Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ
Оценка 4.9

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Оценка 4.9
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
04.03.2019
Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Именно творческий человек способен в современном социуме достичь не только личностных успехов, но и быть полезным обществу в условиях быстро изменяющейся действительности. Существующее современное направление развития творческого потенциала учащихся через применение методов ТРИЗ-педагогики является очень интересным направлением исследования на всех уровнях образовательного процесса.
НФТМ-ТРИЗ.docx
Развитие креативного мышления  учащихся  младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ­ТРИЗ Захарченко  Татьяна Михайловна Учитель начальных классов  МБОУ СОШ №77 Октябрьского района Ростовской области высшая квалификационная категория Аннотация: Проблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения   сегодня   является,   пожалуй,   одной   из   первых   среди   многих дидактических   и   методических   проблем   образовательного   процесса.   И   это понятно,   т.к.   именно   творческий   человек   способен   в   современном   социуме достичь   не   только   личностных   успехов,   но   и   быть   полезным   обществу   в условиях быстро изменяющейся действительности. Решением указанной выше проблемы занимались и занимаются многие ученые, педагоги, учителя, но каждый видит возможности решения проблемы в свете своих   научных   исследований,   практической   деятельности,   приобретенного опыта.   Несомненно,   что   любой   адекватный   вклад   в   развитие   творческого мышления школьников (теории, методики, приемы) дает свои положительные результаты.   Существующее   современное   направление   развития   творческого потенциала   учащихся   через   применение   методов   ТРИЗ­педагогики   является очень   интересным   направлением   исследования   на   всех   уровнях образовательного процесса. Ключевые слова: творческое мышление, творческий потенциал,  креативность, развитие системного мышления, система МФТМ­ТРИЗ, структура урока.  В жизни от нас часто требуется креативный подход в различных ситуациях. Способность   мыслить   нешаблонно   делает   нас   остроумными,   находчивыми, успешными,   предприимчивыми,   удачливыми   и   богатыми.   Умение   быть креативным может пригодиться всегда. Часто утверждают, что креативности, творческому   мышлению   научить   невозможно.   Это   не   совсем   так.   Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям   по­настоящему   свойственно   творческое   мышление,   способность   к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием  и опытом. Настоящие произведения искусства создают взрослые люди, которые достигли   определенного   мастерства   мыслить   и   поступать   креативно.   А   если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности   созидать,   даже   если   в   детстве,   он   проявлял   какие­либо способности. 1 Вопрос   о   развитии   творческих   способностей   детей   интересует педагогическую   общественность,   педагогическую   науку   и   психологию постоянно.   И   это   понятно.   Государство   испытывает   потребность   в   личности нового   типа,   способной   самостоятельно   принимать   решения,   осознанно осуществлять свой выбор, умеющей реагировать на изменение обстоятельств, находить   оригинальное,   нестандартное   решение   проблем.   Творческая деятельность   человека   характеризуется   созданием   качественно   нового,   ранее существующего   продукта.   Поэтому   применительно   к   процессу   обучения творчество   понимается   как   форма   деятельности   ученика,   направленная   на создание   качественно   новых   для   него   ценностей,   имеющих   общественное значение,   то   есть   важных   для   формирования   личности   как   общественного субъекта.   (Педагогический   энциклопедический   словарь.   