Сказочные героини Васнецова и Билибина

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

иктор Васнецов и Иван Билибин вывели к зрителям целую вереницу сказочных героинь. Помимо «Красы неописуемой», было и ещё чем блеснуть этим волшебным девицам: у каждой - свой характер и собственная неповторимая история. Царевна-лягушка умеет колдовать: на пиру в один рукав косточки сложит, в другой - вино выльет; потом пойдёт плясать: махнёт правой рукой - станут леса и воды, махнёт левой - полетят разные птицы. Прослушивание: А. Лядов. Плясовая. Безымянная сказочная красна девица, чтобы найти своего друга Финиста-Ясного сокола, три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала и три просвиры каменных изглодала; а своего добилась – такой характер упорный. У царевны Несмеяны всё в жизни есть, кроме хорошего настроения. Прослушивание: П. И. Чайковский. Нежные упреки. А прекрасная княгиня из сказки «Белая уточка» была заколдована и на некоторое время превратилась в утку. Оба художника упорно работали над тем, чтобы своих героинь правильно нарядить: ясно, что царевна Несмеяна не станет носить сарафан и лапти простой девушки Василисы, а Царевне-лягушке не предложишь то же платье, что Несмеяне. Но этого мало: надо было показать зрителям, как выглядят сказочные дворцы. Васнецову первому пришлось решать этот вопрос, когда Савва Мамонтов затеял у себя дома поставить к Рождеству «Снегурочку» А. Н. Островского, а Васнецову поручил писать декорации (а ещё - играть роль Деда Мороза). «До часу или до двух ночи, бывало, пишешь и возишь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу,- вспоминал художник,- а сам не знаешь, что выйдет». Он-то писал палаты сказочного царя Берендея, а вышло похоже на палаты настоящего царя, древнерусского, жившего в XVII веке: потолки расписные, стены цветами и травами разрисованы; арки, столбики фигурные, а за окнами – высокие «Шатровые» крыши. Прослушивание: Н. А. Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент). Почему так вышло, неизвестно. То ли снова открылся перед ним параллельный, волшебный мир, то ли помнил Васнецов, что сказки слагались в древнерусские времена, вот и настроился на Древнюю Русь. А ближайшая по времени частица Древней Руси - XVII век. После уже и дома стали строить по-другому, и царевны начали одеваться по европейской моде. Как бы то ни было, тридевятое царство заставило Васнецова, а за ним Билибина полюбить подлинную русскую старину. Думая о том, как украсить сказочный мир, художники-сказочники вспоминали настоящий XVII век, он был для них сказочным временем в искусстве. Поэтому, чтобы быть ближе к сказке, художники-сказочники интересовались тем, как люди жили раньше, какими вещами пользовались и как делали жизнь наряднее.
Иконка файла материала 1.docx
Сказочные героини Васнецова и Билибина Виктор Васнецов и Иван Билибин вывели к зрителям целую вереницу сказочных героинь. Помимо «Красы  неописуемой», было и ещё чем блеснуть этим волшебным  девицам: у каждой ­ свой характер и собственная  неповторимая история. Царевна­лягушка умеет колдовать: на пиру в один рукав  косточки сложит, в другой ­ вино выльет; потом пойдёт  плясать: махнёт правой рукой ­ станут леса и воды, махнёт  левой ­ полетят разные птицы. Прослушивание: А. Лядов. Плясовая. Безымянная сказочная красна девица, чтобы найти своего  друга Финиста­Ясного сокола, три пары башмаков  железных истоптала, три посоха чугунных изломала и трипросвиры каменных изглодала; а своего добилась – такой  характер упорный. У царевны Несмеяны всё в жизни есть, кроме хорошего  настроения. Прослушивание: П. И. Чайковский. Нежные упреки. А прекрасная княгиня из сказки «Белая уточка» была  заколдована и на некоторое время превратилась в утку. Оба художника упорно работали над тем, чтобы своих  героинь правильно нарядить: ясно, что царевна Несмеяна не станет носить сарафан и лапти простой девушки Василисы,  а Царевне­лягушке не предложишь то же платье, что  Несмеяне. Но этого мало: надо было показать зрителям,  как выглядят сказочные дворцы. Васнецову первому пришлось решать этот вопрос, когда  Савва Мамонтов затеял у себя дома поставить к Рождеству«Снегурочку» А. Н. Островского, а Васнецову поручил  писать декорации (а ещё ­ играть роль Деда Мороза). «До  часу или до двух ночи, бывало, пишешь и возишь широкой  малярной кистью по холсту, разостланному на полу,­  вспоминал художник,­ а сам не знаешь, что выйдет». Он­то  писал палаты