СКАЗКА В МУЗЫКЕ Пётр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик» - 1-е занятие

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1-е занятие Программное содержание. Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали фрагменты из сказки-балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Давайте познакомимся с другим его балетом – «Щелкунчик». Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём.
Иконка файла материала 6.docx
СКАЗКА В МУЗЫКЕ Пётр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик» 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали фрагменты из сказки­балета П. И.  Чайковского «Лебединое озеро». Давайте познакомимся с другим его  балетом – «Щелкунчик». Щелкунчик ­ это забавный человечек, который щелкает орешки своими  игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к  Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень  понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех,  и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о  нём.Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему  колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправились спать,  Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла  его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким  смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного  царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над  мышиным королём. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их  было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело  вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к  Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это,  сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён.  Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не  мог погибнуть, я ведь так люблю тебя».Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари  повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а  сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и  шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве  был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была  здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы! Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с  музыкой балета. Начнём с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета.  Послушайте эту музыку. (Звучит запись.) Какая она? Д е т и. Музыка радостная, нежная. П е д а г о г. Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая  и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали.  Мы будем с вами слушать эту прекрасную музыку ещё и ещё раз. А сейчас  вернёмся к началу балета.Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки,  рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (Звучит  запись.) Какой это марш по характеру? Д е т и. Весёлый, шуточный. П е д а г о г. Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш ­ отрывистый,  лёгкий, весёлый. Этот марш чем­то перекликается с другим шуточным  маршем П. Чайковского, из его «Детского альбома» ­ «Маршем деревянных  солдатиков». (Исполняет его.) Чем они похожи? Д е т и. Оба лёгкие, чёткие, отрывистые, как бы игрушечные. П е д а г о г. В «Марше деревянных солдатиков» мы слышим, как шагают  игрушечные солдатики ­ смело, бодро, но легко: ведь они деревянные,  сказочные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на  маленьком барабанчике, то на большом (исполняет фрагмент). В марше из  балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, игрушечностъ,  лёгкость (исполняет фрагмент на фортепиано).Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, П. Чайковский вводит  в оркестр детские музыкальные инструменты ­ трубы и барабаны (звучит  запись).СКАЗКА В МУЗЫКЕ Пётр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик» 2­е занятие Программное содержание. Продолжать знакомить детей с музыкой балета.  Учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять  характер музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик».  Что это за музыка? (Звучит марш.) Д е т и. Это марш, весёлый, шуточный.П е д а г о г. Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит  иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит  фрагмент). Д е т и. Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки. П е д а г о г. Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на  сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная,  сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие­то  необыкновенные приключения. Музыка таинственная. Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша.  Послушайте марш целиком (звучит запись). А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети  ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка? Д е т и. Спокойная, ласковая. П е д а г о г. Да, колыбельная эта напевная, ласковая, мерно  покачивающаяся, убаюкивающая (исполняет фрагмент повторно).Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со  всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет  фрагмент). Как звучала музыка? Д е т и. Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все  громче. П е д а г о г. Мыши подходят все ближе ­ музыка становится громче,  зловещая, страшная. А сейчас послушайте, как отважно и смело сражались  Щелкунчик и игрушечное войско с мышами и их королём (звучит запись). Наконец сражение выиграно. Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла  победить мышиного короля, запустив в него свой башмачок. Вы помните, что  после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу­принца и  отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей. Давайте вспомним танец Мари и принца, который они танцуют в сказочном  королевстве. Мы его слушали в прошлый раз. (Звучит запись.) Музыка такая счастливая, восторженная! Как ещё можно ее  охарактеризовать?