«Сложение с помощью натурального ряда чисел»
Оценка 5

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика
1 кл
14.01.2017
«Сложение с помощью натурального ряда чисел»
Конспект урока
Публикация является частью публикации:
Тема урока.docx
Тема урока: «Сложение с помощью натурального ряда чисел» Класс: 1 Программа: Развивающая система обучения Л.В.Занкова Учебник: И.И.Аргинская. Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина «Математика 1 класс. 1 часть», ИД «Фёдоров», 2012 г. Тип урока:  урок изучения нового  материала в 1 классе по теме «Сложение и вычитание»  Форма урока: традиционный урок Цель урока: формирование представлений о разных способах сложения, среди  которых выделяется  удобный способ сложения чисел. Задачи урока: Обучающие: (лежат в области базовой учебной дисциплины): 1. Рассмотреть способ сложения чисел с помощью натурального ряда чисел. 2. Формировать умение выделять информацию из текста и рисунка. Развивающие: 1. Развитие пространственного мышления. 2. Обогащение речи школьника. 3. Развитие умения давать самооценку своей деятельности. Воспитательные (  детерминируются образовательно­воспитательной парадигмой      ): 1. Воспитание нравственных качеств. 2. Привитие интереса к урокам математики. Планируемые результаты Личностные   универсальные   учебные   действия:  интерес   к   учебному   материалу,  уважение   к   мыслям   и   настроениям   другого человека. Регулятивные универсальные учебные действия:  принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проговаривать вслух   последовательность   производимых   действий,   составляющих   основу   осваиваемой   деятельности,   в   сотрудничестве   с учителем находить варианты решения учебной задачи. Познавательные   универсальные   учебные   действия:  строить   небольшие   математические   сообщения   в  устной   форме,  строить рассуждения   о   доступных   наглядно   воспринимаемых     математических   отношениях,   выделять   несколько   существенных признаков объектов. Коммуникативные   универсальные   учебные   действия:  принимать   участие   в   работе   парами,   следить   за   действиями   других участников учебной деятельности, воспринимать различные точки зрения. Методы контроля:  Устный  Самоконтроль Оборудование  Учебник «Математика 1 класс. 1 часть» под редакцией И.И.Аргинской, Е.П.Бененсон, Л.С.Итиной, С.Н. Кормишиной  ИД  «Фёдоров», 2012 г.  Мультимедийный проектор Структура  урока 1. Психологическая установка на урок ­     2 минуты 2. Актуализация знаний ­     8 минут 3. Постановка учебной задачи  ­   6 минут 4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений  ­ 5 минут 5. Динамическая пауза ­   2 минуты 6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний ­  13  минут 7. Итог урока ­    2 минуты 8. Рефлексия – 2 минуты Этап урока 1. Психологическая установка на урок Ход урока.  Содержание. Время Обоснование ­   Прозвенел   звонок,   начинается   урок.     Итак,   сядьте   удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:  Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Память моя крепка. Я готов к работе. Я работаю!!! 2 Цель:  включение   учащихся в на личностно­значимом уровне. деятельность     На   данном   этапе   я организую   положительное самоопределение   ученика   к деятельности на уроке. Данный   этап     включает   в себя следующие  приемы:  в начале   урока   высказываю добрые   пожелания   детям; предлагаю   пожелать   друг другу   удачи;   предлагаю детям     девиз   «С   малой удачи   начинается   большой успех». 2.Актуализация знаний Рассмотрите внимательно на рисунок. Что на нем изображено?  8       каждого  повторение Цель: материала, изученного необходимого для «открытия   нового   знания», и   выявление   затруднений   в индивидуальной деятельности учащегося. Данный   этап   предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1)   актуализацию   знаний, умений навыков, достаточных для построения   нового   способа действий; 2)   соответствующих мыслительных   операций. Этап подразумевает возникновение  проблемной ситуации. Задание развитие классифицировать объекты по существенным  направлено   на умения тренировку   и признакам. Ученики рассуждают:  ­   на   рисунке   изображены фигуры ­ геометрические фигуры ­ треугольники и квадрат ­   они   разного   цвета   и размера. Рассуждения учеников: ­   я   думаю,   что   «лишним» будет квадрат, потому что у этой фигуры четыре угла и четыре   стороны,   а   у остальных только три; ­   я   думаю,   что   красный треугольник,   потому   что остальные зелёного цвета; ­   я   считаю,   что   «лишним» будет маленький треугольник,   потому   что остальные   –   большие фигуры.   