Материал урока, разработанный мною, может быть использован для объяснения нового материла, основанного на изученном ранее материале. Дети вспоминают правило и способ сравнения дробей с одинаковым знаменателем и, постепенно продвигаясь, учатся сравнивать дроби с разными знаменателями. Правило сравнения формулируют самостоятельно, выдвигая гипотезы - предположения приходят к верным результатам. Затем проверяют свою гипотезу в решении конкретных примеров. Повторяют. Закрепляют.Фиксируют.
конспект урока 6 класс-1.doc
Конспект урока математики в технологии системно деятельностного подхода
Организационная информация
Тема урока
Предмет, автор учебника.
Класс
Автор урока
Методическая информация
Тип урока:
Цели урока: образовательные, развивающие,
воспитательные.
Задачи урока:
«Сравнение обыкновенных дробей»
Математика, Н.Я.Виленкин
6
Малова Галина Васильевна, учитель математики
МАОУ «СШ № 7 д.Ивантеево»
Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель урока: формирование у
учащихся способностей к самостоятельному
построению новых способов действия по теме
«Сравнение обыкновенных дробей» на основе метода
рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы
по теме «Действия с обыкновенными дробями» за
счет включения в нее новых элементов: сравнения
дробей с разными знаменателями путем приведения к
наименьшему общему знаменателю (нахождение НОК)
образовательные:
выработать алгоритм сравнения дробей с разными
знаменателями, рассмотреть примеры его
применения.
развивающие:
развитие внимания, памяти, умения
•
рассуждать и аргументировать свои действия через
решение проблемной задачи;
развитие познавательного интереса к предмету;
•
• формирование эмоциональноположительного настроя у учащихся путем применения активных
форм ведения урока и применением ИКТ;
•
развитие рефлексивных умений через
проведение анализа результатов урока и
самоанализа собственных достижений.
воспитательные:
развитие коммуникативных умений
•
обучающихся через организацию групповой,
парной и фронтальной работы на уроке.
Применяемая технология:
технология деятельностного метода обучения (автор
Л.Г. Петерсон).
Методы организации работы:
словесные методы (беседа, чтение),
наглядные (демонстрация презентации),
проблемнопоисковый,
метод рефлексивной самоорганизации
(деятельностный метод).
Формы организации работы:
групповая, парная
коллективная (фронтальная),
индивидуальная.
Номер урока в учебном плане 54, 13 урок по теме:
«Действия с обыкновенными дробями»
Знания, умения, навыки:
Учащиеся должны знать и уметь сравнивать дроби с
разными знаменателями
учащиеся должны: ясно, точно, грамотно излагать
свои мысли в устной и письменной речи, использовать
различные языки математики (словесный,
символический), свободно переходить с одного языка
Используемые педагогические технологии,
методы и приемы на уроке.
Время реализации урока.
Знания, умения, навыки и качества, которые
систематизируют # актуализируют #
приобретут # закрепят # и т.д.. ученики в
ходе урока. на другой для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства в решении
поставленных задач;
проводить доказательные рассуждения,
аргументировать, выдвигать гипотезы и их
обосновывать;
осуществлять поиск, систематизировать,
анализировать и классифицировать информацию,
использовать информационные источники, включая
учебную литературу.
Перечень универсальных учебных действий:
личностные ,
коммуникативные ,
познавательные (общеучебные и логические),
регулятивные.
Компьютер, интерактивная доска, ватман,
фломастеры.
карточки с заданиями,
карточки оценки работы на уроке,
карточки с практическими заданиями по новой теме.
Учебник «Математика 6» Н.Я. Виленкин и др.
Необходимое оборудование и материалы
Дидактическое обеспечение урока
(мероприятия, занятия)
Список учебной и дополнительной
литературы
Хронология этапов урока
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Название этапа урока
Самоопределение к деятельности
Актуализация теоретических знаний
Постановка учебной задачи
Открытие учащимися новых знаний
Время
1 – 2 минуты
4 – 5 минут
4 – 5 минут
7 – 8 минут 5.
6.
7.
8.
Первичное закрепление
Самостоятельная работа
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности на уроке
4 – 5 минут
4 – 5 минут
6 – 7 минут
2 – 3 минуты
№
п/п
1.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Самоопределение к
деятельности.
(Подготовка к
проведению)
Создание условий для возникновения у
учащихся внутренней потребности
включения в учебную деятельность
(«хочу»);
Установление тематических рамок
(«могу»).
Включение в учебную деятельность
Вступительное слово
учителя:
2.
Актуализация
теоретических знаний.
Ребята, древнегреческий ученый, философ
Аристотель говорил, что «…математика …
выявляет порядок, симметрию и определенность,
а это – важнейшие виды прекрасного». И после
каждого урока неопределенности в мире
математики у нас становится меньше, а
овладевать новыми знаниями замечательно. Я
надеюсь, что и сегодня мы с вами откроем для
себя чтото новое.
актуализация изученных способов
действий, достаточных для построения
нового знания, их обобщение и знаковая
фиксация;
актуализация соответствующих
Ребята внимательно слушают
фиксирование индивидуальных затруднений
в выполнении пробного учебного действия
или его обосновании. мыслительных операций и познавательных
процессов;
мотивирование учащихся к пробному
учебному действию и его самостоятельное
осуществление.
Ребята заполняют оценочный лист, который
лежит у них на столе. Попутно объяснить,
как он работает: после выполнения
предложенных заданий – выставляют
набранные баллы.
Ребята, давайте вспомним какие правила
сравнения дробей нам известны?
Учащиеся вспоминают приемы сравнения дробей:
(высказывают возможные варианты ответов)
1. С одинаковыми знаменателями;
2. С одинаковыми числителями;
3. Сравнение правильных и неправильных
дробей;
4. Прием дополнения до единицы;
5. Сравнение с половиной;
6. Сравнение с помощью координатного луча.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Проверим домашнее задание, которое включало в
себя все способы сравнения дробей.
Устно, с комментариями, проверяются ответы
учащихся.
Последняя пара дробей, но если
предварительно сократить дроби, то все сводиться к
сравнению дробей с одинаковыми числителями.
Ответы:
Идет работа учитель
– ученик:
1.
1.Сравните дроби, используя
координатный луч:
и ¾ и 7/12; 2/3 и 5/6.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
2.Сравните дроби:
7/41 и 8/41;
5/9 и 5/8;
1/3 и 5/6;
123/124 и 145/146;
5/11 и 11/5;
6/42 и 2/16.
Какие задания у вас вызвали затруднения? Сегодня именно эти знания помогут нам в
открытии новых способов сравнения дробей.
Запишите в тетрадях дату, классная работа.
Выполнить математический диктант по
вариантам:
Сравните дроби:
1 вариант 2 вариант
8/56 и 13/56 21/34 и 17/34
12/17 и 12/19 14/15 и 14/17
5/3 и 125/131 143/155 и 3/2
12/16 и 6/24 5/15 и 6/9
2/7 и 3/8 2/7 и 1/6
½ и 3/6 2/3 и 8/12
выполните проверку (ответы на слайде ):
(Выполняется самопроверка, возможны варианты:
проверяем у соседа справа)
Ребята, перед вами лежат оценочный лист
работы на уроке и набор карточек с заданиями.
Впишите в оценочный лист свою фамилию и
оцените своё выполнение диктанта по количеству
верно выполненных заданий. Верно выполненное
задание – 1 балл.
создание условий для постановки учебной
задачи.
Какой из номеров диктанта вызвал у вас
Учащиеся указывают возможные варианты
(последний)
Ответы: (выводятся на экран)
1 вариант 2 вариант
8/56 < 13/56 21/34 > 17/34
12/17 >12/19 14/15 > 14/17
5/3 > 125/131 143/155 < 3/2
12/16 > 6/24 5/15 < 6/9
2/7 < 3/8 2/7 > 1/6
½ = 3/6 2/3 = 8/12
Учащиеся проверяют правильность выполненного
задания.
Каждый выставляет себе оценку за математический
диктант в оценочный лист.
выявление места и причины затруднения,
постановка цели урока
3.
Постановка учебной
задачи. наибольшие затруднения?
возможный вариант – 5
Давайте попробуем выяснить где именно
возникло затруднение и почему?
2/7 и 3/8
2/7 и 1/6
При сравнении последней пары дробей. Прием
сравнения дробей с помощью координатного луча
неудобный….трудоемкий….сложный…другие
варианты…
Что нужно сделать, чтобы преодолеть это
затруднение?
Выработать (сформулировать) правило
сравнения дробей с разными знаменателями.
И какая же будет цель нашей деятельности на
уроке сегодня?
А теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Вывести правило сравнения дробей с разными
знаменателями
Сравнение дробей с разными знаменателями
Запишем тему урока на доске и в тетрадях.
