Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква З" (1 класс)
Оценка 4.8

Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква З" (1 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык +2
1 кл
31.03.2018
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква З" (1 класс)
Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе. В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст. Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте. 9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква З" (1 класс)
Буква З.doc

ТЕМА   УРОКА: ЗВУКИ  З/З*. БУКВЫ «Зз».    ПИСЬМО СТРОЧНОЙ  БУКВЫ «з» .ЦЕЛЬ   УРОКА:  Научить слышать, выделять, произносить звуки З/З*;  определять их как  согласные, звонкие , твёрдые или мягкие, имеющие пару по звонкости- глухости: З/С, З*/С* ; обозначать их буквами «Зз»;научить составлять слоги.

 Научить писать строчную букву «з»; слоги и слова с ней.

                              ХОД     УРОКА.

1.Организационный момент.

2. Повторение.

3.Сообщение цели урока.                                                  

4.Изучение новой темы:

1. Работа со звуком.

1)Выделение на слух звуков в рассказе.

-Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?

БУКВА «З».   НЕЛЕТАЮЩИЙ   ЗОНТ.

   Гулял заяц по лесу и зонтик нашёл. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими - презлющими глазами.

- З - з - западня,- затрясся заяц, - убегать поздно. Встану - кА я на пенёк под зонтик, может, волк меня за г - г- гриб п - п- примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами от страха стучит, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит.…И тут,  на зайцево счастье, подул сильный ветер. Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял его в небо. Летит заяц над лесом, смеётся, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами шёлкает, задыхается,

- Давай, давай! Нажимай!..- кричит заяц. – Зарядкой надо было заниматься, быстрее бы бегал!!!

Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенёк и ждёт, когда же он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

- Ах, козёл!- рычит. – Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

..-Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.

2)Характеристика звуков.

-Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.

-Произнесите звук. Что-нибудь мешает произношению звука? Что именно?

-Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?

Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?

-Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?

-Произнесите звук ещё раз, но без голоса. Какой звук услышали?

-Дайте характеристику этому звуку.(Звуки З/З*– согласные, так как их можно пропеть, но  при произношении звуков есть препятствия- зубы, в произношении звука   участвуют голосовые связки, значит звуки звонкие, при произношении без голоса слышим звуки С/С*, значит они являются парой по звонкости- глухости)

3)Нахождение слов со звуками

Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.

-Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками  З/З*, назовите их, определите положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости- мягкости: (заяц- в начале, твёрдый; замок- в начале, засов- в начале, твёрдый; зебра- в начале, мягкий; зонт- в начале, твёрдый; козлёнок- в конце первого слога, твёрдый.)

Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.

2. Работа с буквой.                                                                               

4) Знакомство с печатной буквой и её названием:.

А) Показ печатной буквы.

Учитель открывает печатную букву.

-Звуки З/З * обозначаются  буквой «З».

Б) На что похожа буква.

-На что похожа буква?(Буква похожа на пружину, крендель, стружку.)

Учитель читает стихотворение.

 В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.

-Посмотрите на кассу букв и найдите букву «З» . Где она расположена?

-Найдите букву  «З» среди своих букв и расположите её в своей кассе.

 Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.

-Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы «З», которые найдёте.


Знать бы, зачем залилась спозаранку

В замерших зарослях крошка-зарянка?

Знать бы, зачем заглядевшись в зенит,

Звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет Земля?


Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.

     БУКВА  «З».    З Е М Л Я.


Свежей зеленью одеты

Парки, улицы, поля…

В море солнечного света

Погружается …(земля)


 В старину люди думали, что Земля- это громадный блин, лежащий на трёх китах. На самом же деле Земля - круглая, как…арбуз. Земля всё время вращается вокруг себя, как волчок, только медленней, подставляя Солнцу то один бок, то другой. Поэтому на освещённой Солнцем стороне земного шара - день, а на неосвященной- ночь. Кроме того, Земля вращается вокруг Солнца  и облетает вокруг него за 365 дней, то есть за год. Когда Земля повёрнута к Солнцу Северным полушарием, у нас лето, а когда Южным - зима. Люди, живущие в самом низу земного шара, ходят… «вниз головой» и не падают. Их удерживает земное притяжение.