М.,   2003)   Развитие учащегося,   как   личности,   как   субъекта   деятельности,     является   значимой проблемой образования на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном,   а   затем   и   в   трудовом   коллективе,   проявляя   самостоятельность   и инициативу в работе. Креативность –   способность   порождать   необычные   идеи,   отклонение   от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. П. Торрес   под   креативностью   понимает   «…   копать   глубже,  смотреть   лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Д. Гильфорт определил 4 особенности креативного мышления:  ­  оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне;  ­ семантическая гибкость мышления (способность видеть объект под разными углами зрения);  ­   образная   адаптивная   гибкости   (способность   изменить   восприятие   объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны);  ­   способность   продуцировать   разнообразные   идеи,   чтобы   активировать творческое   мышление   младших   школьников   (он   рекомендует   использовать «Мозговой штурм»). Развитие   креативного   мышления,   во­первых,   способствует   осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности. Во­вторых,   креативное   мышление   необходимо   как   для   разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач. В­третьих,   благодаря   креативному   мышлению   и   умению   нестандартно,   по­ новому   мыслить,   современный   специалист   является   конкурентно­способной личностью,   поэтому   креативное   мышление   нужно   развивать   у   каждого школьника­будущего специалиста. 2 Важно   отметить   тот   факт,   что   получить   качественные   положительные результаты   любой   деятельности   возможно,   если   работа   по   развитию способностей, в том числе и творческих, будет осуществляться последовательно и непрерывно, Об этом в своих работах пишут М.М. Зиновкина, П.М. Горев, В.В. Утемов,   анализируя   педагогическую   систему   Многоуровневого   непрерывного креативного   образования   НФТМ­ТРИЗ   (непрерывное   формирование творческого   мышления   и   развитии   творческих   способностей   учащихся   и студентов), имеющая одной из своих подсистем НФТМ­ТРИЗ в школе, схема которой представлена на рис 1.                                                                                                                                               Рис. 1 Как видно из рис. 1,   развитие системного мышления – необходимое условие формирования творческих способностей школьников. О значимости системного мышления Г. С. Альтшуллер говорит так: «Мир, в котором мы живем, устроен сложно.  И если  мы  хотим  его познавать  и преобразовывать, наше  мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся   миру   должна   соответствовать   в   нашем   сознании   его   полная модель   –   сложная,   динамичная,   диалектически   развивающаяся».   Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. Но при всём их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две   группы   –   старая   это   задача   или   новая.   Диапазон   творческих   задач необычайно  широк  по  сложности –  от  решения  головоломки  до  изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при решении происходит 3 акт   творчества.   Вот   здесь­то   и   требуются   особые   качества   ума,   такие,   как наблюдательность,   умение   сопоставлять   и   анализировать,   комбинировать, находить   связи   и   зависимости,   закономерности   и   т. д.   –   всё   то,   что   в совокупности и составляет творческие способности. На сегодняшнем этапе образования один из основополагающих принципов – это   личностная   ориентация,   которая   предусматривает   развитие   творческих способностей   учеников   в   зависимости   от   индивидуальных   интересов   и склонностей   к   творческой   деятельности.   Научить   учащихся   мыслить, генерировать идеи и реализовывать их непросто. Это подразумевает, что нужно обучить   его   эффективным   способам   творческой   деятельности,   в   частности методологии ТРИЗ (разработана Г. С. Альтшуллером). Но развитие творческого воображения   и   мышления   процесс   длительный,   и   чтобы   добиться удовлетворительных   результатов   начинать   надо   с   детских   лет.   Младший школьный   возраст   как   нельзя   лучше   подходит   для   становления   и   развития творческой   активности,   ввиду   того,   что   в   этот   период   ребенок   наиболее чувствителен   к   поглощению   всего   нового,   он   активен   во   всех   видах деятельности   и   любознателен   по   своей   природе.   Именно   в   начальной   школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно. Тип креативного обучения по системе НФТМ­ТРИЗ, оказывающий влияние на   развитие,   формирует   активные   виды   познавательной   деятельности   самих учащихся.   Овладение   различными   способами   разных   видов   активной деятельности:   размышлениями   об   удивительных   предметах;   действиями   с головоломками;   решением   компьютерных   пространственных   задач   – существенно обогащает развитие ученика. Психологической сущностью данной технологии обучения является планирование учебного процесса «от ученика». Выявить потребности позволяет как систематически организованная рефлексия –   резюмирование   процесса   обучения   и   результатов,   так   и   своевременное тестирование и привлечение учащихся к планированию учебной деятельности. Креативная   технология   системы   НФТМ­ТРИЗ   основана   на   принципе освободить   мышление   учащихся   от   шаблонов.   