Развитие
творческих способностей учащихся
на уроках русской и украинской
филологии
(Из опыта работы учителей ГБОУ ЛНР «Славяносербская ООШ I-III ступеней»)
Подготовила Игнатович Ольга Анатольевна, руководитель методического объединения учителей общественно-гуманитарных дисциплин ГБОУ ЛНР «Славяносербская ООШ I-III ступеней»
«Нет абстрактного ученика. Искусство и мастерство обучения и воспитания состоят в том, чтобы раскрывать силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде…»
В.Сухомлинский
Правила воспитания
творческой личности
Служить примером для подражания.
Поощрять сомнения.
Разрешать делать ошибки.
Поощрять разумный поиск.
Включать в программу обучения творческие
задания.
Поощрять творческие идеи и результаты
творческой деятельности.
Подготовить к препятствиям.
Стимулировать дальнейшее развитие.
Основные приемы
развития творческих способностей:
- написание сочинений, изложений;
- творческие диктанты;
- творческие словари, опорные сигналы;
- игры, ребусы, шарады, кроссворды;
- творческие задания на дом.
виды работ, которые делают
уроки развития речи живыми
Свободное сочинительство - пиши, что хочешь!
Сочинение – продолжение
написанного накануне изложения или диктанта
Сочинение-перевоплощение
Сочинение по пословице
Сочинение по личным впечатлениям
Сочинение-письмо
Сочинение-интервью
«Словесный рисунок»
Cценарий мультфильма
по сюжетным рисункам (комиксам)
"Дневник литературного героя"
«Дорогой дневник! Наконец-то я дождалась того, о чем мечтала целый год: я еду на первый бал! Сегодня буду веселиться, сколько захочу, не обращая внимания на замечания любимой мамочки. Надеюсь, этот день принесет мне много радостных минут. Позже расскажу тебе обо всем».
Коваль Ю., 11 класс. «Дневник Наташи Ростовой»
Музыкальное сочинение
«В быстром темпе играет фортепиано. Слышны пронзительные стоны скрипки, могучие удары барабанов и литавр, хриплые вздохи контрабаса. Все эти звуки как бы создают перед глазами картину разбушевавшейся стихии, дикую пляску разозленных волн, подгоняемых яростными порывами ветра. Скрипка начинает играть быстрее, ей вторит стонущий контрабас. Чувствуется сила шторма, его власть над всем земным…»
Карева Наталья, 10 класс. «Море и утес»
Творческие диктанты с заменой, расширением или соединением текста
Тема: «Правописание букв Ё – О после шипящих»
Задание: Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма
Водитель машины (шофер)
Тихая речь (шёпот)
Плод дуба (жёлудь)
Упражнение с ключом
Тема: «Написание наречий»
Задание: запишите наречия в три столбика: в первый – те, которые пишутся слитно, во второй – раздельно, а в третий – через дефис.
Перестроиться по двое, смотреть вниз, говорить вполголоса, слетать куда-нибудь, видеть по-своему, слушать вполуха, оценить в целом, считать медленно-медленно, попрощаться навсегда, снять фильм по-новому, поменять на радостях, помочь по-дружески, отложить на потом, сделать заранее.
Ключ к упражнению
Слитно | Раздельно | Через дефис |
Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Собери пословицу
Сенкан
тема (существительное);- описание (2 прилагательных);- действие (3 глагола);- отношение (фраза – 4 слова);- перефразирование сущности (одно слово)
Фонвизин
Наблюдательный, остроумный
Протестует, высмеивает, обличает
Заставляет смеяться до слез
Сатирик
Нетрадиционные домашние
задания
Задания на основе материалов газет и
телевидения
Разработка наглядного пособия
Разработка кроссворда или карточки с
грамматическим заданием по теме
Составление ребусов, шарад, пословиц
Сочинения на лингвистическую тему
Написание сказки, стихотворения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.