ИЗО, 2 класс, 3 четверть, дата__________________
Тема: «Сказочный жанр. Жар-птица».
Тип урока: формирование новых знаний.
Цель: создать условия для эффективной работы учащихся на уроке над коллективным сказочным образом.
Задачи:
· познакомить учащихся со сказочным образом жар-птицей;
· развивать познавательный интерес;
· формировать умения работать индивидуально и в коллективе;
· развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения творческого задания;
· воспитывать чувство красоты через восприятие произведений русских художников и творческое отношение к заданию.
Оборудование:
Зрительный
ряд:
презентация к уроку, репродукция
картины В.М.Васнецова «Ковер-самолет», иллюстрации И.Я. Билибина к сказке «Иван
царевич, Жар-птица и Серый волк», иллюстрации к различным изданиям сказки
«Конек Горбунок», иллюстрация росписи на шкатулке «Жар-птица».
Материалы и инструменты: незаконченное изображение Жар-птицы,
шаблоны перьев, листы бумаги, масляная пастель, восковые мелки
Задание: выполнить перья и наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Психологический настрой.
У каждого из нас есть заветное желание. Так хочется, чтобы оно воплотилось в реальность. Вот только, кто его исполнит. Сегодня у вас будет возможность загадать это желание одному сказочному образу. А вот , что потом произойдёт, узнаем
3. Вводная беседа
Отгадайте мою загадку, о ком пойдёт речь.
Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.
- Правильно,
Жар-птица.
Сообщение темы урока "Сказочный образ жар-птицы".
Поиск знаний учащихся. Что вы знаете о жар-птице. (записывать ассоциации на доске вокруг птицы)
Какая связь по вашему мнению есть между жар-птицей и желанием человека?
Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи. Также, говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.
4.Сообщение нового. Презентация.
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом , крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.
Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие.
Когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.
5. В каких сказках можно встретить образ жар-птицы?
Жар-птица в сказках – «Конёк-горбунок», «Иван царевич и серый волк»…..
Жар-птица и Василиса Прекрасная»
Красоту и лучезарность этой птицы отображали писатели и народ в строчках, а художники в своих картинах.
Я приглашаю вас в галерею художников, где главная героиня Жар-птица.
По-разному и в то же время одинаково изображают её в художники. Можно даже определить характер птицы.
Работа в группах.
Посмотрите на иллюстрацию и определите характер птицы, внешний облик.
№1 Картина Виктора
Михайловича Васнецова «Ковер-самолет»
(Жар-птица в клетке высокомерная и гордая).
№2 Иллюстрация к
русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» Ивана
Яковлевича Билибина
(Она испуганная)
№3 Иллюстрации к
сказке Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок»?
(возмущенная)
- Но у всех она
какая?
(красивая, волшебная, сказочная)
* На какую птицу похожа Жар-птица. В чём вы видите сходство?
(павлин)
6. Попробуем определить цветовую гамму жар-птицы. Перед вами палитра художника. Обведите те цвета, которые на ваш взгляд соответствуют жар-птице.
- Почему эти цвета вы выбрали, обоснуйте свой ответ.
(жар-птица имеет цвета, от которых становится жарко, тепло)
Но сейчас мы добавим каплю ещё одного цвета, посмотрев на пламя свечи, которое напоминает перышко жар-птицы.
Если это цвета символизирующие огонь, так как же можно было поймать жар-птицу?
Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Для ловли Жар-птицы использовали золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку.
7. Но мы ловить птицу не будем. Приближается весна, время возрождения жар-птицы. Мы создадим её. Перед вами незаконченное изображение сказочной птицы. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая. Перед вами лежат шаблоны перышек. Ваша задача, выполнить в цвете, используя восковые мелки, перья для нашей Жар-птицы. Используйте те, цвета, которые находятся перед вами на карточке- палитре. После того, как будет готово перо, украсьте его паетками.
- Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.
8. Физминутка:
Птицы летят,
Крыльями шумят.
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
И очень бесшумно
На место садятся.
9. Самостоятельная работа учащихся.
А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту.
- наносим более светлые оттенки (жёлтый, цв. оранжевый)
- прорисовываем узоры красным, бордовым
После
завершения работы, на оборотной стороне пера напишите свое имя , загадайте одно
заветное желание. Прикрепите перья к птице на доске. Ночью наша Жар-птица
улетит в сказку и в наши сны. Обронит где-нибудь перышко с вашим желанием, оно
сбудется, а тому, кто найдет его – принесет счастье.
10. Итог работы.
Ах, какая красота! Что за прелесть! Вот такой я себе её и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания. Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук оживет она.
- А что нового вы узнали о жар-птице?
11. Рефлексия.
Перед вами то, что любит жар-птица. Это яблоки. Напишите на них одно слово, которое характеризует ваше настроение, состояние души в конце урока.
ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №95
РАЗРАБОТКА
урока по изобразительному искусству
2 класс
Тема: «Сказочный жанр. Жар-птица».
Подготовила: Третьякова Е.М.
Караганда - 2014
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.