Программное содержание. Обогащать представления детей о разных чувствах, существующих в жизни и выраженных в музыке.
Ход занятия:
Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.
Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное.
Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.
П е д а г о г. Послушайте две пьесы композитора С. Майкапара. Они называются «Тревожная минута» и «Раздумье». Какой характер этих пьес, похожи ли они между собой? (Исполняет две пьесы.)
Д е т и. Нет, не похожи. Первая быстрая, грустная, а вторая тоже немного грустная, но спокойная.
П е д а г о г. Да, пьесы не похожи одна на другую, хотя обе выражают грустное настроение. Грусть эта разная. Первая пьеса грустная и встревоженная, беспокойная, а во второй слышится светлая грусть, музыка задумчивая, сосредоточенная. (Исполняет фрагменты.) Когда человек волнуется, беспокоится о чём-то, ему не сидится на месте, хочется двигаться, его сердце начинает биться быстрее, одна и та же мысль не даёт покоя. Так и в этой музыке (исполняет фрагмент пьесы «Тревожная минута») быстро мелькают короткие отрывки мелодии, выражая чувство тревоги, беспокойства.
А в пьесе «Раздумье» какая мелодия? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Плавная.
П е д а г о г. Послушайте обе пьесы ещё раз. (Исполняет их.) Вот как по-разному может звучать в музыке грустное настроение. Так же и в жизни, бывает светлая грусть и встревоженная, и грусть-скорбь.
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ,
ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ
Самуил Майкапар. «Тревожная минута»,
«Раздумье»
1е занятие
Программное содержание. Обогащать представления
детей о разных чувствах, существующих в жизни и
выраженных в музыке.
Ход занятия:
Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти лет назад.
В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства
занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на
рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а
с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую
консерваторию. Стал писать, сочинять музыку, в том числе
и для детей. Очень известен его детский фортепианный
цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого
слова – оно ласковое, нежное, музыкальное.
Давнымдавно «Бирюльки» была любимая игра детворы.
На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички:
чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы
домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать
маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив
остальные.
П е д а г о г. Послушайте две пьесы композитора С.
Майкапара. Они называются «Тревожная минута» и
«Раздумье». Какой характер этих пьес, похожи ли они
между собой? (Исполняет две пьесы.)Д е т и. Нет, не похожи. Первая быстрая, грустная, а вторая
тоже немного грустная, но спокойная.
П е д а г о г. Да, пьесы не похожи одна на другую, хотя обе
выражают грустное настроение. Грусть эта разная. Первая
пьеса грустная и встревоженная, беспокойная, а во второй
слышится светлая грусть, музыка задумчивая,
сосредоточенная. (Исполняет фрагменты.) Когда человек
волнуется, беспокоится о чёмто, ему не сидится на месте,
хочется двигаться, его сердце начинает биться быстрее,
одна и та же мысль не даёт покоя. Так и в этой
музыке (исполняет фрагмент пьесы «Тревожная
минута») быстро мелькают короткие отрывки мелодии,
выражая чувство тревоги, беспокойства.
А в пьесе «Раздумье» какая мелодия? (Исполняет
фрагмент.)Д е т и. Плавная.
П е д а г о г. Послушайте обе пьесы ещё раз. (Исполняет
их.) Вот как поразному может звучать в музыке грустное
настроение. Так же и в жизни, бывает светлая грусть и
встревоженная, и грустьскорбь.
2е занятие
Программное содержание. Учить детей различать
средства музыкальной выразительности, создающие образ,
интонации музыки, близкие речевым.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара. Они
разные по содержанию, по выраженным в них
переживаниям. (Исполняет фрагменты, дети
вспоминают названия пьес.)Как вы думаете, почему эти пьесы называются именно
так? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Первая пьеса тревожная, быстрая, а вторая
спокойная, задумчивая.
