Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Оценка 4.6

Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Оценка 4.6
Семинары
ppt
Детсад
11.02.2020
Семинар для педагогов«Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
познавательно-исследовательской деятельности в учреждении дошкольного образования
1_экспериментирование.ppt

Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

В каждом маленьком ребенке-

В каждом маленьком ребенке-

В каждом маленьком ребенке- Каждый новенький ребенок
И мальчишке, и девчонке Вылезает из пеленок,
Есть по двести грамм взрывчатки И теряется повсюду,
Или даже полкило. И находится везде.
Должен он бежать и прыгать, Он ужасно огорчится,
Все хватать, ногами дрыгать, Если что-нибудь случится,
А иначе он взорвется, Если что-нибудь случится
Трах-бабах… и нет его. В целом мире без него.

Цель познавательно-исследовательской деятельности в учреждении дошкольного образования сформировать у детей дошкольного возраста основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления

Цель познавательно-исследовательской деятельности в учреждении дошкольного образования сформировать у детей дошкольного возраста основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления

Цель познавательно-исследовательской деятельности в учреждении дошкольного образования

сформировать у детей дошкольного возраста основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления

Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Семинар для педагогов«Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Дети очень любят экспериментировать

Дети очень любят экспериментировать

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Основные характеристики детского экспериментирования: 1

Основные характеристики детского экспериментирования: 1


Основные характеристики детского экспериментирования:

1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:
новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования),
на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

обучение в рамках исследовательского подхода: с опорой на непосредственный опыт ребенка; расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности; активного освоения мира; детям не сообщают готовые…

обучение в рамках исследовательского подхода: с опорой на непосредственный опыт ребенка; расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности; активного освоения мира; детям не сообщают готовые…

обучение в рамках исследовательского подхода:

с опорой на непосредственный опыт ребенка;
расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности;
активного освоения мира;
детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности;
создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Роль педагога в повышении активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности: 1

Роль педагога в повышении активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности: 1


Роль педагога в повышении активности ребенка
в познавательно-исследовательской деятельности:

1. Стимулирует интерес

2.Стимулирует исследовательское поведение ребенка

3.Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата

4. Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений

5.Использует приемы РТВ

У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения: 1

У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения: 1

У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения:

1.Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.
2. Выдвигать гипотезы, строить предположения.
3.Задавать вопросы.
4.Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.
5.Классифицировать.
6.Наблюдать.
7. Делать выводы и умозаключения.

Последовательность детского экспериментирования:

Последовательность детского экспериментирования:

Последовательность детского экспериментирования:

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования
Уточнение правил безопасности
Постановка исследовательской задачи
Выполнение эксперимента;
Распределение воспитанников на подгруппы;
Прогнозирование результата
Формулировка выводов
Фиксирование результатов эксперимента;
Наблюдение результатов эксперимента;

Последовательность детского экспериментирования: 1

Последовательность детского экспериментирования: 1

Последовательность детского экспериментирования:

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Прогнозирование результата (старший возраст)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст)

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)

6. Наблюдение результатов эксперимента

7. Фиксирование результатов эксперимента

8. Формулировка выводов

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах

Особенности организации  работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах

Развитие наглядно- действенного мышления

Развитие наглядно- действенного мышления

1 младшая группа

Развитие наглядно- действенного мышления.
Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
Выполняют простейшие поручения.
Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»

Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи

Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи

2 младшая группа

Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира

Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира

Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»); 3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко -…

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко -…

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Средняя группа Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные

Средняя группа Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные

Средняя группа

Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников.
Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

Старшая и подготовительная группы

Старшая и подготовительная группы

Старшая и подготовительная группы

Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
Даются задания по прогнозированию результатов.
Опыты проводятся поэтапно.
Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. 
Вводятся длительные эксперименты.
Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений: 1

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений: 1

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне «1 минута». 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
Младший дошкольный возраст:
способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию
(ведущая роль педагога);
активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию
объекта;
формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности
(практические опыты).
Старший дошкольный возраст:
формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
формировать умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать
выводы.









Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой…

Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой…

Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
-активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
формируются трудовые навыки;
укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать"

Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать"

"Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать".
П. П. Блонский.

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
К.Е. Тимирязев

Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности!

Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности!

Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности! Творческих успехов!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020