Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Р" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе. В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст. Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте. 9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Р" (1 класс)
Иконка файла материала Буква Р.doc
ТЕМА   УРОКА: ЗВУКИ  Р/Р*. БУКВЫ «Рр».    ПИСЬМО СТРОЧНОЙ  БУКВЫ «р»  ЦЕЛЬ   УРОКА:  Научить слышать, выделять, произносить звуки Р/Р*;  определять их как   согласные, звонкие , твёрдые или мягкие; обозначать их буквами «Рр»;научить составлять слоги.  Научить писать строчную букву «р»;слоги и слова с ней.                               ХОД     УРОКА. 1.Организационный момент. 2. Повторение. 3.Сообщение цели урока.                                                   4.Изучение новой темы: 1 .   Р а б о т а   с о   з в у к о м . 1)Выделение на слух звуков в рассказе. ­Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего? БУКВА «Р» .   РЫЖИЙ   ГОРОД.     Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома всё  равно куда. Лёг пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушёл из дома и идет, куда глаза  глядят. Смотрит ­ ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город! «  Вошёл он ­ и ахнул. В этом удивительном городе всё было рыжим­прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим  травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих  реках рыжих рыб и раков. По радио передавали рыжий вальс, и все рыжие­прерыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подбежала рыжая­прерыжая девочка. ­ Ты, почему такой грустный? ­ Меня все рыжим дразнят… ­ Какой глупенький, ­ засмеялась девочка,­ а ну­ка посмотри на солнце, какого оно цвета? Ну, рыжего… ­ И мы – рыжего! Значит, все мы ­ маленькие солнышки. Радоваться надо! И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий,  конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…   ..­Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова. 2)Характеристика звуков. ­Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть. ­Произнесите звук. Что­нибудь мешает произношению звука? Что именно? ­Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко? Участвуют ли в произношении звука голосовые связки? ­Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой? ­Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Р/Р*– согласные, так как их можно пропеть, но  при  произношении звуков есть препятствия­ язык, в произношении звука   участвуют голосовые связки,  значит звуки звонкие.) 3)Нахождение слов со звуками Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта. ­Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками  Р/Р*, назовите их, определите  положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости­ мягкости: (раки­ в начале, твёрдый;  бревно­ в первом слоге, мягкий; рыбаки­ в начале, твёрдый; ведро­ во втором слоге, твёрдый; берег  ­во втором слоге, мягкий; рысь­ в начале, твёрдый; рыба­ в начале, твёрдый; самовар­ в конце,  твёрдый; пирамида­ во втором слоге, твёрдый; бобр­ в конце, твёрдый.) Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.  2 .   Р а б о т а   с   б у к в о й .                                                                                                                                                     4) Знакомство с печатной буквой и её названием:. А) Показ печатной буквы. Учитель открывает печатную букву. ­Звуки Р/Р * обозначаются  буквой «Р». Б) На что похожа буква.Промокшая роща горит пестротой. Бредёт по дороге октябрь золотой. ­На что похожа буква?(Буква похожа на парус) Учитель читает стихотворение. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. ­Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Р» . Где она расположена?  ­Найдите букву  «Р» среди своих букв и расположите её в своей кассе. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. ­Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы  «Р», которые найдёте. Ракиты рыжеют, краснеют рябины, Развесил боярышник гроздья­рубины,  Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.      БУКВА  «Р»  .   Р А С Т Е Н И Я   . В сенокос  горька, А в мороз сладка.  Что за ягодка? (рябина­дерево­растение)    Одно из первых живых существ на земле ­ растение. Родилось оно в океане, постепенно «  выползло» на сушу и расселилось по всей земле. Если бы не растения, на земле не было бы ни  одного  животного. Не было бы    и нас. Растения кормят людей и животных. Вырабатывают кислород, которым мы дышим. Одевают  нас. Из бамбука и деревьев человек делает дома. Среди растений есть мерзляки, которые живут в  жарких странах, и любители морозов. Семена растений ­ это их  «дети» . Растения­ наши самые  старые, самые верные , но и самые беззащитные друзья.  5) Знакомство с письменной строчной буквой А) Показ написания буквы Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске: Это строчка. Сверху­точка. Вниз прямую уведу И немного отдохну. Не забудь, запомни точно, Что прямая ниже строчки. Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают  стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ  написания буквы». Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы). ­Где пишется буква? (Строчная буква «р» пишется не только  в строке.) ­Выходит ли какой­нибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки  выходит один  элемент) ­Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться сверху на рабочей строке.) ­Из каких элементов состоит буква? (   прямая, закругление, прямая с закруглением.) ­С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.) В) Разминка для пальцев, подготовка к письму. Г) Написание буквы в «Прописи»: ­Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам. ­Возьмите карточку с буквой и обведите  букву 3 раза указательным пальцем правой руки                  ­Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца  строки. 6)  Нахождение места буквы на «Ленте букв». ­Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для  этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их  характеристику.) Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают» По прямой, как по тропинке Я вернусь до серединки. Закругленье, чуть терпенья­ Вниз прямая с закругленьем. Вот красивая какая  Получилась «р» строчная.Мои звуки не глухие, Значит, нужно будет мне Жить на Звонкой стороне Буду жить в своей квартире            В доме с номером четыре БУКВА «Р»,  ЗВУКИ Р./Р*.  Обозначены мною согласные, Мне не нравятся улицы красные. Я такая, дети, умница­ Я с согласной­с Серой улицы. Сами вы уже решили­ Буква крепится на «Ленте букв». 3 .   Р а б о т а   с о   с л о г а м и . 7 )   Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика  согласного по твёрдости­ мягкости, чтение слогов. Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост­ И поднимется до звёзд.(ракета) У родителей и деток Вся одежда из монеток. И в воде они живут. Клюва нет, а всех клюют.(рыбы) До дождей здесь проходили, Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём  каждый слог прочитывается трижды 8) Нахождение слогов в печатном тексте ­Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с  буквой  «Р», которые найдёте. 9) Письмо слогов в «Прописи». 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами. 5. Итог урока.  ­С какой буквой познакомились?                 (с буквой «Р». ­Какие звуки ею обозначается?                     Звуки Р/Р* ­Какие они?                                                     Согласные, звонкие, твёрдые или мягкие ­Из каких элементов состоит буква              прямая, закругление прямая с закруглением.)                    Но его не находили. А когда дожди прошли,  Тут его­то и нашли.(гриб) От борозды до борозды За домиком на грядках Растёт и зелень и плоды, Да зреет по порядку. (огород) На брюхе сумка, а в ней детёныш, А скачет так, что не догонишь(кенгуру)