Самуил Майкапар. Тревожная минута, Раздумье

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Обогащать представления детей о разных чувствах, существующих в жизни и выраженных в музыке. Ход занятия: Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах. Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные. П е д а г о г. Послушайте две пьесы композитора С. Майкапара. Они называются «Тревожная минута» и «Раздумье». Какой характер этих пьес, похожи ли они между собой? (Исполняет две пьесы.) Д е т и. Нет, не похожи. Первая быстрая, грустная, а вторая тоже немного грустная, но спокойная. П е д а г о г. Да, пьесы не похожи одна на другую, хотя обе выражают грустное настроение. Грусть эта разная. Первая пьеса грустная и встревоженная, беспокойная, а во второй слышится светлая грусть, музыка задумчивая, сосредоточенная. (Исполняет фрагменты.) Когда человек волнуется, беспокоится о чём-то, ему не сидится на месте, хочется двигаться, его сердце начинает биться быстрее, одна и та же мысль не даёт покоя. Так и в этой музыке (исполняет фрагмент пьесы «Тревожная минута») быстро мелькают короткие отрывки мелодии, выражая чувство тревоги, беспокойства. А в пьесе «Раздумье» какая мелодия? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. Плавная. П е д а г о г. Послушайте обе пьесы ещё раз. (Исполняет их.) Вот как по-разному может звучать в музыке грустное настроение. Так же и в жизни, бывает светлая грусть и встревоженная, и грусть-скорбь.
Иконка файла материала 15.docx
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ,  ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ Самуил Майкапар. «Тревожная минута»,  «Раздумье» 1­е занятие Программное содержание. Обогащать представления  детей о разных чувствах, существующих в жизни и  выраженных в музыке. Ход занятия: Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти лет назад.  В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства  занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на  рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а  с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую  консерваторию. Стал писать, сочинять музыку, в том числе  и для детей. Очень известен его детский фортепианный  цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого  слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным­давно «Бирюльки» ­ была любимая игра детворы.  На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички:  чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы  домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать  маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив  остальные. П е д а г о г. Послушайте две пьесы композитора С.  Майкапара. Они называются «Тревожная минута» и  «Раздумье». Какой характер этих пьес, похожи ли они  между собой? (Исполняет две пьесы.)Д е т и. Нет, не похожи. Первая быстрая, грустная, а вторая тоже немного грустная, но спокойная. П е д а г о г. Да, пьесы не похожи одна на другую, хотя обе  выражают грустное настроение. Грусть эта разная. Первая  пьеса грустная и встревоженная, беспокойная, а во второй  слышится светлая грусть, музыка задумчивая,  сосредоточенная. (Исполняет фрагменты.) Когда человек волнуется, беспокоится о чём­то, ему не сидится на месте,  хочется двигаться, его сердце начинает биться быстрее,  одна и та же мысль не даёт покоя. Так и в этой  музыке (исполняет фрагмент пьесы «Тревожная  минута») быстро мелькают короткие отрывки мелодии,  выражая чувство тревоги, беспокойства. А в пьесе «Раздумье» какая мелодия? (Исполняет  фрагмент.)Д е т и. Плавная. П е д а г о г. Послушайте обе пьесы ещё раз. (Исполняет  их.) Вот как по­разному может звучать в музыке грустное  настроение. Так же и в жизни, бывает светлая грусть и  встревоженная, и грусть­скорбь. 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать  средства музыкальной выразительности, создающие образ,  интонации музыки, близкие речевым. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара. Они  разные по содержанию, по выраженным в них  переживаниям. (Исполняет фрагменты, дети  вспоминают названия пьес.)