Роль приставки в слове. Определение приставки.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа по учебнику. Упр. 132 – развивается умение находить разные приставки в словах, наблюдать за изменением значения слова. – Что общего в записанных в столбик словах? (Есть одинаковая часть бежал.) – Чем отличаются слова? (Разные приставки.) – Назовите эти приставки. (по-, про-, до-, у-, с-, от-, пере-) Учитель записывает их на доске рядом с записанными ранее, не повторяя одинаковых: по-, про-, до-, у-, с-, от-. – Что произошло со словом? (Изменилось значение.) – Рассмотрите рисунок в упр. 132. – Какие слова с приставками относятся к Вове Колесникову? (Побежал, убежал, сбежал, отбежал.) – На основе записанных на доске ключевых слов сделайте вывод, что такое приставка. Вывод: приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова. Бывают приставки за-, в-, вы-, при-, пере-, по-, про-, до-, у-, с-, от-. Сравнение самостоятельно сделанных выводов с определением в рамке после упр. 134.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur73.doc
Русский язык ПРИСТАВКА Урок 73 (59). Тема:  Роль приставки в слове. Определение приставки. Цель:  – развитие умений выделять приставку в слове, называть её отличительные признаки и графически обозначать. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».   1  3  3  – Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 132. – Что вы видите на центральном кадре? – Почему Катюша подставила башню к корню? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  © ООО «Баласс», 2012 1II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.   Открытие  нового знания. 1  3  3 – Как думаете, что это означает применительно к названию параграфа (см. выше)?   (Это   часть,   которая   находится   перед   корнем   и   называется приставкой.) – Запишите тему урока и задайте вопросы по этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план. 1. Что такое приставка? 2. Какие бывают приставки? 3. Зачем в слове нужна приставка? – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Грамматическая сказка. Жил­был корень ­ход­. Он любил, чтобы с него начинались слова. Тогда на помощь к нему спешили суффиксы. На свет появлялись слова­ названия предметов... (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы­приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, и вовсе стоял в конце. Получались такие слова: если прятался в середину:  заходить, входить, выходить,  приходить,  переходить;  если  стоял   в   конце:  заход,  вход, выход, приход, переход. делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы  в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2012 2– Запишите слова с приставками. (Заход, вход, выход, приход, переход.) – Что же такое приставка? (Часть в слове.) На доске учитель записывает: часть слова. – Где её место в слове? (Перед корнем, в начале слова.) На доске записываются ключевые слова: перед корнем. – Какие вы использовали приставки? На доске записываются приставки: за­, в­, вы­, при­, пере­. – В слове они обозначаются так: заход. Выделите приставки в записанных словах. – Зачем нужны приставки? (Чтобы получились новые слова.) На доске записываем: новые слова.   3  5  3  1    1. Работа по учебнику. Упр. 132  – развивается умение находить разные приставки в словах, наблюдать за изменением значения слова. –  Что   общего   в   записанных   в   столбик   словах?   (Есть   одинаковая   часть бежал.) – Чем отличаются слова? (Разные приставки.) – Назовите эти приставки. (по­, про­, до­, у­, с­, от­, пере­) Учитель   записывает   их   на   доске   рядом   с   записанными   ранее,   не повторяя одинаковых: по­, про­, до­, у­, с­, от­. – Что произошло со словом? (Изменилось значение.) – Рассмотрите рисунок в упр. 132. – Какие слова с приставками относятся к Вове Колесникову? (Побежал, убежал, сбежал, отбежал.) ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  © ООО «Баласс», 2012 3выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – На основе записанных на доске ключевых слов сделайте вывод, что такое приставка. Вывод:   приставка   –   часть   слова,   которая   стоит   перед   корнем   и образует новые слова. Бывают приставки  за­, в­, вы­, при­, пере­, по­, про­, до­, у­, с­, от­. Сравнение самостоятельно сделанных выводов с определением в рамке после упр. 134. – Прочитайте определение. – Из скольких частей оно состоит? – Что ещё заметили? Посмотрите маленькое добавление к этому  определению. Почему в конце стоит восклицательный знак? (Это важно.) – Проверьте это правило написания приставок на примерах, которые мы  рассмотрели на уроке и которые даны в определении в рамке. Упр. 133 – развивается умение определять значение приставки до­. – Что изображено на рисунке? – Какое значение вносит приставка до­ в слова? (Приставка до­ означает  завершение действия, достижение чего­то.) 2. Выполнение задания № 4, тема 11 в Рабочей тетради. – Выберите нужный вариант, объясните, как вы определяли значение.  (Объясняли слово: подбородок – место под бородой, снизу.) – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Чем отличается приставка от суффикса? (Местом по отношению к  корню.) © ООО «Баласс», 2012 4– Может ли слово состоять из одной приставки? Почему? (Самостоятельно не употребляется в речи, ничего не называет – предмета, признака, действия.)   4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  1. Правило в рамке. 2. Упр. 112 («Дидактический материал»). Деятельность учеников: – Выделять приставку в доступных словах. – Характеризовать роль приставки в слове. – Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. – Образовывать слова с помощью приставки. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также