иктор Васнецов и Иван Билибин вывели к зрителям целую вереницу сказочных героинь. Помимо «Красы неописуемой», было и ещё чем блеснуть этим волшебным девицам: у каждой - свой характер и собственная неповторимая история.
Царевна-лягушка умеет колдовать: на пиру в один рукав косточки сложит, в другой - вино выльет; потом пойдёт плясать: махнёт правой рукой - станут леса и воды, махнёт левой - полетят разные птицы.
Прослушивание: А. Лядов. Плясовая.
Безымянная сказочная красна девица, чтобы найти своего друга Финиста-Ясного сокола, три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала и три просвиры каменных изглодала; а своего добилась – такой характер упорный.
У царевны Несмеяны всё в жизни есть, кроме хорошего настроения.
Прослушивание: П. И. Чайковский. Нежные упреки.
А прекрасная княгиня из сказки «Белая уточка» была заколдована и на некоторое время превратилась в утку.
Оба художника упорно работали над тем, чтобы своих героинь правильно нарядить: ясно, что царевна Несмеяна не станет носить сарафан и лапти простой девушки Василисы, а Царевне-лягушке не предложишь то же платье, что Несмеяне. Но этого мало: надо было показать зрителям, как выглядят сказочные дворцы.
Васнецову первому пришлось решать этот вопрос, когда Савва Мамонтов затеял у себя дома поставить к Рождеству «Снегурочку» А. Н. Островского, а Васнецову поручил писать декорации (а ещё - играть роль Деда Мороза). «До часу или до двух ночи, бывало, пишешь и возишь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу,- вспоминал художник,- а сам не знаешь, что выйдет». Он-то писал палаты сказочного царя Берендея, а вышло похоже на палаты настоящего царя, древнерусского, жившего в XVII веке: потолки расписные, стены цветами и травами разрисованы; арки, столбики фигурные, а за окнами – высокие «Шатровые» крыши.
Прослушивание: Н. А. Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент).
Почему так вышло, неизвестно. То ли снова открылся перед ним параллельный, волшебный мир, то ли помнил Васнецов, что сказки слагались в древнерусские времена, вот и настроился на Древнюю Русь. А ближайшая по времени частица Древней Руси - XVII век. После уже и дома стали строить по-другому, и царевны начали одеваться по европейской моде. Как бы то ни было, тридевятое царство заставило Васнецова, а за ним Билибина полюбить подлинную русскую старину. Думая о том, как украсить сказочный мир, художники-сказочники вспоминали настоящий XVII век, он был для них сказочным временем в искусстве.
Поэтому, чтобы быть ближе к сказке, художники-сказочники интересовались тем, как люди жили раньше, какими вещами пользовались и как делали жизнь наряднее.
Сказочные героини Васнецова и Билибина
Виктор Васнецов и Иван Билибин вывели к зрителям целую
вереницу сказочных героинь. Помимо «Красы
неописуемой», было и ещё чем блеснуть этим волшебным
девицам: у каждой свой характер и собственная
неповторимая история.
Царевналягушка умеет колдовать: на пиру в один рукав
косточки сложит, в другой вино выльет; потом пойдёт
плясать: махнёт правой рукой станут леса и воды, махнёт
левой полетят разные птицы.
Прослушивание: А. Лядов. Плясовая.
Безымянная сказочная красна девица, чтобы найти своего
друга ФинистаЯсного сокола, три пары башмаков
железных истоптала, три посоха чугунных изломала и трипросвиры каменных изглодала; а своего добилась – такой
характер упорный.
У царевны Несмеяны всё в жизни есть, кроме хорошего
настроения.
Прослушивание: П. И. Чайковский. Нежные упреки.
А прекрасная княгиня из сказки «Белая уточка» была
заколдована и на некоторое время превратилась в утку.
Оба художника упорно работали над тем, чтобы своих
героинь правильно нарядить: ясно, что царевна Несмеяна не
станет носить сарафан и лапти простой девушки Василисы,
а Царевнелягушке не предложишь то же платье, что
Несмеяне. Но этого мало: надо было показать зрителям,
как выглядят сказочные дворцы.
Васнецову первому пришлось решать этот вопрос, когда
Савва Мамонтов затеял у себя дома поставить к Рождеству«Снегурочку» А. Н. Островского, а Васнецову поручил
писать декорации (а ещё играть роль Деда Мороза). «До
часу или до двух ночи, бывало, пишешь и возишь широкой
малярной кистью по холсту, разостланному на полу,
вспоминал художник, а сам не знаешь, что выйдет». Онто
писал палаты сказочного царя Берендея, а вышло похоже на
палаты настоящего царя, древнерусского, жившего в XVII
веке: потолки расписные, стены цветами и травами
разрисованы; арки, столбики фигурные, а за окнами –
высокие «Шатровые» крыши.
