Хотя у сказочных героев проблемы посложнее наших: скажем, пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что, у них есть волшебные помощники. Самый частый из них - конь, а самый редкостный - Серый волк.
Лошадей в сказках - видимо-невидимо. Но обычно они - или просто помощники (транспортное средство тридевятого царства), или просто волшебные. Скажешь коню: «Стой!» - он рассыплется в серебро, скажешь: «Но!»- серебро обратится в коня. А волшебный помощник - другое дело. Он - говорящий богатырский конь.
Из художников-сказочников в богатырских конях лучше всех разбирался Васнецов. Эта замечательная разновидность сказочных лошадей представлена на его картине «Богатырский скок», где могучего воина несёт на себе могучий конь.
Сказки и художники. Волк и конь
Хотя у сказочных героев проблемы посложнее наших:
скажем, пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что,
у них есть волшебные помощники. Самый частый из них
конь, а самый редкостный Серый волк.
Лошадей в сказках видимоневидимо. Но обычно они
или просто помощники (транспортное средство
тридевятого царства), или просто волшебные. Скажешь
коню: «Стой!» он рассыплется в серебро, скажешь: «Но!»
серебро обратится в коня. А волшебный помощник другое
дело. Он говорящий богатырский конь.
Из художниковсказочников в богатырских конях лучше
всех разбирался Васнецов. Эта замечательная
разновидность сказочных лошадей представлена на егокартине «Богатырский скок», где могучего воина несёт на
себе могучий конь.
Слушание: А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I.
Allegro.
Одну важную примету волшебного помощника зритель
уясняет сразу: бежит, только земля дрожит. Но крупные
размеры и огромная сила коня ещё не всё. Вопервых, он
умеет предсказывать будущее. Например: «Не бери
золотого пера; возьмёшь – горе узнаешь!» Вовторых, даёт
полезные советы: как Жарптицу добыть, как заманить
Василисуцаревну. В третьих, умеет колдовать: наскоро
заговорил своего хозяинастрельца и тот может спокойно
купаться в кипятке, не опасаясь за собственную жизнь.
Много талантов волшебного коняпомощника осталось за
рамой картины. И Васнецов взялся за новую.Слушание: Р. Щедрин. «Третий полёт» из балета «Конёк
Горбунок».
В тридесятом государстве есть конь посильнее того, что на
картине «Богатырский скок». Он единственный из
сказочных лошадей имеет имя: СивкаБурка, вещий
Воронко. Вот уж у него, когда бежит, из очей пламя пышет,
а из ноздрей дым столбом. (А что земля дрожит о том
даже разговору нет.)
Размер его таков, что «В одно ушко залез напилсянаелся,
в другое вылез – молодцом оделся». Хозяин ему достался
Ивандурак: «ничего не делал, только на печи сидел да
сморкался». СивкаБурка помог ему жениться на царской
дочери. Условие царь поставил такое: кто подпрыгнет
высоко и поцелует царевну в уста сахарные, за того её и
замуж отдаст (некоторые, правда, рассказывают, что
достаточно было сорвать её портрет и вышитое полотенце).Хотелось бы знать: на какую же высоту способен
подпрыгнуть волшебный конь? Сказка на этот вопрос
отвечает туманно: «столькото много брёвен». Знал ли
Васнецов? Вот он, богатырский взлёт СивкиБурки, вот
бревенчатый терем: действительно высокий крыша
теряется среди облаков, толпа народа осталась гдето
внизу. Снизу до царевнина окна можно насчитать 15 брёвен;
но, сколько их ещё до земли непонятно. Видно, художник
залюбовался царевной и про остальные бревна просто
забыл.
Слушание: И. Стравинский. «Пляс Жарптицы» из балета
«Жарптица».
Отличить волкапомощника от обыкновенного волка и
вовсе несложно: обыкновенный съест у Иванацаревича
коня, как будто, так и надо, а помощник съест, а потом
догонит и извинится.Серый волк персонаж особенный: мало о ком ещё можно
узнать из сказки столько подробностей. Он совестливый:
«Жаль мне тебя, Иванцаревич, что ты пеш изнурился; жаль
и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на
меня, на Серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?»
Иванцаревич по молодости и неопытности то и дело
поступал вопреки его советам, а волк не возмущался,
терпеливо носился с ним от царства к царству и только
мягко укорял: «Ох ты, гой еси, младой юноша Иван
царевич! Аля чего ты слова моего не слушался?» Серый
волк сочувствует влюблённым. Ради того, чтобы Иван
царевич не расстался с Еленой Прекрасной, сам
превратился в прекрасную королевну и три дня прожил у
царя Афона, причём никого не укусил и ни одного коня не
съел. И при всем том он хищник из дремучего леса.
Сложная натура, да и только. И всё же не каждыйживописец возьмётся передать на холсте сказочный волчий
образ, а художниксказочник возьмётся.
Слушание: И. Стравинский. «Вступление» из балета «Жар
птица».
Серый волк из дремучего леса вошёл в изобразительное
искусство трудами Васнецова, и получилось всё очень
эффектно. На выставке огромную васнецовскую картину
«Иванцаревич на Сером волке» поместили в конце
огромного же зала, так что зрители замечали её уже от
двери и потом, рассматривая остальные произведения,
постепенно к ней приближались. Многие из них впервые в
жизни видели настоящий сказочный дремучий лес тёмный
и тесный, жутковатый и бесконечный, лес, от которого
можно ждать чего угодно. Похожие леса встречаются кое
где и в нашем, не волшебном, мире.Брат Виктора Васнецова, Аполлинарий, тоже художник,
вспоминал, что недалеко от села Рябова, где они выросли,
оставались «древние леса», где «поражали великаныели,
поваленные буреломом, мягкие подушки мха и пни обхвата
в два». Там и волки должны водиться такие, как в сказке
говорится, «пребольшие», чтоб на спине свободно
помещались царевич и царевна.
Поскольку писать волков Васнецову до тех пор не
доводилось, требовался образец. Но в окрестностях Киева,
где он тогда работал, волки не водились не было лесов.
Рассказывают, что волка приводили к живописцу из
Киевского зоопарка позировать для картины.
Ездить на сказочном волке, судя по всему, приятно. Вон он
громадным прыжком перемахивает через лесное болотце, а
пассажирам не страшно: сидят себе спокойно, как в кресле.
А ещё в сказке сказано: «Иванцаревич, сидя на серомволке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил
её сердцем, а она Иванацаревича». Так, может, это езда на
волшебном волке пробуждает любовь в сердцах? Может, он
только с виду серый и хищный, а душа у него нежная и
ангельская? И где ступит он лапой своей мохнатой, сухой
ствол покроется яблоневым цветом, а в болотце, сто лет
солнца не видавшем, распустятся водяные лилии? Может,
всё это на картине от него?
Через несколько лет после той выставки Билибин оформил
«Сказку об Иванецаревиче, Жарптице и Сером волке».
Публика к тому времени освоилась с образом сказочного
волка в изобразительном искусстве, и книжка подкрепила
его успех. Так, с лёгкой руки художников Серый волк
сделался всеобщим любимцем.