Сказки и художники. Волк и конь

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Хотя у сказочных героев проблемы посложнее наших: скажем, пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что, у них есть волшебные помощники. Самый частый из них - конь, а самый редкостный - Серый волк. Лошадей в сказках - видимо-невидимо. Но обычно они - или просто помощники (транспортное средство тридевятого царства), или просто волшебные. Скажешь коню: «Стой!» - он рассыплется в серебро, скажешь: «Но!»- серебро обратится в коня. А волшебный помощник - другое дело. Он - говорящий богатырский конь. Из художников-сказочников в богатырских конях лучше всех разбирался Васнецов. Эта замечательная разновидность сказочных лошадей представлена на его картине «Богатырский скок», где могучего воина несёт на себе могучий конь.
Иконка файла материала 1.docx
Сказки и художники. Волк и конь Хотя у сказочных героев проблемы посложнее наших:  скажем, пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что, у них есть волшебные помощники. Самый частый из них ­  конь, а самый редкостный ­ Серый волк. Лошадей в сказках ­ видимо­невидимо. Но обычно они ­  или просто помощники (транспортное средство  тридевятого царства), или просто волшебные. Скажешь  коню: «Стой!» ­ он рассыплется в серебро, скажешь: «Но!»­ серебро обратится в коня. А волшебный помощник ­ другое дело. Он ­ говорящий богатырский конь. Из художников­сказочников в богатырских конях лучше  всех разбирался Васнецов. Эта замечательная  разновидность сказочных лошадей представлена на егокартине «Богатырский скок», где могучего воина несёт на  себе могучий конь. Слушание: А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I.  Allegro. Одну важную примету волшебного помощника зритель  уясняет сразу: бежит, только земля дрожит. Но крупные  размеры и огромная сила коня ­ ещё не всё. Во­первых, он  умеет предсказывать будущее. Например: «Не бери  золотого пера; возьмёшь – горе узнаешь!» Во­вторых, даёт  полезные советы: как Жар­птицу добыть, как заманить  Василису­царевну. В третьих, умеет колдовать: наскоро  заговорил своего хозяина­стрельца ­ и тот может спокойно  купаться в кипятке, не опасаясь за собственную жизнь. Много талантов волшебного коня­помощника осталось за  рамой картины. И Васнецов взялся за новую.Слушание: Р. Щедрин. «Третий полёт» из балета «Конёк­ Горбунок». В тридесятом государстве есть конь посильнее того, что на  картине «Богатырский скок». Он единственный из  сказочных лошадей имеет имя: Сивка­Бурка, вещий  Воронко. Вот уж у него, когда бежит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. (А что земля дрожит ­ о том  даже разговору нет.) Размер его таков, что «В одно ушко залез ­ напился­наелся,  в другое вылез – молодцом оделся». Хозяин ему достался  Иван­дурак: «ничего не делал, только на печи сидел да  сморкался». Сивка­Бурка помог ему жениться на царской  дочери. Условие царь поставил такое: кто подпрыгнет  высоко и поцелует царевну в уста сахарные, за того её и  замуж отдаст (некоторые, правда, рассказывают, что  достаточно было сорвать её портрет и вышитое полотенце).Хотелось бы знать: на какую же высоту способен  подпрыгнуть волшебный конь? Сказка на этот вопрос  отвечает туманно: «столько­то много брёвен». Знал ли  Васнецов? Вот он, богатырский взлёт Сивки­Бурки, вот  бревенчатый терем: действительно высокий ­ крыша  теряется среди облаков, толпа народа осталась где­то  внизу. Снизу до царевнина окна можно насчитать 15 брёвен; но, сколько их ещё до земли ­ непонятно. Видно, художник  залюбовался царевной и про остальные бревна просто  забыл. Слушание: И. Стравинский. «Пляс Жар­птицы» из балета  «Жар­птица». Отличить волка­помощника от обыкновенного волка и  вовсе несложно: обыкновенный съест у Ивана­царевича  коня, как будто, так и надо, а помощник ­ съест, а потом  догонит и извинится.Серый волк ­ персонаж особенный: мало о ком ещё можно  узнать из сказки столько подробностей. Он совестливый:  «Жаль мне тебя, Иван­царевич, что ты пеш изнурился; жаль и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на  меня, на Серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?» Иван­царевич по молодости и неопытности то и дело  поступал вопреки его советам, а волк не возмущался,  терпеливо носился с ним от царства к царству и только  мягко укорял: «Ох ты, гой еси, младой юноша Иван­ царевич! Аля чего ты слова моего не слушался?» Серый  волк сочувствует влюблённым. Ради того, чтобы Иван­ царевич не расстался с Еленой Прекрасной, сам  превратился в прекрасную королевну и три дня прожил у  царя Афона, причём никого не укусил и ни одного коня не  съел. И при всем том он ­ хищник из дремучего леса.  Сложная натура, да и только. И всё же не каждыйживописец возьмётся передать на холсте сказочный волчий  образ, а художник­сказочник возьмётся. Слушание: И. Стравинский. «Вступление» из балета «Жар­ птица». Серый волк из дремучего леса вошёл в изобразительное  искусство трудами Васнецова, и получилось всё очень  эффектно. На выставке огромную васнецовскую картину  «Иван­царевич на Сером волке» поместили в конце  огромного же зала, так что зрители замечали её уже от  двери и потом, рассматривая остальные произведения,  постепенно к ней приближались. Многие из них впервые в  жизни видели настоящий сказочный дремучий лес ­ тёмный  и тесный, жутковатый и бесконечный, лес, от которого  можно ждать чего угодно. Похожие леса встречаются кое­ где и в нашем, не волшебном, мире.Брат Виктора Васнецова, Аполлинарий, тоже художник,  вспоминал, что недалеко от села Рябова, где они выросли,  оставались «древние леса», где «поражали великаны­ели,  поваленные буреломом, мягкие подушки мха и пни обхвата  в два». Там и волки должны водиться такие, как в сказке  говорится, ­ «пребольшие», чтоб на спине свободно  помещались царевич и царевна. Поскольку писать волков Васнецову до тех пор не  доводилось, требовался образец. Но в окрестностях Киева,  где он тогда работал, волки не водились ­ не было лесов.  Рассказывают, что волка приводили к живописцу из  Киевского зоопарка ­ позировать для картины. Ездить на сказочном волке, судя по всему, приятно. Вон он  громадным прыжком перемахивает через лесное болотце, а  пассажирам не страшно: сидят себе спокойно, как в кресле. А ещё в сказке сказано: «Иван­царевич, сидя на серомволке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил  её сердцем, а она Ивана­царевича». Так, может, это езда на  волшебном волке пробуждает любовь в сердцах? Может, он только с виду серый и хищный, а душа у него ­ нежная и  ангельская? И где ступит он лапой своей мохнатой, сухой  ствол покроется яблоневым цветом, а в болотце, сто лет  солнца не видавшем, распустятся водяные лилии? Может,  всё это на картине ­ от него? Через несколько лет после той выставки Билибин оформил  «Сказку об Иване­царевиче, Жар­птице и Сером волке».  Публика к тому времени освоилась с образом сказочного  волка в изобразительном искусстве, и книжка подкрепила  его успех. Так, с лёгкой руки художников Серый волк  сделался всеобщим любимцем.