Задание формированию   способствует Я вижу «лишнюю» фигуру. Назовите её. пространственного воображения, внимание, анализировать.      развивает умение   На   наборное   полотно выставляется   голубой   круг и   красный   треугольник. Ученик   выходит   к   доске   и располагает   треугольник так, что часть его прячется за круг. Остальные ученики внимательно рассматривают расположение   фигур   на наборном полотне, выясняют,   с   какой   фигуры лучше начать раскрашивание,   какая   из фигур раскрашивается полностью, а в какой только её   часть,   и   выполняют задание. разбор Повторяется чертежа   у     доски, выставляется   образец,   и ученики заканчивают работу самостоятельно. Ученики не находят такого способа   и   приходят   к такому выводу: обязательно одна   должна закрывать   другую,   чтобы   у второй   фигуры   была   видна только её часть.   фигура Молодцы! Вы нашли не одно решения, а несколько. Вы были  очень внимательными. Что вы можете сказать о чертежах в задании № 241? (Полное совпадение   по   размеру,   цвету   фигур,   закономерности расположения   в   ряду).   В   чём   вы   заметили   разницу?   (Круг начерчен при помощи кривой линии, а треугольник – с помощью ломаной   линии)   Сколько   клеток   составляет   высота   фигур? Какие карандаши вам нужны для работы?  Перечертите образец из учебника в тетрадь. Раскрасьте первый чертёж так, чтобы треугольник находился за кругом. Теперь раскрасить надо второй чертёж таким образом, чтобы треугольник находился перед кругом.  Подумайте, и скажите, можно ли расставить фигуры так, чтобы  они закрашивались полностью? Попробуйте фигуры  расположить таким образом, чтобы у каждой из них 3.Постановка учебной задачи закрашивалась только часть фигуры. Рассмотрите задание № 240. 6 Незнайка, Кнопочка и Знайка находили значение суммы 5 + 4 разными способами.         На   данном   этапе   учащиеся соотносят   свои   действия   с способом используемым   (алгоритмом, действий понятием и т.д.) Организовываю коммуникативную деятельность  учеников   по исследованию   возникшей проблемной   ситуации   в форме эвристической беседы.   Завершение   этапа связано с постановкой цели и   формулировкой   (или уточнением) темы урока.  методы Использую постановки учебной задачи:  побуждающий   от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. Задание   направлено   на актуализацию знаний учащихся   по   выбору способа нахождения значения   сумм,   помогает Объясни, как нашёл значение суммы Незнайка. А  Кнопочка? Каким  способом складываешь ты?   проверить   умение   детей находить значение суммы с помощью   движения   по натуральному   ряду   чисел, умение формирует   ориентироваться   на числовом луче. В   учебнике   предлагается три варианта: пересчитыванием, присчитыванием, движением по   натуральному   ряду чисел. Сначала ученики объясняют способы, которыми воспользовались Незнайка и Кнопочка.   Для   этого ученики рассматривают картинки и дают  пояснения.   Затем предлагается рассмотреть способ   сложения   Знайки.   Очень подробно даётся объяснение в учебнике, которое следует прочитать   и   разобрать. После   этого   ученики сравнивают своё объяснение Знайка   сказал:   «Я   нашёл   значение   суммы,   шагая   по натуральному ряду чисел, и сделал это вот так:       с   данным   в   учебнике. наиболее Выбирают рациональный способ. Составляется алгоритм нахождения значения суммы при   помощи   натурального ряда чисел. Алгоритм вычисления 1.Нужно   отметить   первое слагаемое. 2.Найти второе слагаемое и сделать     столько   же   шагов вправо   по   натуральному ряду. 3.Число,   на   котором закончился   счёт,   и   есть значение суммы. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Будем складывать, используя натуральный ряд чисел) Для чего необходимы  разные способы сложения чисел? (Чтобы 4.