Происходит   это   в   результате организации положительного эмоционального фона, дружественной творческой образовательной   среды,     свободе   мыслеизъявления   на   занятиях,   реализации принципа сотворчества, широкого использования принципа соревновательности, а  также дидактического  принципа «Docento discimus» («Уча,  учимся  сами»). Для   достижения   наибольшей   эффективности   в   этой   системе   стандартное учебное занятие формируется через структуру блоков (таблица 1). Каждый из этих   блоков   поддерживает   устойчивую   положительную   мотивацию   в   ходе занятия   и   в   конце   каждого   цикла   у   школьника   сохраняется   положительная мотивация успеха и желание перейти к следующему этапу работы. Таблица 1 Структура урока 4 № Блоки урока Сокращение 1 Мотивация («Встреча с чудом») 2 Содержательная   часть   учебного материала 3 Психологическая   (аутотренинг, физкультурная пауза)   игра разгрузка или   4 Интеллектуальная разминка 5 Резюме М СЧ­1 ПР ИР Р Примечание   1 (академ.) час Время (мин) 5 20 5 5 5 Блок 1. Мотивация. Применение творчества оживляет познавательный интерес. Одна из главных целей – возбуждение у учеников эмоционального отношения к заданию,   а   затем,   на   этапе   вдохновения,   постараться   уберечь   эмоции   от посторонних   помех.   Толчком   к   эмоциям   выступает   мотивация   (удивление, сюрприз). Еще Сократ говорил: «Удивление – есть начало всякой мудрости». Система   встреч   с   удивительными   предметами,   разгадывание   способов   их создания – все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности  младших  школьников.  Пример:    урок  литературного  чтения  по теме «И.А. Бунин. Густой зелёный ельник у дороги…» Создание эмоционального настроя (музыкальный эпиграф ­ видеоролик с песней «Лесной олень» композитора Е.Крылатова на слова Юрия Энтина )  ­ Кто слушал песню первый раз? ­ А вы видели когда­нибудь живого оленя в лесу или в зоопарке? ­ Можете предположить, почему эта песня  прозвучала в начале урока?  (через некоторое время мы поймём, насколько вы были правы). Или: Нашему солнышку так понравились дети 2 класса, что оно запело песенку:  Кто, кто в этом домике живет? Кто, кто вместе с солнышком встает? (эта фраза написана на доске, рядом прикреплены рисунки мячика, девочки, телевизора, малыша, ландыша) ­  Посмотрите внимательно на картинки и выберите те слова, которые могли бы служить ответом на вопрос солнышка. Обоснуйте свой ответ (прикрепляется табличка кто?). (дети выбирают слова девочка, малыш) ­ Как вы узнали, какие слова отвечают на вопрос кто? (прикрепляется табличка одушевленные) 5 ­ Какие слова в русском языке относятся к одушевленным существительным? (прикрепляется табличка люди и животные) ­  А   на   какой   вопрос   отвечают   слова   ромашка,   мячик,   телевизор? (прикрепляется табличка что?) ­  Какие   слова   отвечают   на   вопрос   что?   (прикрепляется   табличка неодушевленные) ­  Какие слова относятся к неодушевленным существительным? (прикрепляется табличка остальные предметы) ­ А кто запомнил, как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?  (прикрепляется табличка имена существительные) Или: опыт «Спасательный жилет» ­ Какой из апельсинов утонет быстрее – в кожуре или без нее? ­ Почему так происходит и что помогает апельсину не утонуть, вы узнаете, если отгадаете загадку:  Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. он невидимый, а все же Без него мы жить не можем. (Воздух).  Не смотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков   воздуха,   которые   и   работают   спасателями,   выталкивая   тонущий апельсин на поверхность воды. Блок 2.  Содержательная часть программы курса.  Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию,   абстрактному   и   сложному   мышлению,   речевой,   математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены   другими   людьми.   Данный   блок   содержит   программный   материал, предполагает   системное   мышление   с   применением   творческих   способностей (15–20 минут). Например, по той же теме И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…» ­   Олень   ушёл   от   преследования,   выжил,   и   я   предлагаю   вам   попробовать дописать, что же случилось с оленем дальше:  1   группа   –   в   прозе   (попробуйте     найти   слова,   чтобы   выразить   полностью   и чувства автора, и наши с вами чувства от прочитанного) 2 группа – в стихах (найдите место каждой строчки в 5 строфе) Чистовой вариант пятой строфы. Затих зелёный ельник у дороги, И замолчал в лугу последний пёс. Ушёл олень могучий, тонконогий И красоту от смерти он унёс. 6 3 группа – подобрать подходящие по смыслу глаголы и прилагательные в 5­ой строфе: ……….. зелёный ельник у дороги, И ………….. в лугу последний пёс. ……… олень могучий, тонконогий И красоту от смерти он ………... .