Кастинг телеведущих.
(Урок-обобщение по теме «имя числительное».)
Цели: 1. - Систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное»;
- совершенствовать навыки правописания имён числительных.
2. - Развивать умение грамотно использовать числительные в речи, согласовывать их с другими частями речи.
3. Воспитывать бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам.
Форма урока: ролевая игра.
Ход урока
I. Орг. момент.
Слово учителя. – Дорогие друзья! Сегодня сюда пришли те, кто хочет изменить свою судьбу и потому решил принять участие в проекте «Стань ведущим на ОРТ!». Сообщаю вам о том, что кастинг (то есть выбор) начался и сегодня он прибыл в наш город. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы среди присутствующих найти тех, кто обладает грамотной речью, знает нормы написания и произношения русского языка.
Ни для кого не секрет, сколько разных неприятностей доставляет числительное людям, которые не в ладах с правилами русского языка. Даже те, кто грамотно пишет и говорит, нет-нет, да и ошибётся при склонении коварных и неповоротливых числительных.
Однако я надеюсь, что ваши знания прочны, вы сможете справиться с предложенными заданиями и успешно пройдёте в следующий круг испытаний.
II. Игра.
1. Отборочный конкурс.
- Прочитайте внимательно предложения. Постарайтесь их запомнить.
ü В оркестре было три музыканта.
ü По реке плыли два парусника и три лодочки.
ü В вазе стояли три розы.
ü В углу стояла корзина с пятью котятами.
ü В аквариуме плавали три разные рыбки.
- Теперь я их закрою листом бумаги, а вы запишите ответы на вопросы:
· Сколько музыкантов было в оркестре?
· Сколько лодок было с парусом и без него?
· Сколько роз было в вазе?
· Были ли другие цветы в вазе, кроме роз?
· Сколько котят было в корзине?
· Где стояла корзинка?
2. Задания.
Задание №1.
- Прочитайте таблицу и используйте её при списывании пословиц; в скобках вместо точек словами напишите числительные.
Дюйм = 2,54см
Фут = 304,8мм
Аршин = 0,711м
Вершок = 1/16 аршина
Пядь = 1/аршина = 18 см
Сажень = 3 аршина, 2м 13см
Верста = 500 сажень
Пуд= 16 кг
Фунт = 0,454 кг
Золотник =4,26 г
Центнер = 100 кг
Тонна = 1000 кг
Карат = 1/160 унции = 0,2г
1.Что вытягивается на дюйм (…), вытянется и на фут (…) (японская). 2.Дела на вершок (…), а болтовни – на сажень (…) (индонезийская). 3. Ты от правды на пять (…), а она от тебя на сажень (…) (русская). (Пословицы записаны на доске)
Задание №2.
Прочитайте пословицы, выпишите выделенные слова в начальной форме и рядом с каждым словами напишите их количественное значение.
1.Невежа оставляет дверь открытой на один дюйм, лентяй – на три, а дурак на сажень (японская). 2. Радостный день короток – меньше вершка (вьетнамская). 3.Семи пядей во лбу (русская). 4.Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь (русская). 5.Мал золотник, да дорог (русская). 6. Один грамм хвастливости портит центнер достоинства (франц.). 7.Здоровье приходит каратами, а уходит килограммами (арабская). (Тексты пословиц лежат на столе учащихся.)
Задание №4. Поэтическое.
Одним из необходимых профессиональных качеств телеведущего является умение выразительно читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией. Запишите его в тетрадь, заменив цифры словами.
714, 15, 3 247!
16, 318, 140, 327…
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18,2 225.
2 000 000, 320, 17, 333?
Задание №5. Нормы языка.
- Какими бы достоинствами не обладал телеведущий, если он не соблюдает нормы языка, то с карьерой телеведущего не стоит связывать никаких надежд. Попробуйте озвучить тексты, которые вам могли предложить прочитать в студиях некоторых программ.
а) Передача «Впрок».
Сегодня нам в редакцию пришло более 1580 писем, причём в 815 из них зрители просят повторить сведения, приведённые нами в 391-м выпуске передачи «Впрок» и касающиеся батареек разных типов. Мы с радостью удовлетворяем эту просьбу.
Итак, батарейка «Варта», вставленная в плейер, продержалась менее 6332 минут (вместо обещанных в инструкции 7411). Повторив опыт с 320 батарейками и не добившись обещанного результата, мы поняли, что взяли инструкцию от батарейки «Дюрасел», которая, кстати, именно столько и продержалась. Батарейки «Энерджайзер» продолжали работать в течение 5783 минут (ощутите разницу между 7411 и 5783 минутами!).
б) Программа «Криминальные новости».
2007-й год был рекордным по количеству автомобилей. Всего зарегистрировано около 999 540 угонов. У 6 384 водителей угнали «Мерседесы», а у 43 082 водителей – «Запорожцы». К тому же, о 1 527 угнанных «Мерседесах» у работников милиции есть точные сведения, а вот про «Запорожцы» ничего не слышно. Влиятельный чиновник из МВД, пожелавший остаться неназванным, предположил, что около 33 700 машин отечественного производства уже перепродано за границу, а за остальными 9 382 машинам «покупатели» явятся в Одессу, где и будут пойманы с поличным.
в) Программа «Очевидное-невероятное»
При короновании Павла I» извещение о моменте начала коронации в Москве было передано в Санкт-Петербург в течение всего 3 часов. Вдоль всего пути между двумя городами были расставлены солдаты в 200 метрах один от другого. При первом ударе колокола ближайший солдат выстрелил в воздух, сосед, услышав выстрел, также разрядил ружьё и так далее. Спустя 3 часа после первого удара московского колокола уже грохотали пушки Петропавловской крепости на расстоянии 650 километров от Москвы.
Задание №5. Спишите последний текст, заменив цифры словами.
III. Итоги урока.
- Пока наши участники мечтают о будущем, мне хочется напомнить вам о том, что непростую ступеньку под названием «» Имя числительное как часть речи преодолели все, а значит, будьте готовы к знакомству с новой частью речи.
IV. Домашнее задание. Подобрать тексты публицистического стиля, в которых имеется большое количество числительных. Записать текст в тетрадь, заменив цифры словами
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.