Цель урока: выработать правило сравнения дробей
с разными знаменателями и рассмотреть его
применение на примерах.
4.
Открытие учащимися
новых знаний.
фиксирование в речи и использование
знакового способа действий.
выбор способа решения учебной задачи;
выдвижение и обоснование гипотезы. Сейчас разобьемся на группы. Задание в группах:
1. Обсудите в группе решение пятого задания
диктанта, например: сравнить дроби 2/7 и 3/8
2. Попытайтесь сформулировать правило
сравнения дробей и выдвиньте свою гипотезу.
3. Обоснуйте свою гипотезу (почему можно так
делать).
4. Через три минуты представьте свой материал
классу (используется ватман, фломастеры).
Попробуем сформулировать правило сравнения
дробей с разными знаменателями и проверим,
правильно ли мы сформулировали правило по
учебнику.
5.
Первичное
закрепление
С помощью сформулированного правила
попробуем выполнить задание из другого
варианта: сравнить дроби: 3/14 и 6/35
Необходимо создать условия для
первичного закрепления.
Идет работа и обсуждение в группах.
Каждая группа выдвигает свою гипотезу и
представляет классу
Проходит обсуждение. Делается вывод. Учебники
при этом закрыты.
При сравнении дробей с разными знаменателями
необходимо привести их наименьшему общему
знаменателю или числителю на основе основного
свойства дроби и сравниваем дроби с одинаковыми
знаменателями или числителями.
Подробное решение с записью на доске и
проговаривание правила вслух.
Сравнить: 3/14 и 6/35
1. НОК( 14 и 35) = 70
2. 3/14=15/70; 6/35= 12/70
3. 15/70>12/70
3/14>6/35
→
Учащиеся должны усвоить новый способ
действий 1. Заполните пропуски: чтобы сравнить дроби с
разными знаменателями, нужно:
Ответы учащихся:
А) привести их к ______________________
Б) сравнить дроби ______________________.
2. Выполните сравнение дробей с разными
знаменателями (по образцу на экране),
проговаривая друг другу правило ещё раз,
А) 5/24 и 4/15
Б) 7/20 и 23/60
В) 1/3 и 0,5
Г) 6/9 и 14/24
Проверяем правильность выполнения задания.
Выставляем баллы в оценочный лист
к НОК
с одинаковыми знаменателями
Работаем в парах. Решаем поочередно.
Контролируем и поправляем в случае
необходимости
Обязательно проговаривая правило.
За 1 задание (А,Б) – 1 балл, за другие – по 1 баллу.
Итого – 5 баллов
6.
Самостоятельная
работа
с самопроверкой по
эталону
создание условий для
интериоризации (переход извне внутрь) нового
способа действий;
создание ситуации успеха.
индивидуальная рефлексия достижения цели
1 в.
1. 3/10 и 2/5
2. 4/35 и 5 /42
2 в.
1. 2/5 и 4/15
2 . 3/56 и 5/36
Учитель: а теперь попробуем сравнить две пары
дробей самостоятельно. Кто выполнит задание,
поднимает руку и получает лист самопроверки.
Учащиеся самостоятельно делают проверку и
выставляют себе баллы.
7.
Включение в систему
создание условий для включения
1. НОК (10;5)=10; 2/5=4/10; 3/10<4/10, значит
3/10<2/5
2. НОК (35, 42)=210; 4/35=24/210; 5/42=25/210,
24/10<25/10, значит 4/35<5/42
1. НОК (5;15)=15; 2/5=6/15; 6/15>4/15,
значит 2/5>4/15
2. НОК (56;36)=504; 3/56=27/504;
5/36=70/504; 27/504<70/504, значит
53/56<5/36
включение «открытия» в систему знаний, знаний и повторение
«открытия» в систему знаний,
повторение и закрепление ранее
изученного.
Ребята, как по вашему, достаточно просто
научиться сравнивать дроби с разными
знаменателями.?
Давайте вернемся к теме нашего урока…..
А где это правило можно ещё применить ?
Вот и попробуйте применить полученные сегодня
ваши знания в решении конкретных задач.(задачи
на карточках) Разобьемся на группы. Через 34
мин вы должны представить результат классу.
Задание для групп № 1,2:
Решить задачу:
Трехметровое бревно распилили на 7 равных
частей, а четырехметровое – на 10 частей. Части
какого бревна длиннее?
