Разработка урока музыки для 5 класса на тему: «Волшебная красочность музыкальных сказок»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 5 класса на тему: «Волшебная красочность музыкальных сказок» Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель урока: Определить роль и значение музыки в сказках. Обобщить знания детей о музыкальных жанрах «опера», «сюита»; о творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся; творческие способности. -Воспитывать толерантность, самостоятельность, формировать музыкальные вкусы детей.Цель урока: Определить роль и значение музыки в сказках.
Иконка файла материала урок.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                             «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»            с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                         Разработка урока музыки                                             для 5 класса на тему:                  «Волшебная красочность музыкальных сказок»                     Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак                                                                       Составитель­  учитель музыки­                                                                         Трушина Светлана ЮрьевнаТема урока: «Волшебная красочность музыкальных сказок» Цель урока: Определить роль и значение музыки в сказках. Задачи:  «опера», «сюита»; о творчестве Н.А. Римского­Корсакова.  Образовательные   ­  Обобщить   знания   детей   о   музыкальных   жанрах Развивающие   ­  Развивать   вокально­хоровые   навыки   учащихся;   творческие способности. Воспитательные ­ Воспитывать толерантность, самостоятельность, формировать музыкальные вкусы детей. Оборудование:  мультимидийное оборудование, магнитофон. Организационный момент. Ход урока ­ Сегодня мы с вами узнаем, какая связь существует между музыкой и сказками, какие   композиторы   сочиняли   музыку   к   сказочным   произведениям   и   вспомним разученные песни. Вы будете работать в группах, в которые распределились по желанию. Самое главное, чтобы каждый из вас смог проявить себя и помочь всей группе. Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы – сказкой! Подумаем, какую роль  может играть музыка в сказках. Итак, тема урока “Волшебная сказочность  музыкальных сказок”. Назовите   сказки,   в   которых   говорится   о   музыке,   музыкантах,   музыкальных инструментах. Ответы: “Бременские музыканты”, “Колобок”, “Золушка”… Сказочные балы и пиры не обходятся без музыки. Во всех сказках, где есть  карнавалы, пиры, балы звучит музыка. Задание:   Отгадав   кроссворд,   вы   узнаете,   с  какой   сказкой,  а   точнее,   сказочной былиной мы познакомимся поближе. Кроссворд Композитор, автор балетов “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”. (Чайковский). Песня без слов, исполняемая на какой­либо гласный звук. (Вокализ).На   линейках,   между   ними,  ноты   знаем   мы   давно.  На   добавочной   напишем   без ошибки ноту… (ДО). Композитор – “Основоположник русской музыки”, автор оперы “Иван Сусанин”. (Глинка). Высокий женский голос. (Сопрано). “Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое. Каких вы знаете былинных героев? Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который  хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами. Это не просто былина, а сказка. Что сказочного произошло с Садко?  Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его  дочерьми. На каком инструменте играл Садко? Ответ: Садко играл на гуслях. Гусли – старинный русский народный инструмент.  Гусли называют яровчатые или яворчатые.   Эти   названия   происходят   от   материала,   из   которого   они изготавливались. Явора – белый клён. Слушание: музыкальные фрагменты в исполнении гуслей. Слова учителя на фоне звучания музыки: Как во славном Нове­городе Был Садко, весёлый молодец; Не имел он золотой казны, А имел лишь гусельки яровчаты; По пирам ходил – играл Садко, Потешал купцов, людей посадских. Русский композитор Н.А. Римский­Корсаков положил былину о Садко в основу музыкального произведения. Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”? Ответ: ОпераЧто такое опера? (музыкальный жанр, сочетающий в себе разные виды искусств (театр, музыка, живопись), где герои не говорят, а поют) Как называется краткое содержание оперы или балета? В переводе означает –  “маленькая книжечка”. Ответ: Либретто Римский­Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях. Римский­Корсаков написал 15 опер. Среди них: “Снегурочка”, “Золотой  Петушок”, “Кощей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, “Садко”… Что вы можете сказать о названиях этих опер? Какой литературный жанр лежит в  их основе? Ответ: Сказка.  По праву Римского­Корсакова считают композитором­сказочником. Где можно послушать оперу?  Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ В нашем городе находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.  Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?  Ответ: Мариинский театр.  Своё название получил по имени жены императора Павла1, Марии Фёдоровны. Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию  звуков. Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ  проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и  реальные образы создают музыканты.  Как называется группа музыкантов в театре? Ответ: Оркестр В опере есть сцена на берегу Ильмень­озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей­купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии,Индийский   гость   –   об   Индии,   а   Веденецкий   гость   –   об   итальянском   городе Венеции. Просмотр: DVD видео “Садко”  Римский­Корсаков, Кировский театр оперы и балета, Валерий Гергиев. Первым ведёт рассказ Варяжский гость.  Что можно сказать о характере музыки?  Ответ: Суровая, мужественная, величественная музыка. Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций. Ответ: Музыка – мощная, могучая, гордая. Как называется низкий мужской голос?  Ответ: БАС. Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость. Как охарактеризовал Римский­Корсаков этого героя?  Слушание: песни Индийского гостя.  Ответы: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий.  Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций. Ответ: Музыка медленная, плавная, чарующая.  Как называется высокий мужской голос?  Ответ: ТЕНОР. Слушание: песня  Веденецкого гостя.  Задание: Определите характер музыки. Ответ: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный. Задание: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.  Ответ: Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос, исполняющий песню, называется БАРИТОН  В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть? Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию. “А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”.Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский­Корсаков для создания  различных образов? Ответ: Темп, динамику, тембр, мелодию… Распевание Пение «Сказки гуляют по свету» Итог урока: Слайд №15 Что нового узнали на уроке? Музыку какого  композитора слушали на уроке? Что, по вашему мнению, приобретает сказка,  когда в ней звучит музыка?  Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.  Какие сказки не могли бы существовать без музыки?  Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски Домашнее   задание:    Римский­Корсаков   с   помощью   музыкальных   красок нарисовал   моря   разных   стран.   А   вы   дома   с   помощью   красок,   карандашей   и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось. Сказки гуляют по свету  (Из кинофильма «Оленья охота») Слова М. Пляцковского Музыка Е. Птичкина Сказки гуляют по свету, Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах. А принц Белоснежку полюбит. А жадность Кащея погубит... Пусть зло на проделки хитро, Но всё ж побеждает Добро!  Мир озарив чудесами, Сказки летят над лесами, На подоконник садятся, В окна, как в речки, глядятся. А Золушку выручит фея, Не станет Горыныча­змея...Пусть Зло на проделки хитро, Но всё ж побеждает Добро! Сказки со мною повсюду, Их никогда не забуду. Стоит сомкнуть мне ресницы­ Вмиг Сивка­Бурка приснится. А месяц засветится ясный  В глазах Василисы Прекрасной... Пусть Зло на проделки хитро, Но всё ж побеждает Добро! Источник: 1. Алеев  В. В. Музыка. 5 кл.   : учебник / В. В. Алеев. — 8­е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.  — 79, [1] с. : Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы