Тема: Роль классного руководителя в воспитании гражданственности и патриотизма.
Мы всегда будем помнить, и отмечать День Победы, как пример истинной любви старших поколений к Отчизне, воспитания молодежи в духе беззаветного мужества и патриотизма.
Н.Назарбаев
Чрезвычайно емкое и многогранное понятие – «патриотизм». В нем любовь к родной земле гармонически сочетается с преданностью общественному и государственному строю, с гордостью за Родину, с готовностью охранять и приумножать ее могущество. Глубокое понимание патриотизма приходит к нашим детям с годами. Детство - самая благодатная пора для открытий, для воспитания священного чувства любви к Родине. Исполняя свою миссию, я как учитель, стремлюсь совершенствовать формы и методы современной практики по патриотическому воспитанию. Моя работа по патриотическому воспитанию включает три взаимозависимых и взаимосвязанных механизма.
1. Деятельность в процессе обучения.
Воспитание патриотизма – это комплексная работа на всех учебных предметах. Таким образом, на уроках литературы мы работаем с такими произведениями как В. Жуковский. Родного неба милый свет, М. Алимбаев. Наша Родина-Казахстан, М. Пришвин. Моя Родина, Г. Цыферов. Казахстан.
Данные произведения помогают воспитывать любовь к своей Родине, к родной природе. Каждый ребенок смог выразить свое отношение к Отечеству в сочинении: «Моя Родина - Казахстан» (на слайде строчки из детских сочинений)
Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна. Это Родина моя…
Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить её от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим.
Сейчас мы только дети, но уже сейчас мы строим планы на будущее, мечтаем кем-нибудь стать в жизни, чтобы приносить пользу государству, приумножать богатства нашей Родины. Хорошо учиться, быть добрыми и щедрыми, уважать пожилых людей и сверстников…
Вот какой мой Казахстан: мирный, свободный, богатый, многонациональный. Разве можно не любить такую страну? Мы гордимся прошлым нашей страны, посвятим жизнь её настоящему во имя нашего общего будущего.
На уроках познания мира воспитание любви к Родине начинается с любви к близким, к дому, к школе. Поэтому я выбираю технологию проектной деятельности. Мы сделали такие проекты: Родная семья, родная школа, родной город. Итогом таких мини-проектов стал один большой проект «Будьте добрыми и человечными»
На уроках гуманитарного цикла в системе ведется работа по формированию у учащихся научного мировоззрения, политической сознательности, миролюбия, национального согласия в условиях восприятия культур разных народов, этому способствуют проведенный классный час «За дастарханом»
2. Внеурочная деятельность.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы, является воспитание гражданского патриотизма, интернационализма у учащихся младшего школьного возраста. Спектр этого направления разнообразен:
- тематическое посещение школьного музея;
- экскурсии в городской краеведческий музей;
- посещение школьной библиотеки.
Во всех мероприятиях прослеживается нить патриотического воспитания. Это доказывает ежегодный конкурс «Золотой микрофон», где мои дети выступают в номерах, в которых подчеркивают уважение к истории и традициям нашей Родины. В этом году наше выступление было отмечено номинацией «Посвящение Родине»
Важное место в работе по формированию у школьников чувство гордости, уважения Государственных символов Республики Казахстан, истории независимого государства, я отвожу на классных часах, и начинается это с самого 1 сентября - Дня Знаний.
Каждый вторник провожу правовой всеобуч, где обязательно касаюсь темы патриотического воспитания.
Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Школьный музей – это место, где возможно подлинное, истинное погружение в истории и культуры народа. Музей помогает эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой родине, уважению к опыту предыдущих поколений, позволяет добиться высоких результатов в воспитании личности ученика. Посещали школьный музей по таким темам:
1.Годы рождения и становления города Костаная конца 19 начало 20 века.(экскурсии)
2.Традиции казахского народа.
3.Юрта и ее роль в жизни казахов. (Дети сидели в юрте за настоящим дастраханом )
4. Особенности нравственного воспитания в казахской семье.
3. Работа с родителями.
Свою работу я начинаю со знакомства с семьёй воспитуемого. Совместно с родителями составляю социальный паспорт семьи, провожу анкетирование родителей с целью выяснить уровень образованности родителей, их жизненные интересы, степень значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка.
Родителям были предложены анкеты: «Я и мой ребенок»,
«Духовные традиции семьи», «Досуг ребенка в семье», «Что такое Родина», «Мы -
граждане Казахстана», «Увлечения Вашей семьи».
Результаты диагностики показывают, что во многих семьях существуют проблемы:
отсутствует эмоциональная связь поколений, некоторые родители заботятся только
о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания,
мало интересуются успехами ребенка в школе.
Исходя из этого, работа классного руководителя
строится по трем основным направлениям:
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех
участников
воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей;
• вовлечение родителей в воспитательный процесс;
В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию
младших школьников выступают:
- родительские собрания гражданско-патриотической направленности.
Это одна из главных и наиболее распространенных форм. Темы родительских
собраний:
1)Любовь в нашем доме.
2) Родительский дом – начало начал.
- индивидуальные и тематические
консультации;
- проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки,
конкурсы, экскурсии, спектакли, именины детей, родителей, составление своего
генеалогического древа, родословной, классные часы), на которых мы
знакомимся с традициями, обычаями и увлечениями семей;
- привлечение родителей к проведению экскурсий и походов, к
организации поездок в театр и кино, посещение музеев, проведение совместных
праздников способствуют установлению благоприятного микроклимата в отношениях
между классным руководителем, учащимися и родителями и создают благоприятные
условия для гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
- выставки детских работ;
- вечера-знакомства с семьей;
Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание
определенных организационно-педагогических условий позволяют обеспечить
повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания.
В Послании Президента страны народу «Казахстан- 2030» указано: «Нам не будет прощения, если мы утратим государственность, поступимся своими землями и ресурсами, поступимся стратегическими основами суверенности…
Мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувство патриотизма и любви к своей стране…
Продемонстрировать миру свое единство и волю к независимости, гражданственность и патриотизм».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.