Программное содержание. Учить детей сравнивать контрастные по характеру произведения с одинаковыми названиями.
Ход занятия:
П е д а г о г. Все вы любите сказки - весёлые, добрые, с чудесами и приключениями.
Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения, то становится попятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. Сейчас я сыграю вам две пьесы с одинаковым названием – «Сказочка». Одну написал композитор С. Майкапар, другую - Д. Кабалевский. Постарайтесь услышать и сказать, чем отличаются эти сказочки, какие настроения передаёт музыка. (Исполняет две пьесы.)
Д е т и. Первая сказочка медленная, спокойная, немного грустная, а вторая быстрая, страшноватая, колючая.
П е д а г о г. Да, первая сказочка неторопливая, добрая, она похожа на русскую песню, а вторая колкая, отрывистая, таинственная, быстрая, с какими-то страшноватыми приключениями. Обе пьесы коротенькие. Они и называются не «Сказка», а «Сказочка». (Исполняет пьесы повторно.)
2-е занятие:
Программное содержание. Учить детей различать яркие интонации,
средства выразительности музыки: регистр, характер звуковедения (плавный или отрывистый), динамику.
Ход занятия:
П е д а г о г. Как называются пьесы, которые я сейчас вам сыграю? (Исполняет «Сказочки» С. Майкапара и Д. Кабалевского, дети вспоминают название пьес, определяют их характер.)
А почему мы все услышали, что первая «Сказочка» звучит спокойно, ласково, а вторая - как история с приключениями, тревожными и таинственными? Первая пьеса медленная, плавная, напевная, тихая, неторопливая. Спокойный темп, негромкое звучание, размеренные, ласковые интонации мелодии создают спокойный, нежный характер музыки. (Исполняет фрагмент.)
Другая пьеса звучит в быстром темпе, громко, отрывисто. Колючие, злые интонации музыки делают ее тревожной, беспокойной, таинственной. Кажется, будто эта «Сказочка» о погоне, кто-то мчится, гонится, пытается догнать... Может, это Баба-яга в ступе летит за Иванушкой или Змей Горыныч мчится в гости к Бабе-яге, торопится... (Играет фрагмент.)
СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Самуил Майкапар. Сказочка
Дмитрий Кабалевский. Сказочка
1е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать
контрастные по характеру произведения с одинаковыми
названиями.
Ход занятия:
П е д а г о г. Все вы любите сказки весёлые, добрые, с
чудесами и приключениями.
Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а
звуками ласковыми, добрыми или таинственными,
тревожными. Если проследить, как меняется окраска
музыки, ее настроения, то становится попятным, о чемповествуется в сказке, рассказанной музыкой. Сейчас я
сыграю вам две пьесы с одинаковым названием –
«Сказочка». Одну написал композитор С. Майкапар,
другую Д. Кабалевский. Постарайтесь услышать и сказать,
чем отличаются эти сказочки, какие настроения передаёт
музыка. (Исполняет две пьесы.)
Д е т и. Первая сказочка медленная, спокойная, немного
грустная, а вторая быстрая, страшноватая, колючая.
П е д а г о г. Да, первая сказочка неторопливая, добрая, она
похожа на русскую песню, а вторая колкая, отрывистая,
таинственная, быстрая, с какимито страшноватыми
приключениями. Обе пьесы коротенькие. Они и называются
не «Сказка», а «Сказочка». (Исполняет пьесы повторно.)
2е занятие:Программное содержание. Учить детей различать яркие
интонации,
средства выразительности музыки: регистр, характер
звуковедения (плавный или отрывистый), динамику.
Ход занятия:
П е д а г о г. Как называются пьесы, которые я сейчас вам
сыграю? (Исполняет «Сказочки» С. Майкапара и Д.
Кабалевского, дети вспоминают название пьес, определяют
их характер.)
А почему мы все услышали, что первая «Сказочка» звучит
спокойно, ласково, а вторая как история с
приключениями, тревожными и таинственными? Первая
пьеса медленная, плавная, напевная, тихая, неторопливая.
Спокойный темп, негромкое звучание, размеренные,ласковые интонации мелодии создают спокойный, нежный
характер музыки. (Исполняет фрагмент.)
Другая пьеса звучит в быстром темпе, громко, отрывисто.
Колючие, злые интонации музыки делают ее тревожной,
беспокойной, таинственной. Кажется, будто эта
«Сказочка» о погоне, ктото мчится, гонится, пытается
догнать... Может, это Бабаяга в ступе летит за Иванушкой
или Змей Горыныч мчится в гости к Бабеяге, торопится...
(Играет фрагмент.)
