расширить представления обучающихся  о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их

 

Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, сравнительный анализ, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии: метод художественного контекста.

 

Музыкальный материал:

- Опера «Кармен» Ж.Бизе (увертюра);

- «Кармен-сюита», балет Р.Щедрина (вступление).

 

Видеоматериал: балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (видеофрагменты).

 

Дидактический материал: УМК «Музыка. 7 класс». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

 

ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки

 

 

 

 

 

План урока:

·         Организационный момент. Приветствие. Учитель настраивает  обучающихся на  позитивный лад, подбадривает,  напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться.

·         Актуализация знаний. Наводящие вопросы для определения темы урока. Видео фрагмент. Учащиеся анализируют услышанное произведение, выявляют сходство и различие жанров (опираясь на ранее изученный материал). Обучающиеся определяют цель урока.

·         Постановка учебных  задач. Обучающиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока.

·         Открытие нового знания (проблемное задание). Знакомство с произведением и композитором. (самостоятельная работа с учебником). Заполнение опросного листа «Знаю, не знаю». Слушанье, анализ музыкальных произведений.

·         Музыкально-ритмическое упражнение.

·         Работа по теме урока. Слушанье и анализ образа «Кармен» в разных танцевальных номерах.

·         Вокально-хоровая работа

·         Первичное закрепление.  Карточки – работа в парах.

·         Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.

 

Этапы работы

Этапы работы

Время

1.Мотивация к учебной деятельности (орг.момент).

 

2. Актуализация знаний

 

3.Постановка учебных задач

 

4.Открытие нового знания (проблемное задание).

 

5.Музыкально-ритмическое упражнение

 

6.  Работа по теме урока (слушанье, анализ произведений)

 

7. Вокально-хоровая работа

 

8. Первичное закрепление

 

9. .Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.

 

 

(1 мин)

 

(3 мин)

 

(5 мин)

 

(10 мин)

 

(2 мин)

 

(9 мин)

 

(5 мин)

 

(5 мин)

 

 (5 мин)

 

 

 

I. Мотивации  к учебной деятельности. (слайд  1 ).

Организационный момент

Здравствуйте коллеги, здравствуйте ребята, рада видеть вас!

Здравствуйте учителя, добрый день наш класс.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Учитель: Чтобы определить тему урока, предлагаю посмотреть видеофрагмент.(Муз 1)

Просмотр фрагмента – «Кармен-сюита», балет Р.Щедрина (Хабанера)  (30 сек)

Учитель: Знакома ли вам героиня фрагмента, который мы с Вами сейчас

посмотрели?

 (Да) (слайд  2).

На слайде: Как океан меняет цвет, 
Когда в нагроможденной туче 
Вдруг полыхнет мигнувший свет, - 
Так сердце под грозой певучей 
Меняет строй, боясь вздохнуть, 
И кровь бросается в ланиты, 
И слезы счастья душат грудь 
Перед явленьем Карменситы.      

              Александр  Блок

Учитель: О ком пойдет речь? (Ответы детей).

Да, действительно, речь пойдет о «Кармен». (слайд    3 ).

 В каком произведении мы с вами встречались с «Кармен».

Хорошо: Опера «Кармен» композитор Жорж Бизе.

Мы продолжаем знакомство с героиней «Кармен»

Цель урока: Новое прочтение оперы «Бизе»

 Попробуйте сформулировать тему нашего урока. У нас есть только имя (Имя героини записываем на доске). Чтобы продолжить формулировать тему урока, скажите, какой жанр у произведения показанного в видеофрагменте. (Балет). Значит жанр произведения – балет. (Записываем на доске)  (Тема урока балет «Кармен»). (слайд  4 ).

 

III Постановка учебной задачи

(Тема урока балет «Кармен»). Чего не хватает для полной формулировки темы урока? (при изучении нового произведения мы всегда записываем название, жанр, композитора)

Нет композитора. А мы знаем, кто написал балет «Кармен»? Нет.