Как вы думаете, почему эти пьесы называются именно  так? (Исполняет фрагменты.) Д е т и. Первая пьеса тревожная, быстрая, а вторая  спокойная, задумчивая. П е д а г о г. Да, в пьесе «Тревожная минута» мелодия  прерывистая, не плавная, состоит из коротких интонаций,  двух звуков (исполняет фрагмент мелодии). Они  направлены то вниз и звучат жалобно (исполняет первые  два звука мелодии), то вверх, и тогда звучат неуверенно,  беспокойно, вопросительно (исполняет фрагмент  мелодии). Эти интонации мелодии, то жалобные, то  вопросительные, чередуются и создают встревоженный,  грустно­вопросительный характер музыки. Аккомпанемент  тоже состоит из мелькающих двух звуков, которые вторят  мелодии. Он тоже звучит трепетно,  встревоженно. (Исполняет фрагмент аккомпанемента.)А почему композитор назвал вторую пьесу «Раздумье»? Д е т и. Пьеса задумчивая. П е д а г о г. Да, в ней выражено настроение грустного  раздумья, размышления. Она сосредоточенная,  неторопливая. Интонации музыки и интонации речи  похожи. Когда человек о чём­то вслух размышляет, он  говорит медленно, тихо, неторопливо, а когда он  взволнован, речь его быстрая, часто прерывается  остановками. Так же и в музыке тревожный или  задумчивый характер создаётся разными интонациями. В  первой пьесе эти интонации жалобные, взволнованные,  беспокойная мысль тревожит человека. Вторая пьеса  неторопливая, размеренная, как и спокойная  речь. (Исполняет обе пьесы.) 3­е занятиеПрограммное содержание. Учить детей различать форму  музыкальных произведений, слышать кульминации. Ход занятия: П е д а г о г. Вспомните, когда вы слушаете сказку, то в ней всегда есть самое захватывающее место, где её героев  ожидают самые сильные переживания. Это кульминация  сказки. После неё наступает развязка: в сказке обычно  побеждает добро. Но не всегда ­ бывают и грустные сказки. Так же и в  музыке. Если вы прислушаетесь, вы поймёте, о чём она  рассказывает, ведь в ней меняется настроение,  повествуется о разных переживаниях, только не словами, а  звуками. Послушайте внимательно пьесу С. Майкапара  «Тревожная минута» и скажите, меняется ли настроение  музыки. (Исполняет фрагмент.)Д е т и. В середине музыка звучит громче, тревожнее. П е д а г о г. Да, первая и последняя части пьесы выражают  настроение взволнованное, жалобное, тревожное. Музыка  тихая и трепетная, мелодия прерывистая… А в средней  части музыка становится настойчивой, ещё более  беспокойной, громкой. Здесь находится кульминация пьесы ­ самое напряжённое  звучание ­ настойчивый взволнованный вопрос (исполняет  фрагмент). Музыка замедляется и даже совсем  останавливается, звучит громко, напряжённо. (Исполняет  фрагмент.) Третья часть пьесы похожа на первую, но она  короче. А как заканчивается пьеса? (Исполняет последние шесть тактов.) Д е т и. Страшновато, таинственно.П е д а г о г. Да, мрачные, низкие, отрывистые звуки  говорят нам о том, что тревога не прошла. (Исполняет  пьесу целиком.) А в пьесе «Раздумье» характер музыки меняется? Сколько  в ней частей? (Исполняет пьесу.) Д е т и. В начале и в конце музыка спокойная, а в середине  звучит настойчивее, громче. В пьесе три части. П е д а г о г. Правильно, первая часть спокойная,  задумчивая, немного грустная. Прислушайтесь, мелодия  повторяется дважды. Второй раз она звучит немного по­ другому, тише, вкрадчивее, робко (исполняет  фрагмент). В средней части музыка звучит громче,  настойчивее, с волнением. В этой пьесе тоже есть  кульминация. Но не всегда она бывает громкой. Она бывает и тихой, как эта. Музыка вдруг поникает, звучит ссожалением, грустно замирает на одном звуке. (Исполняет фрагмент.) После кульминации возвращается мелодия  первой части. Но как она теперь звучит? (Исполняет  фрагмент.) Д е т и. Тихо, отрывисто. П е д а г о г. Музыка стала похожа на грёзу, мечту, звучит  зыбко, нежно. (Исполняет фрагмент.)А как заканчивается пьеса? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. Спокойно и печально. П е д а г о г. Вот так: по­разному может быть передано  грустное настроение, с тревогой или как грустное  раздумье. (Исполняет пьесы.)