Системно-деятельностный подход
это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника.
Системно-деятельностный подход предполагает развитие всех видов детской деятельности, что обеспечивает развитие ребенка дошкольника в целом, присвоение им нового социального опыта. Способность воспитанника к саморазвитию, самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта - есть умение учиться, «универсальные учебные действия»(способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта).
Познавательные универсальные учебные действия предполагают осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, можно отметить, что воспитанники без радости включаются в образовательную деятельность и, как правило, у них недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. В силу этого, у воспитанников с речевыми нарушениями возникают трудности в общении, в построении своего устного высказывания. Преодолеть эти трудности можно лишь при наличии коррекционной работы, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности воспитанников.
Эффективность коррекционной работы во многом зависит от тесного сотрудничества, взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями логопедической группы, направленного на:
– исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
– оптимизирование организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу воспитанников, так и на каждого воспитанника.
В процессе нашей работы выявилось ряд проблем, которые создают трудности в организации совместной работы:
– совмещение программы “ Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
– отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в режимных моментах требований СаНПиНа;
– отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
– логопед формирует первичные речевые навыки у воспитанников с нарушениями речи;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Работа по коррекции звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Работа по коррекции слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Воспитатели проводят логочас.
• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на речевом материале.
У нас создана папка взаимосвязи, которая включает в себя разделы:
-мелкая моторика,
-лексико-грамматический строй речи,
-связная речь,
-индивидуальная работа с воспитанниками.
Эти разделы прописываются учителем - логопедом, которые проводят воспитатели на логочасе во вторую половину дня.
Структура логочаса:
1. Лексико-грамматические упражнения.
2.Упражнения и игры на развитие фонематического слуха.
3. Задания на развитие мелкой моторики.
4.Развитие связной речи.
5.Физминутка.
6.Артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз и дыхательные упражнения
7.Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук).
Таким образом, распределение обязанностей, функций между воспитателями группы и учителем – логопедом позволили повысить эффективность нашего сотрудничества, о чем свидетельствуют положительные результаты в коррекции речи дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.