сказочного царя Берендея, а вышло похоже на палаты настоящего царя, древнерусского, жившего в XVII  веке: потолки расписные, стены цветами и травами  разрисованы; арки, столбики фигурные, а за окнами –  высокие «Шатровые» крыши. Прослушивание: Н. А. Римский­Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент). Почему так вышло, неизвестно. То ли снова открылся перед ним параллельный, волшебный мир, то ли помнил Васнецов, что сказки слагались в древнерусские времена, вот и  настроился на Древнюю Русь. А ближайшая по временичастица Древней Руси ­ XVII век. После уже и дома стали  строить по­другому, и царевны начали одеваться по  европейской моде. Как бы то ни было, тридевятое царство  заставило Васнецова, а за ним Билибина полюбить  подлинную русскую старину. Думая о том, как украсить  сказочный мир, художники­сказочники вспоминали  настоящий XVII век, он был для них сказочным временем в  искусстве. Поэтому, чтобы быть ближе к сказке, художники­ сказочники интересовались тем, как люди жили раньше,  какими вещами пользовались и как делали жизнь наряднее. Билибин объездил Русский Север: смотрел, как  «старинные, срубленные церкви прилепились к берегам  северных рек, как расставлена деревянная утварь в  просторной северной избе и как деревенские щеголихи  наряжаются в свои старинные наряды» (это слова самогохудожника). Он не только путешествовал, но и выполнял  научное задание: собирал для Русского музея в Петербурге  коллекцию изделий талантливых местных мастеров,  фотографировал древние деревянные церкви и часовенки.  Он стал настоящим знатоком древней архитектуры,  старинного костюма и крестьянского быта. И в  билибинских книжках сказочный мир создан из  исторически точных деталей. Можно не сомневаться: так,  как одета Василиса Прекрасная, одевались и обычные, не  сказочные девушки. Васнецов тоже приобретал разные старинные предметы. В  мастерской у него стоял светец с поддоном железная  стойка, в которую зажимали лучину: лучина горела, давала  свет, а угольки падали в поддон, куда наливали воду. Были  настоящие гусли и большой, из давних времён, сундук с  «солнышками», И оружие ­ два топорика­секиры.Прикасаясь к этим вещам, художник попадал в сказочный  мир гораздо быстрее, чем раньше. Между прочим, точь­в­ точь такой сундук был у Кощея Бессмертного (мы это  видели на картине). В том сундуке, что стоял в доме у Васнецова, хранились  костюмы. Не все из них были по­настоящему старинными, в основном, их сшили родственники и друзья живописца для  домашних театральных спектаклей. В этих же костюмах  друзья и родственники позировали Васнецову для картины  «Спящая царевна». К сказочным царевнам художник под конец жизни так  привык, что картины с ними оставил у себя в мастерской  насовсем. Все думали, что он ещё не закончил работу. Но,  наверное, главная причина в другом: эти, такие разные,  царевны поддерживали его в печали и радости.Допустим, смотрит художник: вроде всё у него есть, а как­ то вокруг невесело. Он тогда ­ к «Царевне Несмеяне»:  подправит что­нибудь на холсте ­ и как будто в мире что­то улучшил. Или говорит себе: «Ничего­ничего, все будет  хорошо!» А тут как раз и Царевна­лягушка на картине  пляшет, да так, что музыканты вдохновились: вот­вот сами  в пляс пойдут. А уж если чувствует Васнецов: что­то  мешает жить, он идёт к той царевне, что в плену у Кощея. Но если так ­ встаёт вопрос: в каких же случаях обращался  художник к работе над «Спящей царевной»? Даже в  мастерской Васнецова, где потолки высотой в два высоких  этажа, видно, как велико это полотно. Неудивительно, что  автор работал над ним 26 лет: целое царство сна сразу не  напишешь. Сладко спят его обитатели, самозабвенно и,  видно, очень давно: уже и берёза успела облететь, теперь  вот снова цветы распустились. Спит царевна в короне, спитгусляр с гуслями, скоморох в колпаке, девицы на лавке,  стражник с секирой, спят павлины в дупле... Прослушивание: А. Лядов. Колыбельная. Если всех перечислить, получится настоящая колыбельная.  Племянник Васнецова, который позировал для фигур  скомороха и гусляра, вспоминал, что как­то и вправду  уснул во время сеанса. А Васнецов держался. Но хочется думать (хотя об этом нигде воспоминаний нет),  что перед сном художник потихоньку от домашних  поднимался в мастерскую, замирал ненадолго перед  «Спящей царевной», а уже потом шёл, умиротворённый, в  спальню, бормоча: «Мишка спит, и лисичка спит, зайчик  спит, попугайчики спят...»