Разработка урока по обучению грамоте и письму "Буква А" (1 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык +2
1 кл
31.03.2018
Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка урока по обучению грамоте и письму "Буква А" (1 класс)
Буква А.doc
ТЕМА УРОКА: ЗВУК А. БУКВЫ «Аа». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «а» .
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звук А определять его как гласный,
обозначать его буквой «А».
Познакомить с буквами «Аа», учить «читать» слова с буквой «а» с помощью графических схем.
Научить писать строчную букву «а».
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1) Выделение на слух звука А в слове.
Учитель показывает предметную картинку «Автомобиль».
Что это за предмет?(Это автомобиль.)
Сейчас мы послушаем рассказ об автомобиле.
Самый первый автомобиль вместо бензина заправлялся ….дровами. Водите
ля называли «шофёром», что означает «истопник» или «кочегар». Ездил такой автомобиль
медленно и возил только по одному пассажиру. Потом
на автомобилях установили бензиновые моторы. Они стали ездить намного быстрее и перевозить по
нескольку человек. Теперь же автомобиль такой мощный, что может проехать по любой дороге и
перевезти даже слона!
сейчас прошёл испытания автомобиль на воздушной подушке, а по дорогам многих стран уже
бегают автомобили, работающие на электричестве. Они
не заражают воздух ядовитыми газами.
С какого звука начинается слово «автомобиль»? (Слово «автомобиль начинается со звука А.)
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звук А – гласный, так как его можно пропеть, при
произношении звука нет препятствий, в произношении звука участвуют голосовые связки.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуком А, назовите их, определите
положение звука в слове.(аист в начале слова, арбуз в начале, апельсины в начале, абрикосы в
начале, ананасыв начале, тачка в конце и ближе к началу, акула в начале и в конце, автобус в
начале , арфа в начале, ромашка в конце, сова в начале.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4)Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звук А обозначается буквой Аа.
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на ракету)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «А». Где она расположена? (Буква «А» расположена в
первом ряду, первая)
Найдите букву «А» среди своих букв и расположите её в своей кассе. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«А», которые найдёте. Алые тени дрожат на пруду.
Алые утки по пруду скользят.
Август. Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Астры зарделись на клумбах в саду.
Жаль, что уже отгорает закат!
А теперь послушайте рассказ о том, почему «А» первая.
ПОЧЕМУ «А» ПЕРВАЯ?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из Азбуки и громко спорили, почему это «А» самая
первая буква алфавита?
Долой самозванку «А»! кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра ( то есть неразбериха) !
Что же это делается, а? – шипели шипящие. Букву , с которой начинается «ангина» и « акула» , ставить во
главе Азбуки! Ничего себе ш шуточки…
«Всё правильно, молча думали согласные буквы, ведь недаром самые вкусные вещи арбуз, апельсин,
абрикос, ананас начинаются на «А».
Но громче всех кричала буква «Я»:
Я не понимаю, почему все же первая «А» , а не «Я» ? !
А потому, сказала молчавшая до сих пор «А», что самое первое слово каждого малыша начинается на «А».
Это, какое же такое слово? – не унималась «Я».
«Агу», сказала «А». – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем
известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
Так! – сказал твёрдый знак.
5)Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
Снизу точка.
Напишу овал сначала.
Передышка для начала.
Как чутьчуть передохну,
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают стихотворение уже
вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква?(Строчная буква «а» пишется в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки?(За пределы строки ни один элемент не выходит)
Где начинает писаться буква?(Буква начинает писаться снизу на рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? (Овал и прямая с закруглением)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Сейчас вы тоже научитесь писать строчную букву «а», но сначала подготовим свои пальцы к работе.
Дети делают массаж каждого пальца: Этот пальчик безымянный
Этот пальчик самый главный. Он избалованный самый.
Самый сильный и большой. А мизинец хоть и мал,
Этот пальчик для того, Очень ловок и удал.
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Теперь подготовим к письму пропись:
Я тетрадочку открою, (Дети открывают «Пропись»,
И как надо положу. кладут её правильно,
Я от вас, друзья, не скрою берут правильно ручку,
Ручку я вот так держу. ставят её на локоток,
Сяду прямо, не согнусь, выпрямляют спины, ставят правильно
За работу я возьмусь. ноги)
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Ручку вверх я уведу.
Дальше наберусь терпенья
Пишу прямую с закругленьем.
Вот красивая какая
Получилась «а» строчная.
3 Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки.
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв».
Вот город, в котором буквы живут.
Буквами звуки обозначаются.
И очень дружно живут буквы тут –
Между собой никогда не ругаются.
А всё потому, а всё дело в том,
У каждой буквы свой собственный дом
У каждой улицы две стороны.
Названия тоже имеют они.
Твёрдая будет сверху на Красной –
«Дружит» с ними твёрдый согласный.
Мягкая будет снизу на Красной –
«Дружит» с ними мягкий согласный.
Верхняя Серая будет Звонкой –
Буквы звонких звуков там жить будут только.
А снизу на Серой поселим такие,
Которыми мы обозначим Глухие.
У белой тоже две стороны –
Твёрдой и Мягкой зовутся они
Что для этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают».
БУКВА «А», ЗВУК А.
Мной обозначают гласный,
Значит, домик мой на Красной.
Только вспомнишь обо мне,
Ищи на Твёрдой стороне.
Если в гости захотите,
В первый домик заходите.
Буква крепится на «Ленте букв».
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Аа».
Какой звук ею обозначается? Звук А.
Какой он? Гласный.
Из каких элементов состоит? Овал, прямая с закруглением.)
4
Разработка урока по обучению грамоте и письму "Буква А" (1 класс)
Разработка урока по обучению грамоте и письму "Буква А" (1 класс)
Разработка урока по обучению грамоте и письму "Буква А" (1 класс)
Разработка урока по обучению грамоте и письму "Буква А" (1 класс)
Разработка урока по обучению грамоте и письму "Буква А" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.