Задание для групп № 3,4:
Решить задачу:
Настя решает задачу за 4/15 часа, а Юра – за 3/10
часа. Кто затратил больше времени на решение
задачи?
(Учащиеся выполняют задания в группах,
рассказывают о своих выводах классу.).
повторение и закрепление ранее изученного.
Не достаточно…мало…
…. рассмотреть его применение на примерах.
В решении конкретных задач
№1. 3/7 и 4/10=2/5
1.НОК(7 и 5)=35
2. 3/7=15/35; 2/5=14/35
3. 15/35>14/35
4. Ответ: части трехметрового бревна
длиннее.
№2. 4/15 и 3/10
1. НОК( 15 и 10)=30
2. 4/15=8/30; 3/10=9/30
3. 8/30 9/30
4. Ответ: Юра потратил больше времени на
˂
решение задачи Оцените свою работу в группе по 5ой
шкале, выставьте оценку в оценочный лист.
За предложенный вариант решения – оценка
«5»
8.
Рефлексия учебной
деятельности на уроке
создание условий для рефлексии учебной
деятельности учащихся на уроке.
Возможен другой вариант решения задачи
№ 2 (выразить часы в минутах):
4/15 часа = 60:15∙4=8 минут
3/10 часа= 60:10∙3=18 минут
Ответ: Юра потратит времени на
решение задачи больше, чем Настя.
самооценка результатов деятельности;
осознание метода построения, границ
применения нового знания.
Давайте все вместе подведем итог урока
достигли ли мы своей цели?
каков результат нашей деятельности на уроке?
как сравнить дроби с разными знаменателями?
где используется это правило? Цель на будущее.
в оценочном листе заполните анкету по итогам
урока. Оценочные листы сдаются, карточки
возьмите домой для подготовки домашнего
задания.
да
научились сравнивать дроби с разными
знаменателями
в решении задач на доли; а в будущем мы научимся
не только сравнивать дроби с разными
знаменателями, но и выполнять различные
арифметические действия с ними.
Домашнее задание –
дифференцированное
по уровню сложности:
воспроизводящий уровень п 10 , правило
Д/З – если это необходимо!
репродуктивный – п.10, правило,
№ 299, 300, 301
Придумать задачу на сравнение дробей и
решить ее. Приложения
1.Карта рефлексии. Дата____________Фамилия____________________Имя_______________Класс_________
Я сам(а)
Я верно
разложил(а) на
простые
вычисли(а)
НОК двух
множители
чисел
Устная работа в
начале урока
Я знаю, каков
порядок
Я сам(а) нашла
НОК двух
Я сам(а)
привел(а) два
нахождения
чисел
числа к общему Работа по теме
урока:
математический
диктант
Работа в парах.
Решение задач.
НОК двух
чисел
знаменателю
Я
самостоятельно
Я
справился(лась)
Я
справился(лась)
определи(а)
НОК и
выполнил
дальнейшие
со всеми
примерами
сам(а) и
получил(а)
действия
верный ответ
Задача была
Я работал(а)
активно весь
урок
интересна,
понятна и
потому мною
была решена
со всеми
примерами с
помощью
напарника и
получил(а)
верный ответ
Мне были
интересны и
потому
понятны лишь
некоторые
На уроке
были задания,
которые я
недопонял(а) верно.
задания
Итог моей
учебной
деятельности на
этом уроке
Выводы по
уроку: чему я
научился(лась)
2.Карточки для работы в парах .
Математический диктант
3. Заполните пропуски: чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, нужно:
А) привести их к ______________________
Б) сравнить дроби ______________________.
4. Выполните сравнение дробей с разными знаменателями (по образцу на экране), проговаривая друг другу правило ещё
раз,
А) 5/24 и 4/15
Б) 7/20 и 23/60
В) 1/3 и 0,5
Г) 6/9 и 14/24
2. Самостоятельная работа в парах.
1 в.
1. 3/10 и 2/5
2 в.
1. 2/5 и 4/15 2. 4/35 и 5 /42
2 . 3/56 и 5/36
5. Задачи на смекалку.
Задание для групп № 1,2:
Решить задачу:
Трехметровое бревно распилили на 7 равных частей, а четырехметровое – на 10 частей. Части какого бревна длиннее?
Задание для групп № 3,4:
Решить задачу:
Настя решает задачу за 4/15 часа, а Юра – за 3/10 часа. Кто затратил больше времени на решение задачи?
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Разработка урока "Сравнение обыкновенных дробей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.