Учитель: Давайте определим задачи урока. Для этого возьмите опросные листы.

Данный лист будет являться оценочным листом, при выставлении отметок за урок. 1 «+» - 1 бал. В ходе оценки будет самоконтроль и взаимоконтроль.

В опросном листе есть значимые и второстипенные вопросы. Опираясь на значимые вопросы, определяем задачи урока. (Обучающиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока). Заполняют таблицу, отвечая на вопросы,  к которым знают ответ. (Два вопроса). На какие вопросы вы можете дать ответ в начале урока?

 

 Задачи

1.      Композитор балета

2.     Либреттист и балетмейстер балета

3.     На чем построена драматургия балета

(Проговариваем, знаем ответ на 1 и 2 вопрос. 3, 4 и 5 вопрос – будут задачами урока) (На доску вывешиваем  задачи) (слайд   5 ).

Учитель: Внимание на  слайд. Избражены две фотографии. Кто изображён? ( Фото композитора  оперы - Жорж Бизе и автор новеллы - Проспер  Мериме ).

Обучающиеся говорят, кто изображён на слайде  (слайд  6 ).

 

IV. Открытие нового знания

Учитель: А теперь приступаем к открытию нового знания.

Нам нужен учебник (стр. 54) - ищем композитора балета. Берём карточку задание№1 – заполняем. (слайд 7). Читем учебник, смотрим, что не просто балет, а балет сюита. (Обратите внимание на первое предложение)

Про новый термин раскажет обучающийся. (слайд 8).

 

Работа по теме урока.

 

1.Самостоятельная работа с учебником (страницы 54-55) Найти ответы на вопросы:

- Композитор балета «Кармен-сюита». (Родион Щедрин)

- Либреттист и балетмейстер балета. (Альберто Алонсо)

- На чем построена драматургия балета? (На развитии музыкальных характеристик трех  основных образов: Кармен, Хозе, Тореро (Эскамильо)

-Первая исполнительница партии Кармен. (Майя Плисецкая)         

- Количество частей в спектакле. (Один  акт)

- Где разворачивается сценическое действие балета? (На арене)

- Театр, в котором состоялась премьера балета. (Большой театр. Москва)

- Необычный персонаж балета. Что он собой символизирует? (Бык, символизирующий рок, судьбу, смерть)

Проверяем- меняемся опросными листами. (слайд   9-10).

Убираем в сторону листы с заданием. Смотрим на слайд.  Балет начинается со вступления. С чего начинается опера? Отвечают - увертюра.  (слайд 11)

Слушание: Увертюра к опере «Кармен» (1мин. 30 сек.) .(Муз 2)

 

Восприятие музыки вступления к балету и музыки увертюры к опере  «Кармен».

Сравнительный анализ

Какой характер увертюры к опере «Кармен»?(стр. 48)

Увертюра начинается с контрастной мелодии образов героев. .  (слайд 12)

Слушанье: Вступление к балету «Кармен-сюита» (1 мин)  .(Муз 3)

 

- Какая тема  появляется во вступлении к балету? Она вам знакома? (тема Хабанеры)

Что такое – Хабанера? (Песня свободной любви. Испанский танец Кубинского происхождения. Название происходит от слова Havana — Гавана (столица Кубы). Исполняется в медленном темпе, размер 2/4)

Чей образ раскрывает «Хабанера»

Образ Камен. .  (слайд 13)

Учитель: Какой ещё танец в опере даёт нам характкристику «Кармен»?

Сегидилья.

Учитель: Что значит этот танец  (Испанский народный танец  - песня, в быстром темпе и трехдольном тактовом размере, похожий на болеро, кастаньетный ритм.)

Учитель: Какой образ Кармен показан в «Сегидильи»

– страстной

 

Учитель: При помощи, каких средств музыкальной выразителности в танце можно показать характеристику героя?

При помощи темпа и ритма.

                                                                                                            

V Музыкально - ритмическое упражнение. ( длительности)

 

VI Работа по теме урока

Слушание:

3.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ (слайд  14).

1). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. (1м.20 сек) (Муз 4)

2). Видеофрагмент «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен. (2 мин) .

(Муз 5)

3).Сравнительный анализ. Вопросы:

Учитель: В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балете философски возвышенный смысл.)

 

4. Работа с учебником. Восприятие изображения Кармен на иллюстрациях (страницы 56-57) (слайд  14 ).

Учитель: Охарактеризуйте Кармен. (Страстная, своенравная, свободолюбивая.)

 

Учитель: В каких номерах показаны образы Кармен?

 

Опера Хабанера – свободолюбие, женское обаяние

Балет Хабанера – дерский танец вызов, испанский колорит

Опера Сегидилья – страстность, испанский фольклор

(Обучающиеся находят в учебнике.)

Балет «Болеро» – (видеофрагмент) импульсивность, непокорность, изменчивость нрава (с 11 сек - 1 м10с

Балет «Сцена гаданий» - (видеофрагмент) смертельная тоска, ужас кармен. Сменяется темой роковой страсти. (11 сек)

(слайд  15 ).

     «Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».

 Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев                     

(слайд  16 ).

Работа в парах – сопоставить образы

Учитель: Работа по парам. Сопоставьте образы.

Образ Кармен  - Темпераментная, страстная, вольнолюбивая, свободная, независимая, роковая, дерзкая, неукротимая, обаятельная.

Образ Хозе  - Скромный, нежный, ласковый, страдающий

Образ Эскамильо  - Смелый, уверенный в себе, жизнерадостный, страстный, свободный, независимый.

Образ Микаэлы - Милая, нежная, ласковая, любящая, добрая

 

Обобщение темы.

1.Эпиграф (обобщение) (слайд   17)

 

   «Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».  

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

2. Вопросы:

- Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)

- Являются ли,  по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)

 

VII Вокально-хоровая работа

(слайд   18)

Анализируя образ героини,  мы даём ей характеристику. В опере можно понять характер героя с помощью текста (слов), а в  балете (инструментальное  исполнение). При помощи музыки, инструментов, мелодии, интонации. Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи. А что же стало бы с музыкой, если бы не было литературы, поэзии? (Не было бы песен, романсов, мы никогда бы не услышали чувства, настроение, переживание героев произведений.) И во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Музыка и литература тесно связаны. Давайте исполним музыкальное произведение «Слово и нота», Автор музыки и слов А.Иванов, группа «Рондо». Распевки

 

VIII Первичное закрепление материала

(слайд   19)

 

У вас на партах есть конверты с карточками. (Жёлтые карточки-вопросы, красные-ответы)

Смотрим на слайд проверяем. (На сколько вопросов ответили,  столько балов записываем в опросные листы)

 (слайд   20)

 

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок

·         Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)

·         Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)

·          О каких произведениях мы сегодня говорили на уроке?

·         Что нового вы узнали?  Какие новые термины вы узнали?

·         Что вам больше всего понравилось?

·         Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? (Да.)

·         Какую бы оценку вы себе поставили?

 

(В опросных листах – проставляем балы) (2+9+4+10=25)

5  (24-25 бала)

4  (20-23 бала)

3  (13-19 балов)

2 (менее 12 балов)

 

Домашнее задание  - выполните рисунок понравившегося вам героя балета «Кармен сюита».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок музыки в 7 классе По п рограмме «Музыка»

Урок музыки в 7 классе По п рограмме «Музыка»

План урока: · Организационный момент

План урока: · Организационный момент

I . Мотивации к учебной деятельности

I . Мотивации к учебной деятельности

На чем построена драматургия балета (Проговариваем, знаем ответ на 1 и 2 вопрос

На чем построена драматургия балета (Проговариваем, знаем ответ на 1 и 2 вопрос

Образ Камен. . (слайд 13)

Образ Камен. . (слайд 13)

Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте

Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте

У вас на партах есть конверты с карточками

У вас на партах есть конверты с карточками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020