Применение найти для себя удобный способ) Какую   запись   называют   натуральным   рядом   чисел?   Запишите 5 Цель:  проговаривание натуральный ряд чисел в тетради. теоретических положений   в условиях выполнения упражнений  Рассмотрите задание № 242.  Скажите,   как   можно   назвать   данные   выражения   чисел. Прочитайте первую сумму и запишите её в тетрадь. Назовите первое слагаемое и подчеркните его. Назовите второе слагаемое и обведите его в круг карандашом. Расскажите, как вы будете складывать   слагаемые   при   помощи   записанного   выше натурального ряда чисел.   действий    в   форме нового знания, запись в виде опорного сигнала. Учащиеся коммуникативного взаимодействия  решают типовые   задания   на   новый способ с проговариванием установленного   алгоритма во внешней речи. При   работе   с   заданием организуется  наблюдение за поэтапным получением результата   с   помощью натурального ряда чисел. Ученики   рассуждают   так: отмечаем первое слагаемое, затем   находим   второе слагаемое,   на   натуральном ряду чисел стрелкой делаем   которое столько   шагов, второе обозначает   слагаемое. Получаем значение суммы. Аналогично   остальные суммы. разбирают 5.Динамическа я пауза Мы устали чуточку, отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись! А) Послушайте внимательно следующее задание: 6.Обобщение усвоенного   и включение   его в систему   ранее усвоенных знаний 2 7 Цель: отдых детей, настрой на следующий этап работы. Применяю здоровьесберегающие технологии Цель:  каждый   для   себя должен   сделать   вывод   о том, что он уже умеет. При   проведении   данного этапа   используется  парная   форма работы. Эмоциональная этапа направленность состоит   в   организации   успеха, ситуации способствующей включению   учащихся   в   дальнейшую познавательную деятельность.     способствует логического Задание развитию мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний   и   зависимостей, формированию   поисковых подходов к решению любой задачи в работе парами. Ученики   внимательно Сколько   детей   собирали   пирамидки?   Назовите   их   имена. Сколько девочек и мальчиков   играли? Кого больше? Где чья пирамидка? рассматривают   рисунки, парами обсуждают решение задачи.   Дальше   проводится коллективное   обсуждение рисунка. Чем   отличаются   пирамидки   у   детей?   У   кого   в   пирамидке больше всего разных цветов? Назовите эти цвета. Сколько колец в пирамидке у Даши? А у мальчиков? У кого из детей самая узкая пирамидка? Как изменить пирамидки мальчиков, чтобы они сравнялись по высоте с пирамидкой Даши? Сколько колец добавим Ване? Какого цвета будут следующие три кольца, чтобы закономерность в цвете не изменилась? Как вы   рассуждали?   Какое   выражение   можно   записать?   Найдите Ученики   рассуждают   так: если   Даша   собирала   самую высокую   пирамидку,   а   у Маши была самая узкая, то получается, что у Вани была самая низкая пирамидка, на рисунке она первая. Нужно добавить недостающее   число   колец   каждому мальчику. Ученики   рассуждают:   Ване надо   добавить   3   кольца   – красное,   белое,   красное. Можно записать следующее выражение: 5 + 3. Аналогично   выясняется значение суммы, используя натуральный ряд чисел. количество   колец,   которые Сравните два равенства. Что вы можете о них сказать?  5 + 3 = 8        6 + 2 = 8 Как изменить пирамидки Даши и Вани, чтобы они стали равными по высоте с пирамидкой Миши? нужно   добавить   Мише, обсуждается   цвет   колец, составляется сумма чисел.  Ученики   приходят   к выводу: Ване надо добавить одно   кольцо,   а   у   Даши убрать два. Какие   два   способа   уравнивания   количества   колец   в   разных пирамидах мы с вами нашли? Чем эти способы отличаются друг от друга? Можно   ли   с   числами   выполнять   другие   действия,   кроме сложения?  Можете ли вы их назвать? 6 Задание   направлено   на Б)  Посмотрите   на   рисунок   в   задании   №   243.     Кого   изобразил художник? А кто спрятался  в камышах? Составьте по рисунку разные математические рассказы. Что мы можем узнать? Какой математический знак поможет нам узнать, сколько стало утят?   