ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ З/З*. БУКВЫ «Зз». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «з» .ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звуки З/З*; определять их как согласные, звонкие , твёрдые или мягкие, имеющие пару по звонкости- глухости: З/С, З*/С* ; обозначать их буквами «Зз»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «з»; слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1. Работа со звуком.
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
-Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «З». НЕЛЕТАЮЩИЙ ЗОНТ.
Гулял заяц по лесу и зонтик нашёл. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими - презлющими глазами.
- З - з - западня,- затрясся заяц, - убегать поздно. Встану - кА я на пенёк под зонтик, может, волк меня за г - г- гриб п - п- примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами от страха стучит, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит.…И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер. Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял его в небо. Летит заяц над лесом, смеётся, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами шёлкает, задыхается,
- Давай, давай! Нажимай!..- кричит заяц. – Зарядкой надо было заниматься, быстрее бы бегал!!!
Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенёк и ждёт, когда же он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!
- Ах, козёл!- рычит. – Нелетающий зонт продал!
И весь зонт зубами разорвал.
..-Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
-Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
-Произнесите звук. Что-нибудь мешает произношению звука? Что именно?
-Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
-Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
-Произнесите звук ещё раз, но без голоса. Какой звук услышали?
-Дайте характеристику этому звуку.(Звуки З/З*– согласные, так как их можно пропеть, но при произношении звуков есть препятствия- зубы, в произношении звука участвуют голосовые связки, значит звуки звонкие, при произношении без голоса слышим звуки С/С*, значит они являются парой по звонкости- глухости)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
-Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками З/З*, назовите их, определите положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости- мягкости: (заяц- в начале, твёрдый; замок- в начале, засов- в начале, твёрдый; зебра- в начале, мягкий; зонт- в начале, твёрдый; козлёнок- в конце первого слога, твёрдый.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2. Работа с буквой.
4) Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
-Звуки З/З * обозначаются буквой «З».
Б) На что похожа буква.
-На что похожа буква?(Буква похожа на пружину, крендель, стружку.)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
-Посмотрите на кассу букв и найдите букву «З» . Где она расположена?
-Найдите букву «З» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
-Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы «З», которые найдёте.
Знать бы, зачем залилась спозаранку
В замерших зарослях крошка-зарянка?
Знать бы, зачем заглядевшись в зенит,
Звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем зашуршала змея?
Знать бы, зачем зеленеет Земля?
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
БУКВА «З». З Е М Л Я.
Свежей зеленью одеты
Парки, улицы, поля…
В море солнечного света
Погружается …(земля)
В старину люди думали, что Земля- это громадный блин, лежащий на трёх китах. На самом же деле Земля - круглая, как…арбуз. Земля всё время вращается вокруг себя, как волчок, только медленней, подставляя Солнцу то один бок, то другой. Поэтому на освещённой Солнцем стороне земного шара - день, а на неосвященной- ночь. Кроме того, Земля вращается вокруг Солнца и облетает вокруг него за 365 дней, то есть за год. Когда Земля повёрнута к Солнцу Северным полушарием, у нас лето, а когда Южным - зима. Люди, живущие в самом низу земного шара, ходят… «вниз головой» и не падают. Их удерживает земное притяжение.
5) Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
В строчке - точка.
Напишу сперва
Я полуовал.
И пишу я точно
Его во всю строчку.
Дальше то, что я люблю:
Закруглю, пишу петлю.
Вот красивая какая
Получилась «з» строчная.
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
-Где пишется буква? (Строчная буква «з» пишется не только в строке.)
-Выходит ли какой-нибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки выходит один элемент)
-Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться в рабочей строке.)
-Из каких элементов состоит буква? ( полуовал, закругление, петля.)
-С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
-Сейчас вы тоже научитесь писать строчную букву «а», но сначала подготовим свои пальцы к работе. Дети делают массаж каждого пальца:
Этот пальчик самый главный. Этот пальчик безымянный
Самый сильный и большой. Он избалованный самый.
Этот пальчик для того, А мизинец хоть и мал,
Чтоб показывать его. Очень ловок и удал.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
-Теперь подготовим к письму пропись:
Я тетрадочку открою, (Дети открывают «Пропись»,
И как надо положу. кладут её правильно,
Я от вас, друзья, не скрою- берут правильно ручку,
Ручку я вот так держу. ставят её на локоток,
Сяду прямо, не согнусь, выпрямляют спины, ставят правильно
За работу я возьмусь. ноги)
Г) Написание буквы в «Прописи»:
-Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
-Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки -Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
-Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА « З»,ЗВУКИ З/З*.
Обозначены мною согласные,
Мне не нравятся улицы красные.
Я такая, дети, умница-
Я с согласной-с Серой улицы.
Сами вы уже решили-
Мои звуки не глухие,
Значит, нужно будет мне
Жить на Звонкой стороне
Если голос не даем,
То с / с * произнесём,
Потому-то «с» не против
То, что я живу напротив.
Домик быстро мой найдём-
Он одиннадцатый дом.
Буква крепится на «Ленте букв».
3. Работа со слогами.
7) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного по твёрдости- мягкости, чтение слогов.
Не слыша волны океанской,
Морского простора не зная,
В далёкой степи африканской
Резвится тельняшка морская.
- Вот так лошадка!-
Воскликнул Андрейка-
Словно большая
тетрадка в линейку.(зебра)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц)
Работают, когда едим,
А не едим мы - отдыхают,
Ну, а не будем чистить их,
Они возьмут и захворают (зубы)
В руки ты его возьмёшь
И тебе не страшен дождь.
Дождь прошёл, его мы сложим
И гулять под солнцем можем(зонт)
Дел у меня не мало:
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки запираю,
Белю поля, дома…
Зовут меня…(зима)
За губами, за зубами,
За обеими щеками
То он лакомка – лизун,
То свистун, то говорун (язык)
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
-Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой «З», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
-С какой буквой познакомились? (с буквой «З».
-Какие звуки ею обозначается? Звуки З/З*
-Какие они? Согласные, звонкие, твёрдые или мягкие, имеют пару
по звонкости-глухости: З/С, З*/С*.
-Из каких элементов состоит буква? Полуовал, закругление, петля)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.