Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Б" (1 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык +2
1 кл
31.03.2018
Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Б" (1 класс)
Буква Б.doc
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ Б/Б*. БУКВЫ «Бб». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «б».
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звуки Б/Б*; определять их как
согласные, звонкие , твёрдые или мягкие, имеющие пару по звонкости глухости: Б/П, Б*/П* ;
обозначать их буквами «Бб»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «б»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Б». ЛЕСНЫЕ МУЗЫКАНТЫ.
Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и ну лупить бум! бум!! бум!!!
Подошёл барсук с баяном:
А мне можно?
Конечно, можно! – обрадовался баран.
Тут ещё бобёр с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревне, и давай
играть кто громче. Такой тарарам подняли все
звери сбежались.
Нельзя ли потише?! – просят звери.
А музыканты ещё громче заиграли. Тут вышла белочка:
Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.
Вот так баран, барсук, бобёр и бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки
требовать.
Если не принесёте, грозят, как заиграем, вам же хуже будет.
Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту ,и давай играть да орать! Ну,
думают, наедимся сейчас бубликов.
А у бегемота шкура толстая.
Бис, бурчит, браво . браво.
Бейте громче, ребята. Уж ребята били, били да и оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех
пор в лесу тишина…
..Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Произнесите звук ещё раз, но без голоса. Какой звук услышали?
Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Б/Б*– согласные, так как их нельзя пропеть, и при
произношении звуков есть препятствия губы, в произношении звука участвуют голосовые связки,
значит звуки звонкие, при произношении без голоса слышим звуки П/П*, значит они являются парой
по звонкости глухости)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками Б/Б*, назовите их, определите
положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости мягкости: (бегемот в начале, мягкий;
барсук в начале, твёрдый; баскетбол в первом и последнем слоге, оба твёрдые; белка в начале,
мягкий; барабан в первом и последнем слоге, оба твёрдые; бабочка в первом и во втором слоге,
оба твёрдые)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали. 2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4) Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звуки Б/Б * обозначаются буквой «Б».
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на бочонок.)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Б» . Где она расположена?
Найдите букву «Б» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«Б», которые найдёте. Похвалялся както бодливый баран:
Безумною храбростью я обуян –
Быка бы я встретил, побил бы быка,
Быку беспощадно намял бы бока.
Бродягуволчище бы я забодал,
Барбоса боднул бы, бобру бы поддал,
А с барсом бы встретился –
Что ж из того? –
Бесстрашно бы бросился я на него!
Но тут прошуршал под бараном листок.
И бросился в страхе баран наутёк! А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам. (буквы)
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
БУКВА «Б» Б У К В Ы.
Ты их, дружочек, заучи.
Их три десятка с лишком.
Это сейчас, зная буквы, мы можем написать любое слово. А раньше, когда букв не было, люди
вместо слов рисовали картинки .Постепенно словакартинки заменялись похожими на них
значками. Вот так голова быка
превратилась в букву «А». Кстати, слово «Алфавит» произошло от названия греческих букв
«альфа» А и «бета» Б. Моряки заменили буквы флажками. Стоит моряк на корабле и машет
флажками, а на другом корабле «читают».В телеграфе буквы заменены точками или чёрточками
тире.
5) Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
И прямую проведу.
В строчке точка.
Закруглю и вправо проведу прямую
Только вот короткую какую.
Напишу овал сначала.
Вот красивая какая
Передышка для начала.
Получилась «б» строчная.
Обведу и вверх пойду.
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «б» пишется не только в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки выходит один
элемент)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться в рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? ( овал, прямая, закругление, прямая)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА «Б», ЗВУКИ Б/Б*.
Обозначены мною согласные,
Мне не нравятся улицы красные.
Я такая, дети, умница
Я с согласнойс Серой улицы.
Сами вы уже решили
Мои звуки не глухие,
Значит, нужно будет мне
Почему у домика крыша разделена пополам и закрашена синим и зелёным цветами?(Потому что
буквой «Б» обозначаются звуки Б твёрдый и Б* мягкий.
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
Жить на Звонкой стороне
Если голос не даем,
То п / п* произнесём,
Потомуто «П »не против
То ,что я живу напротив.
Если в гости захотите,
В домик номер шесть стучите. Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (бобры)
Был тугим он кулачком,
А распустился – стал цветком (бутон)
Встал он прямо у дорожки:
Не идут, устали ножки.
Он мычит бедняга: Мууу,
Шаг я сделать не могу (бычок)
В ней книжек видимо – невидимо,
А что невидимо, то выдано (библиотека)
7) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел (бабочка)
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко!
Ну, конечно, это…(белка)
Есть на реках лесорубы
В серебристо – белых шубах.
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«Б», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Б».
Какие звуки ею обозначается? Звуки Б/Б*
Какие они? Согласные, звонкие, твёрдые или мягкие, имеют пару
по звонкости глухости: Б/П, Б*/П*.
Из каких элементов состоит буква? овал, прямая, закругление, прямая)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Б" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Б" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Б" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Б" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Б" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.