Как   называется   выражение,   в   котором   между   числами стоит знак сложения? Составьте по этому рассказу сумму чисел. закрепление знаний, умений и   навыков   правильно   и быстро выполнять действия с числами первого десятка, развитие   математической речи, закрепление правила о зависимости   суммы   от перестановки слагаемых. Первый рассказ: На озере в камышах   было  4  утёнка.  К ним пришли ещё 3 утёнка. Ученики   рассуждают:   если утята   объединились,   то можем   узнать,   сколько   их стало. Сумма   чисел   4   +   3 составляется   с   помощью карточек   на   наборном полотне   и   записывается   в тетрадь. Находится значение по натуральному ряду чисел. Второй рассказ: Три утёнка пришли на озеро купаться, а суммы Составьте ещё один рассказ. Что   мы   можем   узнать   из   рассказа?   Составьте   новую   сумму чисел.  Сравните записанные равенства и сделайте вывод. 7.Итог урока  Какую задачу ставили?  Удалось решить поставленную задачу?  Какие получили результаты?  Где можно применить новое знание?  Что на уроке у вас хорошо получалось?  Над чем еще надо поработать? там уже в камышах было 4 их товарища. Ученики   составляют  сумму 3   +   4,   записывают   её   в тетрадь и находят значение по   натуральному   ряду чисел.   в Ученики   рассуждают: равенствах слагаемые поменялись   местами,   но значение   суммы   осталось Здесь неизменным.   от применили   правило: перестановки мест слагаемых   значение   суммы не меняется.       2 Цель: осознание учащимися учебной своей   деятельности,   самооценка результатов   деятельности своей и всего класса. 8.Рефлексия 2 Цель:  каждый   для   себя должен   сделать   вывод   о том, что он уже умеет.              Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого­то тому, что знаешь сам, и получить, в случае   необходимости,   консультацию   или   разъяснение,   ученики   формируют   и   позитивное   отношение   к   предмету,   и навыки   выполнения   различных   заданий.  Качество   знаний   учащихся   повышается,  процесс   обучения   становится   более успешным.            Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать системно­деятельностный подход в обучении младших школьников. Список литературы: 1. Асмолов А. Г. Системно­деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18­22. 2. Аргинская   И.И.,   Кормишина   С.Н.   Методические   рекомендации   к   курсу   «Математика».   1   класс   –   Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 272 с. 3. Аргинская   И.И.   Сборник   заданий   по   математике   для   самостоятельных,   проверочных   и   контрольных   работ   в начальной школе ­ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 272 с. 4. Бородина Е.В., Головачёва Е.Ю., Метельская Л.А. Повторение и контроль знаний. Математика. 1­2 классы. Тесты, кроссворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: «Планета», 2010, 112 с. 5. Виноградова Е. П. Комбинаторные задачи и способы их решения. Учебно­методическое пособие. Оренбург, 2008 г 6. Виноградова Е. П. Текстовые задачи и методы их решения. Орск, 2008 г 7. Истомина   Н.Б.,   Шмырёва   Г.Г.   Обучение   младших   школьников   решению   текстовых   задач:   Сборник   статей   – Смоленск: Изд­во «Ассоциация 21 век», 2005. – 272 с. 8. Дьячкова Г.Т. Математика. 1 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Аргинской – Волгоград: Учитель, 2008. – 367 с. 9. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для  учителя. – М.:ВИТА­ПРЕСС, 2008. 10.Занковские педагогические чтения – 2007 в Ростовской области. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 176 с. 11.Керженцева А.В. Методический комментарий к заданиям учебника «Математика. 1 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 336 с. 12.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с. 13.Сухов В.П. «Системно­деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004 14.Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: «Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 272 с. 15.Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе – М.: Академкнига/Учебник, 2007. – 112 с.

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»

«Сложение с помощью натурального ряда чисел»
Скачать файл