Роль среды в развитии одаренности
Оценка 4.9

Роль среды в развитии одаренности

Оценка 4.9
Педсоветы +2
doc
администрации +2
7 кл—11 кл
06.02.2017
Роль среды в развитии одаренности
Публикация является частью публикации:
Выступление на семинаре 2 - копия.doc
Выступление на семинаре  «Творческая среда как условие развития одаренности» Приветственное слово. Вводная часть. СЛАЙД   №0.Любому   обществу   нужны   одарённые   люди,   и   задача   общества   состоит   в   том,   чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.   Нам повезло, именно в детском возрасте, в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Каждый из нас сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.   Именно   поэтому   назрела   необходимость  проработать   эту   тему  основательно.  Сегодня  начало   этой работы. СЛАЙД №1. В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет общепринятых   определений,   трактовок   самого   понятия   одаренности.   Разные   авторы   предлагают   свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст.   СЛАЙД №2. ВОПРОС: Кого считают одаренным?  Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными. 1.   дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта; 2.  дети с высоким уровнем творческих способностей; 3.  дети, достигшие успехов в каких­либо областях деятельности 4.  дети, хорошо обучающиеся в школе 5.  дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны. Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. СЛАЙД №3­7. Вредные стереотипы Есть много стереотипов в нашей жизни, особенно опасны они в воспитании детей. 1. С главным стереотипом нашей жизни, кажется, навсегда покончено, когда в течение долгого времени в нашей стране провозглашали, что нет неспособных детей, а есть лишь неспособные учителя. В  результате большинство детей в наших школах неспособны к учению, а среди них немало и таких, что  при других условиях стали бы одаренными. В средних классах нашей школы сейчас чуть ли не 80% детей неспособны (учатся, не умея учиться), и  не надо специальных тестов, чтобы убедиться в этом. Возьмите нормально успевающих учеников и  посмотрите, сколько времени они тратят на подготовку домашних заданий: три, четыре, а то и пять часов.  Как правило, у этих детей способности не развиты, хотя до какого­то класса они могут учиться совсем  неплохо. Другое дело, что те же самые дети при других обстоятельствах могли бы стать способными, но не  стали. И учитель в обычных школах имеет дело в основном с неспособными детьми. Отсюда во многом  неврозы учителей и школьников. Не так много учителей любят свою профессию. и я их понимаю: мало  удовольствия учить неспособных детей. 2. Другой стереотип, казалось бы, прямо противоположен первому, и все же это тоже стереотип.  Многие учителя убеждены, что учить одаренных детей ­ одно сплошное удовольствие, и общение с  ними легко и приятно.  Я часто провожу с учителями опыт, который до меня провел знаменитый американский психолог П.  Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности. Ниже даны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников.Предлагаю  читателям отметить знаком + те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком ­ то, что не нравится: 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный­ 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист). 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, на лету схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мы ели. 16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Надеюсь, для многих читателей не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего  характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом ­ творчески. Творческая одаренность ­ большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для учителей и родителей. 3. С этим стереотипом прямо связан еще один (особенно распространенный как раз в учительской  среде): одаренные ­ те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к  одаренности, но это лишь один из ее видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой  жизни). Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей.  Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из гимназии.  Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении. Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая  интуиция (родительский или учительский талант) либо серьезная психологическая подготовка.  В каком­то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна встреча ребенка, от природы  наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развить. А потом ­ с учителями,  умеющими увидеть одаренность и не боящимися ее. 4.Не смешивать способности и задатки. Более того, студентам и учителям много раз повторяется, что  задатки превращаются в способности только в деятельности, и именно деятельность есть основа развития  способностей. Это очень похоже на правду. Сейчас это тоже стереотип, причем самый опасный, потому что  ближе всего к истине. Уверовав в то что способности развиваются в деятельности, просвещенные мамы и  папы водят своих чад в кружки, студии и прочие группы развития, где детей за большую плату обучают  профессиональные педагоги. В школе не идет у ребенка что то ­ надо с ним заниматься, развивать его  способности. И вот с бедным ребенком проводятся дополнительные занятия, нанимаются репетиторы...  