Данный урок составлен с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования
Ц е л и : познакомить с древнерусской летописью «Повесть временных лет»; расширить словарный запас учащихся; выявить связь названий славянских племен с особенностями их жизни; развивать творческое мышление, речь; воспитывать интерес к литературному наследию прошлого.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»,
«РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН»
Ц е л и : познакомить с древнерусской летописью «Повесть временных лет»;
расширить словарный запас учащихся; выявить связь названий славянских
племен с особенностями их жизни; развивать творческое мышление, речь;
воспитывать интерес к литературному наследию прошлого.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
1. Б е с е д а .
– Вчера мы начали разговор о зарождении детской литературы. В каком веке
она появилась? (В Х веке.)
– Что из себя представляли славянские книги? (Это были рукописи на
пергаменте.)
– Что такое летопись? (Запись важных событий по годам.)
– Кто создавал летописи? Почему?
2 . Ч т е н и е о т р ы в к о в и з п р о и з в е д е н и й .
– Прочитайте наизусть отрывки из произведений А. Пушкина и Н.
Кончаловской.
II. Подготовительный этап.
– Вы прочитали стихи Кончаловской и Пушкина. Не появилось ли у вас
желание прочитать летописи?
– Как называлась первая русская летопись?
– Прокомментируйте каждое слово в ее названии: «Повесть временных лет».
– В «Борисе Годунове» А. С. Пушкин перечислил, что описывал летописец
«Пимен»:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса…
– О чем могут повествовать летописцы X–XII веков, ведь в это время на Руси
не было государей, история только начиналась?
III. Чтение летописи.
– Теперь вы сами прочитаете летопись, правда, в переводе на современный
язык. Это «Повесть временных лет», созданная в X–XI веках. Перевел и
обработал эту летопись академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.
1. Ч т е н и е л е т о п и с и у ч и т е л е м .– О чем вы узнали, слушая летопись? (Где расселились славяне, с чем
связаны их названия.)
– Всегда ли название народа связано с тем местом, где он селится?
(Названия славянских племен были связаны и с занятиями людей, и с
особенностями их жизни, быта, мест, которые они обживали.)
– Где поселились поляне? древляне?
– В какой местности селились дреговичи, если известно, что слово
«дреговичи» родственно словами «дергаться, дрыгаться»? (Болотистая
местность с зыбкой почвой.)
– О чем говорит название – Новгород?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (с. 15).
– С помощью однокоренных слов объясните происхождение названий русских
городов.
IV. Обобщающая беседа.
1. В о п р о с ы .
– Как «Повесть временных лет» объясняет происхождение славян?
– Как рождались названия славянских народов?
2. Р а б о т а п о в о п р о с а м у ч е б н и к а (с. 37).
Домашнее задание: узнать о происхождении названия той местности, в
которой вы живете.