Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии
Оценка 4.6

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
биология
Взрослым
26.05.2017
Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии
Очень важно как можно раньше использовать возможности каждого курса биологии для формирования у учащихся умений определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, а, в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью уже с первых уроков учу учащихся выполнять опыт в определенной последовательности.
сам. работа на уроках биологии.docx
Самостоятельная работа на уроках биологии В   течение   нескольких   лет   я   работаю   над   темой   по   самообразованию «Самостоятельная   работа   на   уроках   биологии». Соответственно   важное место в своей работе я уделяю использованию на уроках различных форм самостоятельной работы. Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий. Самостоятельная работа может быть: ­ индивидуальной; ­ в парах; ­ групповой. Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и: ­ проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы); ­ работа с учебной литературой и наглядностью; ­ использование рабочих тетрадей; ­ работа со средствами ИКТ и др. Проведение биологического эксперимента  (опыты и лабораторные работы). Очень   важно   как   можно   раньше   использовать   возможности   каждого   курса биологии   для   формирования   у   учащихся   умений   определять   цели   опыта, обобщать   и   анализировать   его   результаты,   делать   практические   и теоретические выводы, а, в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью уже с первых уроков учу учащихся выполнять опыт в определенной последовательности. С этой целью предлагаю им такой план: • Цель опыта (что хотим выяснить?) • Ход опыта (что для этого делаем?) • Результаты опыта (что получили?) • Выводы (что выяснили?) Такой план помогает приучить учащихся уже в 6­м классе к определенной логической   последовательности   проведения   эксперимента.   Поясняя школьникам   план   работы,   говорю,   что   они   должны   пользоваться   им   при выполнении всех последующих работ экспериментального характера. Чтобы научить учащихся мыслить согласно предложенной планом логике, привлекаю их к активному участию в обсуждении эксперимента. Поначалу овладеть логикой объяснения сути опытов могут наиболее сильные ученики, но при систематическом упражнении это становится посильным для всех.                      На первых этапах, когда учащиеся не располагают необходимым запасом   знаний   и   умений   ставить   опыты,   закладку   опытов   осуществляю   я сама. Познавательная деятельность учащихся при этом носит репродуктивно­ поисковый   характер   и   направляется   на   выявление   и   сущности   опыта, формирование выводов с помощью ответов на вопросы. По мере овладения учащимися техникой закладки опыта увеличивается доля поиска, повышается степень   самостоятельности.   Некоторые   опыты   предлагаю   детям   провести дома – работа будет иметь исследовательский характер.              Биологический эксперимент неразрывно связан с лабораторными и практическими   работами.   Познавательная   деятельность   учащихся   при выполнении   лабораторной   работы   с   целью   изучения   нового   материала направляется заданием или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы,   выполнения   действий   учащимися, предусматривается   формулирование   вывода,  ответ   на   вопросы,   заполнение таблицы, схемы и т. д.           Выполняя работу, учащиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании.          Однако к работам такого рода школьников надо готовить постепенно, путем   формирования   элементарных   навыков   выполнения   самостоятельных работ. С этой целью во время проведения лабораторных работ при изучении первых   тем   курса   биологии   школьники   вслух   зачитывают   каждый   пункт задания,   а   я   спрашиваю   учащихся,   как   следует   выполнять   эту   работу. Постепенно, при выполнении работ, степень самостоятельности повышается.   последовательность Работа с учебной литературой и наглядностью                    Одна из целей изучения биологии учащимися – овладение умений работать   с   различными   источниками   информации.   Одним   из   основных источников   информации   является   книга   (учебник   и   др.).  Самостоятельная работа с учебной книгой занимает большое место у меня в учебном процессе. Для учащихся овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку  на уроке  и при  подготовке  домашних заданий,  повысить  уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии. При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы: Самостоятельную   работу   с   учебником   провожу   на   уроках ­ самостоятельная работа с ориентировочным аппаратом учебника; ­ чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение; ­ постановка вопросов к тексту; ­ ответы на вопросы текста, раздела; ­ поиск объяснений явлений; ­ словарная работа; ­ составление плана (простого, развернутого); ­ пересказ по плану; ­ составление тезисов, синквейнов; ­ работа с иллюстрациями учебника; ­ работа с инструкциями для лабораторных работ и практических занятий; ­ работа по плану.   