Опыт показывает, что толк от занятий бывает не чаще чем в одном случае из десяти. А способности  развиваются и того реже. Чаще всего ­ напрасная трата сил, времени и больших денег. Никакая деятельность, предлагаемая даже опытным педагогом, сама по себе еще ни у одного ребенка не  развила способностей. Нужна деятельность плюс... что­то еще, самое важное. Необходимо в качестве обязательного, непременного условия ­ удовольствие от умственной  деятельности, ярко­ выраженные положительные эмоции. Необходимо, чтобы ребенок получал радость,  удовольствие от самого процесса интеллектуальной деятельности. Если этого нет и ребенок выполняет  умственную деятельность по любым другим мотивам, например из послушания, из желания получить награду  (ту же пятерку), из страха наказания, то знания ребенок таким путем, конечно, получит, но к способности это  не будет иметь ни малейшего отношения. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил умственный труд от этой неумолимой зависимости никуда не деться. СЛАЙД №8. Так что же такое одаренность? Начать следует с совершенно загадочного понятия, которое мы то и дело употребляем, но вряд ли в  точности знаем, что это такое. Речь идет о способностях.  Мы в качестве рабочего предлагаем следующее понятие способностей: это способы выполнения деятельности. Чьи способы лучше (с точки зрения той же самой деятельности), у того и выше  способности­ В этом, по сути дела, и различия в способностях­ Одни решают задачу простым перебором  вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что­то привычное, чтобы как­то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение. Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет и не может  существовать ­ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким­то образом,  прежде всего в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого  медленнее, да и эффективность способов, их полезность для деятельности тоже сильно различаются. Здесь чаще всего (если не считать, конечно, разных условий обучения и воспитания) проявляются уже природные  особенности, т. е. задатки. Задатки ­ это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не  превратиться. Задатки­ это семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их  качестве мы можем судить лишь после того, как из них что­либо вырастет. Об этом говорится и в знаменитой библейской притче: Вот, вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была  неглубока; Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю и принесло плод... (Мер. 13). Человек может прожить всю свою жизнь и не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила  природа. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, кажется, он был простым  парикмахером, который, попав на небо, вдруг узнает, что его место рядом с великими полководцами. Он  очень удивлен, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места  распределяются в зависимости от того, что предназначено человеку, а не от его реальных талантов.  Но это в книге Марка Твена, а в жизни совсем иначе. В некоторых регионах у нас до 80% неспособных  детей, обиженных не Богом, а тем общим обстоятельством, что семена их задатков упали в терние... Что же вкладывается в понятие одаренность? Это высокий уровень развития каких­либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.  СЛАЙД №8.Решение вопроса, кого из учащихся и по каким критериям можно отнести к одарённым, определяется ведущей концепцией одарённости.  До середины ХХ века господствовало представление об одарённости как о сугубо интеллектуальном явлении. В 2003г. появилось новое теоретическое воззрение.  Одарённость  ­ это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  Высокий   интеллект  в   этом   определение   является   необходимым,   но   недостаточным   условием достижения значительных результатов в самых разных сферах деятельности. Одаренный ребенок  ­ это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На   сегодняшний   день   большинство   психологов   признает,   что   уровень,   качественное   своеобразие   и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия    наследственности (природных задатков) социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При  этом  особое  значение  имеют  собственная активность  ребенка, а  также  психологические  механизмы саморазвития личности.  СЛАЙД №9. Виды одаренности  Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.  Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и   особенности   их   проявления   в   тех   или   иных   видах   деятельности.   Количественные   характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.  По   критерию  «вид   деятельности   и   обеспечивающие   ее   сферы   психики»  выделение   видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и, соответственно, степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).  К основным видам деятельности относятся:       практическая,  теоретическая   (учитывая   детский   возраст,   предпочтительнее   говорить   о   познавательной деятельности),  художественно­эстетическая,  коммуникативная  духовно­ценностная. Сферы психики представлены     интеллектуальной,  эмоциональной мотивационно­волевой.  