Прослушивание: Н. А. РимскийКорсаков. Пролог из оперы
«Снегурочка» (фрагмент).
Почему так вышло, неизвестно. То ли снова открылся перед
ним параллельный, волшебный мир, то ли помнил Васнецов,
что сказки слагались в древнерусские времена, вот и
настроился на Древнюю Русь. А ближайшая по временичастица Древней Руси XVII век. После уже и дома стали
строить подругому, и царевны начали одеваться по
европейской моде. Как бы то ни было, тридевятое царство
заставило Васнецова, а за ним Билибина полюбить
подлинную русскую старину. Думая о том, как украсить
сказочный мир, художникисказочники вспоминали
настоящий XVII век, он был для них сказочным временем в
искусстве.
Поэтому, чтобы быть ближе к сказке, художники
сказочники интересовались тем, как люди жили раньше,
какими вещами пользовались и как делали жизнь наряднее.
Билибин объездил Русский Север: смотрел, как
«старинные, срубленные церкви прилепились к берегам
северных рек, как расставлена деревянная утварь в
просторной северной избе и как деревенские щеголихи
наряжаются в свои старинные наряды» (это слова самогохудожника). Он не только путешествовал, но и выполнял
научное задание: собирал для Русского музея в Петербурге
коллекцию изделий талантливых местных мастеров,
фотографировал древние деревянные церкви и часовенки.
Он стал настоящим знатоком древней архитектуры,
старинного костюма и крестьянского быта. И в
билибинских книжках сказочный мир создан из
исторически точных деталей. Можно не сомневаться: так,
как одета Василиса Прекрасная, одевались и обычные, не
сказочные девушки.
Васнецов тоже приобретал разные старинные предметы. В
мастерской у него стоял светец с поддоном железная
стойка, в которую зажимали лучину: лучина горела, давала
свет, а угольки падали в поддон, куда наливали воду. Были
настоящие гусли и большой, из давних времён, сундук с
«солнышками», И оружие два топорикасекиры.Прикасаясь к этим вещам, художник попадал в сказочный
мир гораздо быстрее, чем раньше. Между прочим, точьв
точь такой сундук был у Кощея Бессмертного (мы это
видели на картине).
В том сундуке, что стоял в доме у Васнецова, хранились
костюмы. Не все из них были понастоящему старинными, в
основном, их сшили родственники и друзья живописца для
домашних театральных спектаклей. В этих же костюмах
друзья и родственники позировали Васнецову для картины
«Спящая царевна».
К сказочным царевнам художник под конец жизни так
привык, что картины с ними оставил у себя в мастерской
насовсем. Все думали, что он ещё не закончил работу. Но,
наверное, главная причина в другом: эти, такие разные,
царевны поддерживали его в печали и радости.Допустим, смотрит художник: вроде всё у него есть, а как
то вокруг невесело. Он тогда к «Царевне Несмеяне»:
подправит чтонибудь на холсте и как будто в мире чтото
улучшил. Или говорит себе: «Ничегоничего, все будет
хорошо!» А тут как раз и Царевналягушка на картине
пляшет, да так, что музыканты вдохновились: вотвот сами
в пляс пойдут. А уж если чувствует Васнецов: чтото
мешает жить, он идёт к той царевне, что в плену у Кощея.
Но если так встаёт вопрос: в каких же случаях обращался
художник к работе над «Спящей царевной»? Даже в
мастерской Васнецова, где потолки высотой в два высоких
этажа, видно, как велико это полотно. Неудивительно, что
автор работал над ним 26 лет: целое царство сна сразу не
напишешь. Сладко спят его обитатели, самозабвенно и,
видно, очень давно: уже и берёза успела облететь, теперь
вот снова цветы распустились. Спит царевна в короне, спитгусляр с гуслями, скоморох в колпаке, девицы на лавке,
стражник с секирой, спят павлины в дупле...
Прослушивание: А. Лядов. Колыбельная.
Если всех перечислить, получится настоящая колыбельная.
Племянник Васнецова, который позировал для фигур
скомороха и гусляра, вспоминал, что както и вправду
уснул во время сеанса. А Васнецов держался.
Но хочется думать (хотя об этом нигде воспоминаний нет),
что перед сном художник потихоньку от домашних
поднимался в мастерскую, замирал ненадолго перед
«Спящей царевной», а уже потом шёл, умиротворённый, в
спальню, бормоча: «Мишка спит, и лисичка спит, зайчик
спит, попугайчики спят...»