5) Знакомство с письменной строчной буквой

 А) Показ написания буквы

Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:


Это строчка.

В строчке - точка.

Напишу сперва

Я полуовал.

И пишу я точно

Его во всю строчку.

Дальше то, что я люблю:

Закруглю, пишу петлю.

Вот красивая какая

Получилась «з» строчная.


Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ написания буквы».

Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).

-Где пишется буква? (Строчная буква «з» пишется  не только  в строке.)

-Выходит ли какой-нибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки   выходит один элемент)

-Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться в рабочей строке.)

-Из каких элементов состоит буква? ( полуовал, закругление, петля.)

-С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)

В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.

-Сейчас вы тоже научитесь писать строчную букву «а», но сначала подготовим свои пальцы к работе. Дети делают массаж каждого пальца:    

Этот пальчик самый главный.                    Этот пальчик безымянный

Самый сильный и большой.                          Он избалованный самый.

Этот пальчик для того,                               А мизинец хоть и мал,

Чтоб показывать его.                                  Очень ловок и удал.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

-Теперь подготовим к письму пропись:

Я тетрадочку открою,                          (Дети открывают «Пропись»,

И как надо положу.                               кладут её правильно,

Я от вас, друзья, не скрою-                  берут правильно ручку,

Ручку я вот так держу.                          ставят её на локоток,

Сяду прямо, не согнусь,                        выпрямляют спины, ставят правильно

За работу я возьмусь.                             ноги)

Г) Написание буквы в «Прописи»:

-Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.

-Возьмите карточку с буквой и обведите  букву 3 раза указательным пальцем правой руки                                                                                               -Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца строки.

6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».

-Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их характеристику.)

Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»

БУКВА « З»,ЗВУКИ З/З*.


Обозначены мною согласные,

Мне не нравятся улицы красные.

Я такая, дети, умница-

Я с согласной-с Серой улицы.

Сами вы уже решили-

Мои звуки не глухие,

Значит, нужно будет мне

Жить на Звонкой стороне

Если голос не даем,

То   с   /  с *   произнесём,

Потому-то «с» не против

То, что я живу напротив.

Домик быстро мой найдём-

Он одиннадцатый дом.


Буква крепится на «Ленте букв».

3. Работа со слогами.

7) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного по твёрдости- мягкости, чтение слогов.


Не слыша волны океанской,

Морского простора не зная,

В далёкой степи африканской

Резвится тельняшка морская.

- Вот так лошадка!-

Воскликнул Андрейка-

Словно большая

тетрадка в линейку.(зебра)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц)

Работают, когда едим,

А не едим мы - отдыхают,

Ну, а не будем чистить их,

Они возьмут и захворают (зубы)

В руки ты его возьмёшь

И тебе не страшен дождь.

Дождь прошёл, его мы сложим

И гулять под солнцем можем(зонт)

Дел у меня не мало:

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

В лёд реки запираю,

Белю поля, дома…

Зовут меня…(зима)

За губами, за зубами,

За обеими щеками

То он лакомка – лизун,

То свистун, то говорун (язык)


Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём каждый слог прочитывается трижды

8) Нахождение слогов в печатном тексте

-Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с  буквой «З», которые найдёте.

9) Письмо слогов в «Прописи».

10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.

5. Итог урока.

-С какой буквой познакомились?        (с буквой «З».

-Какие звуки ею обозначается?            Звуки З/З*

-Какие они?                                            Согласные, звонкие, твёрдые или мягкие, имеют пару

                                                                 по звонкости-глухости: З/С, З*/С*.

-Из каких элементов состоит буква?   Полуовал, закругление, петля)             

 

 

 



ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ З/З*

ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ З/З*

Посмотрите на кассу букв и найдите букву «З»

Посмотрите на кассу букв и найдите букву «З»

Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки -Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до…

Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки -Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.