П е д а г о г. Да, в пьесе «Тревожная минута» мелодия
прерывистая, не плавная, состоит из коротких интонаций,
двух звуков (исполняет фрагмент мелодии). Они
направлены то вниз и звучат жалобно (исполняет первые
два звука мелодии), то вверх, и тогда звучат неуверенно,
беспокойно, вопросительно (исполняет фрагмент
мелодии). Эти интонации мелодии, то жалобные, то
вопросительные, чередуются и создают встревоженный,
грустновопросительный характер музыки. Аккомпанемент
тоже состоит из мелькающих двух звуков, которые вторят
мелодии. Он тоже звучит трепетно,
встревоженно. (Исполняет фрагмент аккомпанемента.)А почему композитор назвал вторую пьесу «Раздумье»?
Д е т и. Пьеса задумчивая.
П е д а г о г. Да, в ней выражено настроение грустного
раздумья, размышления. Она сосредоточенная,
неторопливая. Интонации музыки и интонации речи
похожи. Когда человек о чёмто вслух размышляет, он
говорит медленно, тихо, неторопливо, а когда он
взволнован, речь его быстрая, часто прерывается
остановками. Так же и в музыке тревожный или
задумчивый характер создаётся разными интонациями. В
первой пьесе эти интонации жалобные, взволнованные,
беспокойная мысль тревожит человека. Вторая пьеса
неторопливая, размеренная, как и спокойная
речь. (Исполняет обе пьесы.)
3е занятиеПрограммное содержание. Учить детей различать форму
музыкальных произведений, слышать кульминации.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вспомните, когда вы слушаете сказку, то в ней
всегда есть самое захватывающее место, где её героев
ожидают самые сильные переживания. Это кульминация
сказки. После неё наступает развязка: в сказке обычно
побеждает добро.
Но не всегда бывают и грустные сказки. Так же и в
музыке. Если вы прислушаетесь, вы поймёте, о чём она
рассказывает, ведь в ней меняется настроение,
повествуется о разных переживаниях, только не словами, а
звуками. Послушайте внимательно пьесу С. Майкапара
«Тревожная минута» и скажите, меняется ли настроение
музыки. (Исполняет фрагмент.)Д е т и. В середине музыка звучит громче, тревожнее.
П е д а г о г. Да, первая и последняя части пьесы выражают
настроение взволнованное, жалобное, тревожное. Музыка
тихая и трепетная, мелодия прерывистая… А в средней
части музыка становится настойчивой, ещё более
беспокойной, громкой.
Здесь находится кульминация пьесы самое напряжённое
звучание настойчивый взволнованный вопрос (исполняет
фрагмент). Музыка замедляется и даже совсем
останавливается, звучит громко, напряжённо. (Исполняет
фрагмент.) Третья часть пьесы похожа на первую, но она
короче. А как заканчивается пьеса? (Исполняет последние
шесть тактов.)
Д е т и. Страшновато, таинственно.П е д а г о г. Да, мрачные, низкие, отрывистые звуки
говорят нам о том, что тревога не прошла. (Исполняет
пьесу целиком.)
А в пьесе «Раздумье» характер музыки меняется? Сколько
в ней частей? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. В начале и в конце музыка спокойная, а в середине
звучит настойчивее, громче. В пьесе три части.
П е д а г о г. Правильно, первая часть спокойная,
задумчивая, немного грустная. Прислушайтесь, мелодия
повторяется дважды. Второй раз она звучит немного по
другому, тише, вкрадчивее, робко (исполняет
фрагмент). В средней части музыка звучит громче,
настойчивее, с волнением. В этой пьесе тоже есть
кульминация. Но не всегда она бывает громкой. Она бывает
и тихой, как эта. Музыка вдруг поникает, звучит ссожалением, грустно замирает на одном звуке. (Исполняет
фрагмент.) После кульминации возвращается мелодия
первой части. Но как она теперь звучит? (Исполняет
фрагмент.)
Д е т и. Тихо, отрывисто.
П е д а г о г. Музыка стала похожа на грёзу, мечту, звучит
зыбко, нежно. (Исполняет фрагмент.)А как заканчивается
пьеса? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Спокойно и печально.
П е д а г о г. Вот так: поразному может быть передано
грустное настроение, с тревогой или как грустное
раздумье. (Исполняет пьесы.)