(глаголы) Затих ………….. ельник у дороги, И замолчал в лугу ………….  пёс. Ушёл олень ……., ………………… И красоту от смерти он унёс.    (прилагательные) Блок3. Психологическая разгрузка. Этот блок обеспечивает психологическую разгрузку   для   «отдыха   мозга»   и   оптимальной   работы   полушарий   головного мозга. Использование   игровых   расслабляющих   упражнений   позволяют   снять эмоциональное   напряженность.   Отмечается,   что   психологический   комфорт заметно   повышает   работоспособность   класса.   В   итоге   это   приводит   к   более качественному усвоению знаний. Например: ­ Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос кто?, дети прыгают. Если учитель называет слово, которое отвечает на вопрос что?, дети приседают. Если встречается слово другой части речи («ловушка»), дети скрещивают руки над головой. Мартышка, одуванчик, диван, акула, роза, сестра, шофер, компьютер, бегать, книга, красная. Или:  Каждый ученик для игры получает карандаш.  Все ученики делятся на две команды.   Каждая   команда   выстраивается   в   колонну   друг   за   другом   на небольшом расстоянии. Перед учеником, стоящим в колонне первым, висит лист бумаги.   Ведущий показывает ученикам, стоящим в колонне последними, в течение 5 секунд рисунок с изображением предмета. Задача учеников передать без слов увиденное «наблюдение». Делают они это, рисуя при помощи тупой стороны карандаша   «увиденную   картинку»   на   спине   у   впереди   стоящего   в   шеренге. Таким   образом,   по   цепочке   информация   достигает   первого   ученика,   а   тот рисует «полученное сообщение» на листе бумаги. ­ Побеждает команда, первая и наиболее точно передавшая информацию. Или:   Ь и Ъ знаки приготовили  игру «Весёлые знаки». (детям раздаются карточки с буквами Ь и Ъ знак, под музыку дети смешиваются и выполняют разные движения, когда музыка прекращается, ребята встают в два круга первый с Ь знаком, второй с Ъ знаком. Или:   Представьте   себе,   что   вы   –   молекулы   воздуха.   Попробуйте   изобразить движениями и эмоциями: ­ чистый воздух, ­ воздух над заводом, 7 ­ воздух в душной комнате, ­ воздух в воздушном шарике. Дыхательная гимнастика «Воздушный шар». Блок 4. Интеллектуальная разминка.  Она позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. Интеллектуальная разминка содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь   размышлений,   смекалки   и   принятия   самостоятельных   решений. Психологическая   ценность   данного   компонента   урока   для   учащихся заключается в том, что закрепляются способы и правила умственной работы, выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления. Что же включает в себя интеллектуальная разминка? Это и тренировка памяти – зрительной   и   слуховой,   и   логически   –   поисковые   задания,   и   нестандартные задачи, и, даже, веселые переменки, логически – поисковые задания, в которых перемежаются   задания   из   области   математики   и   русского   языка,   чтения   и музыки.   Такое   чередование   заданий   способствует   гибкости   мышления, заставляет   находить   оригинальные,   нестандартные   способы   выхода   из затруднительных ситуаций. Примеры: Закончить крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках: Поди туда – не знаю куда, _______________________________ Скоро сказка сказывается, ___________________________________ Я там был, мед­пиво пил, ___________________________________ Жили­были _______________________________________ и др. Или: Катя – сестра Вовы. Оля – подруга Кати. Ваня – брат Оли. Миша – брат Вани. Кто брат Кати? Подчеркни: Вова Ваня Миша Серёжа Игорь Олег Или :«Волшебное превращение» (замени одну букву так, чтобы получилось слово, которое отвечает на вопрос кто?) Что? Коса, мак, капля Кто?……, ……, ……. (ответы: коса­оса, коса­ коза, мак­ рак, капля­ цапля) (2 ученика выполняют задание за доской) Или:   игра   на   развитие   творческого   воображения   «На   что   похожи   эти изображения?». (Что? Фонарь, шар, ракетка.) (Что? Волна, нитка, кто? змея)  (Что? Листок, капля.)  Блок 5. Резюме.  Последним блоком в структуре креативного урока является резюме.   На   этом   этапе   учитель   подводит   краткие   итоги   урока   и   устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке.  