В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно­визуальный и понятийно­логический уровни.   В   рамках   эмоциональной   сферы   —   уровни   эмоционального   реагирования   и   эмоционального переживания.   В   рамках   мотивационно­волевой   сферы   —   уровни   побуждения,   постановки   целей   и смыслопорождения.  Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.  В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.  В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного   содержания   деятельности   (одаренность   в   области   естественных   и   гуманитарных   наук, интеллектуальных игр и др.).  В   художественно­эстетической   деятельности  —   хореографическую,   сценическую,   литературно­ поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.  В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.  В духовно­ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.  Каждый   вид   одаренности   предполагает   одновременное   включение   всех   уровней   психической организации   с   преобладанием   того   уровня,   который   наиболее   значим   для   данного   конкретного   вида деятельности.   Например,   музыкальная   одаренность   обеспечивается   всеми   уровнями   психическое организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально­экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т. д.).  Каждый   вид   одаренности   по   своим   проявлениям   охватывает   в   той   или   иной   мере   все   пять   видов деятельности.   Например,   деятельность   музыканта­исполнителя,   будучи   по   определению   художественно­ эстетической, кроме того, формируется и проявляется в плане:      практическом (на уровне моторных навыков и исполнительской техники),  познавательном (на уровне интерпретации музыкального произведения),  коммуникативном   (на   уровне   коммуникации   с   автором   исполняемого   произведения   и слушателями),  духовно­ценностном (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).  Выделение   видов   одаренности   по   критерию   видов   деятельности   позволяет   отойти   от   житейского представления   об   одаренности   как   количественной   степени   выраженности   способностей   и   перейти   к пониманию одаренности как системного качества.  Вопрос о существовании творческой одаренности возникает постольку, поскольку анализ одаренности с необходимостью ставит проблему ее связи с творчеством как ее закономерным результатом.  Получившее   широкое   распространение   во   второй   половине   прошлого   столетия   рассмотрение «творческой   одаренности»   как   самостоятельного   вида   одаренности   базируется   на   ряде   исходных противоречий в самой природе способностей и одаренности, которые находят отражение в парадоксальной феноменологии: человек с высокими способностями может не быть творческим и, наоборот, нередки случаи, когда менее обученный и даже менее способный человек является творческим.  Деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т. е. ученик готовит уроки только для того,   чтобы   не   ругали   за   плохие   отметки   или   чтобы   не   потерять   престиж   отличника,   то   деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно   требуемый   продукт.   Отмечая   способности   такого   ребенка,   не   следует   говорить   о   его одаренности,   поскольку   последняя   предполагает   увлеченность   самим   предметом,   поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя   все   новые   замыслы,   рожденные   в   процессе   самой   работы.   В   результате   новый   продукт   его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело   место   «развитие   деятельности».  Развитие   деятельности   по   инициативе   самого   ребенка   и   есть творчество.  При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы. Таким   образом,   «творческая   одаренность»   не   рассматривается   как   особый,   самостоятельный   вид одаренности,   характеризуя   любой   вид   труда.   Условно   говоря,   «творческая   одаренность»   —   это характеристика   не   просто   высшего   уровня  выполнения  любой   деятельности,   но   ее  преобразования   и развития.  Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т. д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта.  По основанию «степень сформированности» выделяют два типа одаренности:    актуальную одаренность, характеризующуюся наличием достижений, проявляющуюся в высоком уровне выполнения деятельности в конкретной области или нескольких областях; потенциальную   одаренность,   характеризующуюся   наличием   потенциала,   возможностей   для   высоких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких­либо причин; актуализированная одаренность, переведенная из потенциальной в актуальную.  По основанию «  широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются два типа одаренности:  общая,   которая   определяется   как   пригодность   к   широкому   кругу   деятельностей;   это   некая   общая способность, которая проявляется в высокой продуктивности практически любой деятельности;  специальная, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) и которая связана с так называемыми «специальными задатками» – таким, как музыкальный слух, гибкость пальцев и т.д.  