Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Р" (1 класс)
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ Р/Р*. БУКВЫ «Рр». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «р»
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звуки Р/Р*; определять их как
согласные, звонкие , твёрдые или мягкие; обозначать их буквами «Рр»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «р»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Р» . РЫЖИЙ ГОРОД.
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома всё
равно куда. Лёг пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушёл из дома и идет, куда глаза
глядят. Смотрит ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город! « Вошёл он
и ахнул. В этом удивительном городе всё было рыжимпрерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим
травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих
реках рыжих рыб и раков. По радио передавали рыжий вальс, и все рыжиепрерыжие люди радостно
улыбались. Тут к нему подбежала рыжаяпрерыжая девочка.
Ты, почему такой грустный?
Меня все рыжим дразнят…
Какой глупенький, засмеялась девочка, а нука посмотри на солнце, какого оно цвета?
Ну, рыжего…
И мы – рыжего! Значит, все мы маленькие солнышки. Радоваться надо!
И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий,
конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…
..Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Р/Р*– согласные, так как их можно пропеть, но при
произношении звуков есть препятствия язык, в произношении звука участвуют голосовые связки,
значит звуки звонкие.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками Р/Р*, назовите их, определите
положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости мягкости: (раки в начале, твёрдый;
бревно в первом слоге, мягкий; рыбаки в начале, твёрдый; ведро во втором слоге, твёрдый; берег
во втором слоге, мягкий; рысь в начале, твёрдый; рыба в начале, твёрдый; самовар в конце,
твёрдый; пирамида во втором слоге, твёрдый; бобр в конце, твёрдый.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4) Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звуки Р/Р * обозначаются буквой «Р».
Б) На что похожа буква.Промокшая роща горит пестротой.
Бредёт по дороге октябрь золотой.
На что похожа буква?(Буква похожа на парус)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Р» . Где она расположена?
Найдите букву «Р» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«Р», которые найдёте.
Ракиты рыжеют, краснеют рябины,
Развесил боярышник гроздьярубины,
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
БУКВА «Р» . Р А С Т Е Н И Я .
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (рябинадереворастение)
Одно из первых живых существ на земле растение. Родилось оно в океане, постепенно «
выползло» на сушу и расселилось по всей земле. Если бы не растения, на земле не было бы ни
одного животного. Не было бы
и нас. Растения кормят людей и животных. Вырабатывают кислород, которым мы дышим. Одевают
нас. Из бамбука и деревьев человек делает дома. Среди растений есть мерзляки, которые живут в
жарких странах, и любители морозов. Семена растений это их «дети» . Растения наши самые
старые, самые верные , но и самые беззащитные друзья.
5) Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
Сверхуточка.
Вниз прямую уведу
И немного отдохну.
Не забудь, запомни точно,
Что прямая ниже строчки.
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «р» пишется не только в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки выходит один
элемент)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться сверху на рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? ( прямая, закругление, прямая с закруглением.)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
По прямой, как по тропинке
Я вернусь до серединки.
Закругленье, чуть терпенья
Вниз прямая с закругленьем.
Вот красивая какая
Получилась «р» строчная.Мои звуки не глухие,
Значит, нужно будет мне
Жить на Звонкой стороне
Буду жить в своей квартире
В доме с номером четыре
БУКВА «Р», ЗВУКИ Р./Р*.
Обозначены мною согласные,
Мне не нравятся улицы красные.
Я такая, дети, умница
Я с согласнойс Серой улицы.
Сами вы уже решили
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
7 ) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост
И поднимется до звёзд.(ракета)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
И в воде они живут.
Клюва нет, а всех клюют.(рыбы)
До дождей здесь проходили,
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«Р», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Р».
Какие звуки ею обозначается? Звуки Р/Р*
Какие они? Согласные, звонкие, твёрдые или мягкие
Из каких элементов состоит буква прямая, закругление прямая с закруглением.)
Но его не находили.
А когда дожди прошли,
Тут егото и нашли.(гриб)
От борозды до борозды
За домиком на грядках
Растёт и зелень и плоды,
Да зреет по порядку. (огород)
На брюхе сумка, а в ней детёныш,
А скачет так, что не догонишь(кенгуру)