В   данном   компоненте   урока   предусмотрены   развитие   навыков   качественной оценки   и   самооценки   личной   и   коллективной   деятельности;   рецензирование; 8 дискутирование;   индивидуальное   и   коллективное   планирование   знаний; исключение   «неработающих»   средств,   задач;   проверка   достижения   целей; использование тестов контроля за качеством усвоения и уровнями развития. Примеры самооценки на уроке 1. "Благодарю…". В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят,   кому   хочется   сказать   спасибо   за   сотрудничество   и   пояснить,   в   чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он   выбирает   тех,   кому   досталось   наименьшее   количество   комплиментов, стараясь   найти   убедительные   слова   признательности   и   этому   участнику событий. 2. «Поезд». На   доске   поезд   с   вагончиками,   на   которых   обозначены   этапы   урока.   Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика. 3. Молодец! Хорошо! Могу работать лучше!  (рисунок 2)    4. «Для меня сегодняшний урок…». Учащимся   дается   индивидуальная   карточка   (таблица   2),   в   которой   нужно подчеркнуть   фразы,   характеризующие   работу   ученика   на   уроке   по   трем направлениям. Рисунок 2 Таблица 2 Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим3.не понял               5. Лист самооценки работы в группе (таблица 3): Таблица 3 9 Утверждение Полностью согласен Частично согласен Не согласен Затрудняюсь ответить Я   в   полной   мере   участвую   в выполнении всех заданий При   разногласиях   я   принимаю другое решение     Большинство предложено мной   решений   Если   не   согласен,   я   не   спорю, предлагаю другое решение Работать   в   паре   труднее,   чем одному Мне   интереснее   и   полезнее работать в паре                                           Критерии оценки Оцениваю себя сам Оценка товарища 1. Активно работал в группе 2. Выполнял свои обязанности     3. Соблюдал культуру общения                         ++ у меня всё получилось ­+ были   затруднения,   но   я справился ­ у   меня   не   получилось работать в группе   тебя   возникли ++ у тебя всё получилось  ­+ у затруднения,  но ты справился ­   у   тебя   не   получилось работать в группе 4.Оценка работы группы (поставить знак +) Мы работали слаженно и у нас всё получилось. У   нас   были   затруднения,   но   мы справились самостоятельно. У нас были затруднения, мы   с помощью учителя справились     Важность интеллектуальной активности ребенка и усилий по регуляции собственной активности отмечается как главное условие пробуждения и роста способностей. Ведущая цель работы учителя с детьми – научить их мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что­то 10 новое.   В   творческой   обстановке   всегда   рождаются   новые   идеи,   замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Главное – вера в ребенка, уважение к нему, как к личности, стремление помочь ему в достижении успеха.      Детское творчество неисчерпаемо. В нем присутствует порыв к добру и красоте,   а   еще   чувство   тайны,   которую   очень   хочется   разгадать.   Успех   в творчестве   всегда   достигается   на   основе   увлеченности.   Любое   творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.   Процесс развития креативных качеств детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и   любой   творческий   процесс.   Для   его   эффективности   необходимо   создавать такие   условия,  чтобы   каждый   учащийся   имел   возможность   овладеть   личным опытом   творческой   деятельности,   основанном   на   добытых   самостоятельно знаниях.  Список литературы:  1. Бухвалов В. А.   Алгоритмы   активизации   творческого   мышления   // 2. Школьный психолог. – 2004. – № 4. – С. 27.   Утёмов В. В.   Учебные   задачи   открытого   типа   //   Концепт:   научно­ методический   электронный   журнал   официального   сайта   эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Май 2012, ART 1257. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm. 3. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно­методический электронный журнал   официального   сайта   эвристических   олимпиад   «Совёнок»   и «Прорыв».   –   Декабрь   2011,   ART   1102.   –   Киров,   2011   г.   –   URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2011/1102.htm. 4. Утёмов В. В.   Развитие   креативности   учащихся   основной   школы:   Решая задачи   открытого   типа.   –   Saarbrucken:   LAP   LAMBERT   Academic Publishing GmbH & Co. KG (Germany), 2012. – 186 с. 11

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019