Д е т и. Радостная, взволнованная, нежная. СКАЗКА В МУЗЫКЕ Пётр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик» 3­е занятие Программное содержание. Учить детей различать характер музыки, тембры музыкальных инструментов. Ход занятия:П е д а г о г. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и вспомните, что это за музыка (звучит танец Мари и принца). Д е т и. Это танец Мари и принца. П е д а г о г. Как звучит эта музыка? Д е т и. Радостно, счастливо. П е д а г о г. Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из  спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты ­  виолончели и скрипки, Но как красива эта простая мелодия! Она словно  расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт  ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент). А теперь прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях  этого танца (исполняется целиком). Д е т и. В середине музыка звучит тихо, нежно, немного грустно. П е д а г о г. В средней части мелодию играет деревянный духовой  инструмент ­ гобой, нежно, легко, мягко, светло. Ему вторит другой духовой  инструмент ­ фагот, более низко и сумрачно (звучит фрагмент). А затеммелодию подхватывают скрипки ­ трепетно, взволнованно. Мелодия как бы  рвётся ввысь, звучит все более напряжённо (исполняется фрагмент). К инструментам присоединяются тромбоны (медные духовые  инструменты). Они звучат мощно, резко, угрожающе. Музыка как бы  напоминает о пережитых волнениях, страданиях, о борьбе со злыми силами.  (Звучит средняя часть.) И наконец, звучит первая мелодия ­ торжественно, ликующе. Её ведёт весь  оркестр ­ мощно, уверенно. (Звучит фрагмент.) Но вот музыка затихает, словно растворяется, звучит зыбко, нежно и  таинственно. На фоне «дрожащих» скрипок слышны отрывистые, низкие  звуки оркестра.СКАЗКА В МУЗЫКЕ Пётр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик» 4­е занятие Программное содержание. Знакомить детей с вальсами из балета. Учить  различать характер, настроение каждого произведения. Продолжать  знакомить детей с музыкальными инструментами.Ход занятия: П е д а г о г. Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета  «Щелкунчик», слушали марш, колыбельную, сцену появления мышей и  сражения с ними (играет фрагменты). Вы знаете также замечательную музыку танца Мари и принца в конце балета  (исполняет фрагмент). Сегодня мы послушаем несколько вальсов из этого балета. Мы сравнивали  несколько вальсов из балета «Лебединое озеро» ­ нежный, полётный вальс  лебедей и праздничные, торжественные вальсы, которые звучали на  балу (играет фрагменты). В балете «Щелкунчик» тоже есть вальсы. Мы сравним три вальса. Первый  называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц  пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в  путь, и попали в зимний, заснеженный лес. Как звучит «Вальс снежных  хлопьев»? (Дети слушают запись.)Д е т и. Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит  снежинки. П е д а г о г. Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса,  мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого  вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно,  преодолеют все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики,  посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые  снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную»  мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.) Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был  устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись). Какой он? Д е т и. Праздничный и нежный.П е д а г о г. Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия  звучит то полётно и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у  скрипок). Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно.) В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он? Д е т и. Очень торжественный, праздничный. П е д а г о г. Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно,  блестяще, радостно­взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок,  праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные  инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как  радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (Звучит  запись ­ фрагмент средней части.) Послушайте фрагменты всех трёх вальсов.СКАЗКА В МУЗЫКЕ Пётр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик» 5­е занятие Программное содержание. Знакомить детей с музыкой танцев балета.  Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.  Формировать тембровый слух детей. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета  «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас  встречает фея Драже. (Исполняется фрагмент.) Какая это музыка? Д е т и. Волшебная, нежная. П е д а г о г. Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у  музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский  музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный извенящий звук. П. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из  русских композиторов использовал его. Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством. Звучат на празднике и несколько других танцев. Испанский («Шоколад») ­  музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щёлкание  кастаньет. (Звучит запись.) Затем ­ арабский танец («Кофе») ­ медленный, плавный, изящный, нежный, с  позвякиванием бубна. (Звучит запись.) Есть на этом празднике и китайский танец («Чай») ­ шуточный, словно  прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую  флейту. (Звучит запись.) Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец ­ трепак (звучит  запись). Танец пастушков ­ один из самых изящных и грациозных номеров балета. В  нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью.Вы можете сами попробовать передать характер каждого танца в движениях,  соответствующих настроению музыки. Кому какой танец понравился больше, тот его и будет танцевать. (Дети делятся на группы по нескольку человек,  импровизируют движения танцев.)