Если прислушаться внимательно к «Сказочкам», мы
почувствуем, что настроение музыки меняется. Так, первая
«Сказочка» начинается ласково, в начале она похожа на
колыбельную неторопливую и спокойную, как будто мама
или бабушка качает люлечку и рассказывает сказку чуть
грустную, добрую.Начало пьесы звучит неторопливо все в сказке ещё
впереди. (Исполняет первые два такта.)
Потом музыка звучит грустно, жалобно. Может, в
«Сказочке» рассказывается о царевне, томящейся в
кощеевом царстве, или об Алёнушке, тоскующей о братце
Иванушке, которого унесли Гусилебеди, или ещё о чемто
грустном (играет 34й такты).
Потом мелодия поднимается выше, становится более
жалобной, яркой (играет 56й такты). Другая мелодия
будто успокаивает первую (играет 78й такты).
Дальше сказочные события развиваются: музыка звучит то
вкрадчиво, затаённо, то смелее, настойчивее (играет 912й
такты). Потом мелодия звучит то вопросительно, несмело
(играет 13й такт), то более уверенно, утвердительно
(играет 14й такт). Как будто герой «Сказочки» должен начтото решиться, чтото выбрать, находится на распутье ...
(Играет такты 1318й.) Это была средняя часть сказочки
(играет пьесу сначала). Вот снова появилась мелодия,
похожая на ту, с которой пьеса начиналась, но как она
теперь звучит? (Играет начало, а затем 1922й такты.)
Д е т и. Таинственно, страшновато.
П е д а г о г. Да, музыка становится таинственной,
встревоженной, напряжённой. Наверное, в сказочке
рассказывается о какихнибудь важных, тревожных
драматичных событиях. В начале пьесы эта мелодия
звучала высоко, светло, без аккомпанемента (играет 12й
такты). Теперь она спускается ниже, звучит ярче,
сопровождается тревожными, острыми аккордами (играет
1922й такты). Это самое напряжённое звучание в сказочке
кульминация пьесы.А как заканчивается «Сказочка»? (Играет последние
четыре такта.)
Д е т и. Жалобно, а потом страшновато.
П е д а г о г. Да, вы узнаете, это первая мелодия
«Сказочки»? (Играет ее.) Но если вначале она была
светлой, то теперь звучит низко, сумрачно, таинственно,
тревожно и внезапно прерывается отрывистыми низкими
звуками. Сказочка вдруг неожиданно закончилась,
прекратилась, недосказанная, волшебная... (Играет
окончание и всю пьесу целиком.)
Другая «Сказочка» Д. Кабалевского быстрая, как вихрь,
стремительная, тревожная (играет пьесу).
3е занятие
Программное содержание. Учить детей различать
средства музыкальной выразительности, формупроизведений, выражать свои впечатления от музыки в
слове, рисунке.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали две разные «Сказочки»
композиторов С. Майкапара и Д. Кабалевского. «Сказочка»
С. Майкапара напевная словно песня, ласковая, но в ней
выражены разные чувства и грусть, и тревога, и волнение.
(Исполняет пьесу.)
«Сказочка» Д. Кабалевского совсем другая. Она
подвижная, стремительная, метущаяся, встревоженная.
Герои этой «Сказочки» преодолевают какието
препятствия, преграды. Быть может, она изображает
погоню, скачку, ведь музыка отрывистая, «скачущая»
(играет «Сказочку»).В этой «Сказочке», как и в первой, тоже есть разные
оттенки настроений. Музыка то тревожная и стремительная
(исполняет 18й такты), то неуверенная, страшноватая,
боязливая (играет 910й такты), то смелая, решительная,
устремлённая (играет 1012й такты). Мелодия
поднимается все выше. Одни и те же встревоженные
интонации повторяются, звучат громко, остро, напряжённо,
смело. Это кульминация пьесы (играет 1016й такты).
А как заканчивается «Сказочка»? (Играет последние
четыре такта.)
Д е т и. Таинственно.
П е д а г о г. Да, мелодия звучит все ниже, тревожнее,
утихает и внезапно прекращается, будто ктото умчался
прочь или пропал внезапно ... (Играет фрагмент повторно.)Окончание этой пьесы чемто похоже на окончание
«Сказочки» С. Майкапара. Хотя эти пьесы совсем разные
по характеру, обе они заканчиваются недосказано,
отрывисто, таинственно, волшебно. (Исполняет два
фрагмента окончания «Сказочек», а потом обе пьесы
целиком.)
Придумайте дома две сказочки, которые были бы похожи
на музыку С. Майкапара и Д. Кабалевского. Нарисуйте то,
что возникает в вашем воображении.