Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Д" (1 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык +2
1 кл
31.03.2018
Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Д" (1 класс)
Буква Д.doc
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ Д/Д*. БУКВЫ «Дд». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «д» .
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звуки Д/Д*; определять их как
согласные, звонкие , твёрдые или мягкие, имеющие пару по звонкости глухости: Д/Т, Д*/Т* ;
обозначать их буквами «Дд»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «д»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Д». ДОБРОЕ ДЕЛО.
Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по лесу, скучает и зевает так, что
деревья дрожат.
И эх! Мне бы дело какоенибудь! Мне бы чего нибудь полезное сделать!
Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках
кто нибудь гнездо себе сделает» , размышлял медведь .Но никто не собирался там жить. Тогда
медведь натаскал травы и напихал её в дупло, где жил дрозд. «Теперь дрозду в дупле мягко
будет» . Но дрозд только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под
дубом, скучает, а мимо него Димка из деревни топает.
Ты чего такой грустный, дедушка медведь?
Да делать мне нечего, вот и грустный, бурчит медведь.
А ты можешь мне дудочку сделать?
Дудочку? А чего её делать то?! оживился медведь и – раз два! – сделал Димке дудочку.
Вот это да! обрадовался Димка. – А моей сестрёнке Даше сделаешь?
Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, заторопился медведь, наконецто для
меня доброе дело нашлось!
..Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Произнесите звук ещё раз, но без голоса. Какой звук услышали?
Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Д/Д*– согласные, так как их нельзя пропеть, и при
произношении звуков есть препятствия зубы, в произношении звука участвуют голосовые связки,
значит звуки звонкие, при произношении без голоса слышим звуки Т/Т*, значит они являются парой
по звонкости глухости)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками Д/Д*, назовите их, определите
положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости мягкости: ( дятел в начале, мягкий;
дупло в начале, твёрдый; дуб в начале, твёрдый; долото в начале, твёрдый; дверь в начале,
твёрдый; дельфин в начале, мягкий; одуванчик во втором слоге, твёрдый; удод во втором слоге,
твёрдый; медведь в конце первого слога, твёрдый.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4) Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву. Добрый дятел дубу люб.
Дятел, в дереве дыра!
Перестать долбить пора!
Окна, стены, крыша…(дом)
Звуки Д/Д * обозначаются буквой «Д».
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на печную трубу.)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Д» . Где она расположена?
Найдите букву «Д» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«Д», которые найдёте.
Дятел дерево долбит,
Деньденьской кору дробит.
Дятел лечит древний дуб.
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
БУКВА «Д». У К О Г О К А К О Й Д О М.
Очень дружно живём в нём
Весной в лесу шум и гам. Это птицы начинают строить новые дома или чинить старые. На это
нужно много всяких материалов: веточек, соломы, травы, пуха, перьев. Славке портнихе нужен
стебелёк, которым она сошьёт вместе два листа. Ласточка для своего дома ищет глину. Пеночке
пересмешнице, кроме берёсты, нужны ещё и разноцветные бумажки, наверное, для красоты. Целые
дворцы, со множеством комнат, кладовок, спален, входов и выходов, выкопали под землёй кроты и
мыши. Прозрачный замок из пузырьков воздуха сделал себе под водой паук серебрянка. Но самые
большие и сложные дома, из перетёртой древесины или склеенной слюной земли, строят маленькие
белые термиты. То домшар слепят, то дом гриб или пирамиду, а жильцов там три миллиона!
Почти полМосквы. Кроме хозяев, в термитниках незаконно селятся мухи, пауки, жуки, ящерицы и
даже…попугайчики. Столько «народу» всякого в таких общежитиях, а живут мирно, не дерутся и
не едят друг друга.
5) Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
Снизу точка.
Напишу овал сначала.
Передышка для начала.
По нему до строчки вверх дойду
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «д» пишется не только в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки выходит один
элемент)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться в рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? ( овал, петля)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
И ещё немного отдохну.
Дальше то, что я люблю:
Припишу к нему петлю.
Вот красивая какая
Получилась «д» строчная. Жить на Звонкой стороне
Если голос не даем,
То т / т * произнесём,
Потомуто «Т» не против
То, что я живу напротив.
Если в гости захотите,
В домик девять заходите.
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА « Д»,ЗВУКИ Д/Д*.
Обозначены мною согласные,
Мне не нравятся улицы красные.
Я такая, дети, умница
Я с согласнойс Серой улицы.
Сами вы уже решили
Мои звуки не глухие,
Значит, нужно будет мне
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
7) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Холода как наступили,
В доме печку затопили,
Возле печки мы сидим.
Из трубы выходит…(дым)
На поляне весной
Вырос зуб молодой (не зуб, а дуб)
Этих маленьких людишек –
И девчонок и мальчишек –
Любят больше всех на свете.
А зовут их просто…(дети)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый…(доктор Айболит)
На дубах повырастали.
И дубами сами стали.
По секрету вам скажу, ребята,
Очень любят есть их поросята (жёлуди)
Когда росой лежит – блестит,
Когда весной бежит – бурлит,
То в пар уйдёт, то в снег, то в лёд,
То ливнем с неба упадёт (вода).
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«Д», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Д».
Какие звуки ею обозначается? Звуки Д/Д*
Какие они? Согласные, звонкие, твёрдые или мягкие, имеют пару
по звонкости глухости: Д/Т, Д*/Т*.
Из каких элементов состоит буква? овал, петля.)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Д" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Д" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Д" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Д" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Д" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.