Смысловое чтение на уроках биологии
Оценка 4.6

Смысловое чтение на уроках биологии

Оценка 4.6
Педсоветы
pptx
биология
5 кл—11 кл
19.01.2020
Смысловое чтение на уроках биологии
приемы смыслового чтения, используемые на уроках биологии
Смысловое чтение.pptx

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

МОУ «Анненская СОШ»
Учитель биологии
Молчанова Алла Леонидовна

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового 
содержания текста.
Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии актуальна и требует особого внимания.
Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов, и конечно биологии. Среди заданий ОГЭ есть такие, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Задание 28 для ОГЭ – 2020 по биологии

Проверяет умение работать с текстами биологического содержания: как ученик интерпретирует текст и ис­пользует информацию, чтобы решить учебно-практическую задачу. Необходимо прочитать текст и ответить на вопросы.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Происхождение живых существ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозаро­ждения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах, появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Результаты описанных опытов позволили ученым опровергнуть утверждение о том, что воздух обеспечивает возникновение живого из неживого и является его «активным началом».

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Вопросы

1. Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?
2. Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
3. Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Какие приемы смыслового чтения использовать?

«Отношения между вопросом и ответом».
Осмыслить текст и найти ответы. Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, то он может находиться в одном предложении или нескольких его частях. Надо найти предложение или части текста, чтобы ответить на вопрос.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Какие приемы смыслового чтения использовать?

«Рассечение вопроса».
Ученики выделяют в вопросе ключевые слова: 1) обо­рудование; 2) объект исследования; 3) как появились. Они выделены в тексте задания жирным шрифтом. Читая текст во второй раз, девятиклассники выделяют предметы или явления, которые соответствуют ключевым словам.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

1. Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их от
крытыми.
Восемь банок и марля

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

2. Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.
Споры грибов и бактерий

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

3. Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах, появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
Черви появились потому, что сосуды не были закрыты марлей

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.  

«Дополни определение»
«Сконструируй определение»
«Установление соответствие»
«Задай вопрос»
«Верные и неверные утверждения»
«Восстанови текст»
«Сопоставление / нахождение сходств и различий»

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

«Дополни определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм») Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте(дышит, питается, размножается.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

«Сконструируй определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие (например, сконструировать понятие «обмен веществ»)
Поступление , преобразование, удаление.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

«Установление соответствие»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.
Более простой вариант работы с понятиями и их определениями представлен в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Понятие

Определение понятия

1. Выделение

А. Способность живых организмов реагировать на изменения в окружающей среде

2. Раздражимость

Б. Процесс удаления вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма

3. Размножение

В. Изменение в строении организма или его отдельных частей

4. Развитие

Г. Процесс воспроизведения организмом себе подобных

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

«Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

«Верные и неверные утверждения»

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

1. Рыба может поворачивать голову вправо и влево.(нет)
2. Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.(да)
3. Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.(нет)
4. Грудные и брюшные плавники рыб парные.(да)
5. Рыбы слышат шаги рыболова. (да)

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

«Восстанови текст»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

«Сопоставление / нахождение сходств и различий»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов (растительная клетка, животная клетка)

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии

Информационные ресурсы

1.https://fb.ru/article/248099/smyislovoe-chtenie-metodyi-i-priemyi-na-urokah-v-sredney-shkole 2.https://infourok.ru/statya_formirovanie_umeniy_smyslovogo_chteniya_na_urokah_biologii-neobhodimoe_uslovie_razvitiya-514900.htm
3.https://go.mail.ru/search?fr=ch_ntp&us=22&usln=2&usstr=%D1%84%D0%B8%D0%BF%D0%B8%20%D0%BE%D0%B3%D1%8D%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020