Различные подходы к классификации типов одаренности позволяют рассматривать одаренность как сложное многоаспектное явление, выделять отдельные грани, качества и уровни ее проявлений. Важной в практической деятельности является классификация типов одаренности на основании  «степень развития»:  склонность   (задатки)  –   генетически   обусловленные   свойства   индивида,   влияющие   на   возможность достижения   высоких   достижений   (активность,   работоспособность,   свойства   памяти   и   т.п.),   задатки являются природными предпосылками способностей; способность  – возможность человека к достижению успеха в какой­либо деятельности, способности определяют легкость и скорость в овладении деятельностью;  одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей; талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность – способность создавать что­то принципиально новое, прокладывать новые пути.     СЛАЙД №10,11. Готовясь к семинару, мы провели небольшое экспериментальное исследование. С   целью   выявления   общего   представления   учителей   школы   об   одаренности   школьников   было проведено  анкетирование, в котором принимали участие среди курсанты САРИПКРО. Анкета состояла из семи   вопросов.   Учителям   было   необходимо   сформулировать   ответ   на   вопрос   и   записать   его   в   бланк. Проанализировав анкеты учителей, мы получили следующие результаты. 1.Много ли интеллектуально одаренных детей среди Ваших учеников? показал следующие результаты:  Много­ 20% Мало ­12% Указали количество одаренных детей (от 1 до 5 учеников) ­23% учителей. Указали количество одаренных детей (от 5 до 10 учеников) ­7% учителей. Нет/почти нет ­38% 2. Отвечая на вопрос анкеты отметили следующие особенности, свойственные одаренным детям:  нестандартное, неординарное  мышление ­38%  Высокий познавательный интерес­ 12% Любознательность­ 10%. Также некоторыми учителями были отмечены следующие качества: замкнутость, эрудиция, развитая  интуиция. 3.Нужны ли классы для одаренных детей? показал, что 50%  опрошенных учителей считают, что классы для интеллектуально одаренных детей нужны, 42% считают, что такие классы не нужны по разным  причинам. Оставили вопрос без ответа – 8%. 4.Нужна ли специальная подготовка педагога к работе с одаренными детьми? 75% учителей ответили положительно,   указав   на   то,   что   необходимо   дополнительно   изучить   психологию   таких   детей,   освоить технологии, методы, позволяющие достигнуть высоких результатов в обучении таких детей. 15% опрошенных учителей   считают,   что   специальная   подготовка   для   обучения   одаренных   детей   не   нужна.   3%   учителей ответили, что специальная подготовка для обучения одаренных детей нужна лишь в некоторых случаях. 3% считают, что возможно такая подготовка и нужна. И 3% оставили данный вопрос без ответа. 5.   вопрос  анкеты   имел   цель   выявить,   какие   проблемы   наиболее   часто   встречаются   при   работе   с одаренными детьми. Чаще всего учителя отмечают проблему сильной загруженности, нехватку времени  как у учителя, так и ученика.   (30%). Также были названы такие проблемы, как недостаточная эрудиция учителя, неадекватная   самооценка   интеллектуально   одаренных   школьников,   умение   найти   общий   язык   с   такими детьми и др. 6.   В  вопросе  учителям   было   необходимо   указать   факторы   в   развитии   одаренности   ребенка. Большинство   опрошенных   педагогов   (46%)   отметили,   что   семья,   школа   и   дополнительное   образование должны   работать   в   совокупности,   чтобы   способности   интеллектуально   одаренного   ребенка   могли развиваться, а не угасать. 23% отметили, что главная роль в развитии одаренного ребенка принадлежит семье.   15%   отмечают   совокупность   семьи   и   дополнительного   образования   главным   фактором   развития одаренности, 3% ­ указывают только на дополнительное образование, и 15% ­ на семью и школу. Таким   образом,  анкетирование   демонстрирует   взгляд   педагогов   на   проблему   одаренности обучающихся.  Кроме   того,   с   целью   выявления   количества   одаренных   выявлено,   что   учителя   замечают,   что количество одаренных детей школы уменьшается по мере взросления школьников. Если среди учеников 5 классов,   учителя,   видят   21   одаренного   ребенка,     то   среди   учеников   10   класса   их   всего   4,   а   среди обучающихся 11 класса ­0. Таково субъективное мнение учителей. Также методом опроса учителей школы было выявлено количество одаренных детей по предметам. Внимание  на слайд. По русскому языку 6 обучающихся, по мнению  педагогов, являются одаренными. По литературе – 7, по иностранному языку ­12, по истории ­9, по математике ­17, по информатике ­6, по физике ­5, по химии ­3, по биологии ­19, по географии­8, по природоведению ­19.  Таким образом, мы видим, что наибольшее   количество   интеллектуально   одаренных   детей   отмечают  учителя   иностранного   языка, математики, биологии, природоведения. Помимо этого было выявлено, кого из учеников школы считают одаренными сразу несколько учителей разных предметов.  Проведенный   опрос   позволяет   увидеть  общее   представление   учителей   школы   об   одаренных   детях второй и третьей ступеней обучения.

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности

Роль среды в развитии одаренности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017