систематически, на всех этапах: ­ для нахождения и выделения основных понятий, определений; ­ при описании опытов, справочных данных; ­ для закрепления знаний и формирования умений; ­ для подготовки к выполнению домашнего задания.          Работу с учебником провожу в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц (настенных). При работе с учебником иногда (при изучении нового материала) использую карточки­задания для самостоятельной работы.         Самостоятельные работы учащихся с книгой приобретают наибольший удельный   вес   при   изучении   общей   биологии   (9  кл.).   Это   обусловлено   как особенностями курса, так и уровнем подготовки учащихся.              В   курсе   общей   биологии   раскрываются   основные   теоретические положения, биологические закономерности, для усвоения которых не всегда можно   использовать   эксперимент,   наблюдение.   Творческое   использование учебника на всех этапах урока помогает учащимся глубже понять учебный материал, сократить время и облегчить домашнюю подготовку. Самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний              В последнее время, когда большое внимание уделяется повышению качества знаний, возросла роль обобщающих уроков. Им принадлежит главная роль в повторении и систематизации знаний. На обобщающем уроке выявляется степень сформированности у учащихся   различных   умений,   например,   умение   ставить   опыты,   умение   их заложить,   готовить   микропрепараты.   То   есть   на   этих   уроках   имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы: задания, связанные с описанием органов, определение по карточкам (определителю).                           На этих уроках использую и письменные проверочные работы, в которых   использую   разнообразные   задания:   тестовые   задания   с   выбором правильного   ответа,   слепой   текст   (вставить   в   текст   пропущенные   слова), «найти   соответствие»,   ответить   на предложенные   вопросы,   заполнить   схему,  таблицу,   решение   биологических задач и др.   составить   опорный   конспект, Экскурсии               Важной формой организации обучения биологии, которую использую в своей работе, являются проведение экскурсий, на которых устанавливается связь   теории   с   практикой,  привлекается   внимание   учащихся   к   природным явлениям. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы.               Одним из этапов проведения экскурсии является самостоятельная работа (чаще всего групповая) по карточкам­заданиям, а основным методом получения   новых   знаний   –   наблюдение. Живое   общение   с   природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать   выводы   из   увиденного.   Наблюдения   в   природе   дают   хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии. Домашние задания                Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ.   Здесь   возможны   не   только   задания   типа   «Прочитать   параграф, ответить   на   вопросы»,   а   есть   возможность   давать   задания   творческие,   по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д.                Учащимся, интересующимся биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности.               Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное   изучение   биологии,   строить   обучение   с   учетом   интересов учащихся. Летние задания Еще  большую  самостоятельность  ученики  могут  проявить   при  выполнении летних заданий. Темы предлагаю на выбор. Например: ­ изучить стадии развития злаков; ­ выявить влияние густоты посева на урожай; ­ собрать сорные растения для гербария; ­ собрать листья простые и сложные (по10 экз. для лабораторной работы); ­ собрать растения одного из семейств (4 – 5 представителей); ­ стихи или сочинения о природе; ­ акварельные зарисовки цветов, опыляющиеся разными способами. ­ наблюдения за поведением животных (муравьев, пауков, комнатной мухи, дождевого червя и т.д.) и др. . А также предъявляю требования к их выполнению. Например: ­ научиться грамотно вести себя в природе;  ­ не собирать гербарии растений и коллекции животных, взятых под охрану; ­ подумать о возможностях использовать результаты летней работы на уроках; ­ позаботиться об оформлении работы, так как лучшие отчеты пополнят коллекцию кабинета биологии. Более эффективно задавать летние задания не на последнем уроке, а об этом надо напоминать весь год. Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля                             Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ   –   необходимость   контроля   и   оценка   ее   результатов.   При   этом создаются   условия   для   формирования   навыков   самоанализа   и взаимоконтроля. Для этого даю детям возможность самим оценивать свою работу,   ее   результаты   или   использую   взаимоконтроль,   когда   ребята оценивают работу своих товарищей. Заключение Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся   наблюдательность,   умение   анализировать   изучаемые   объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др.

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017