Смысловое чтение
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового
содержания текста.
Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.
Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии актуальна и требует особого внимания.
Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов, и конечно биологии. Среди заданий ОГЭ есть такие, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы.
Происхождение живых существ
В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет.
Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах, появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
.
В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон.
Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Результаты описанных опытов позволили ученым опровергнуть утверждение о том, что воздух обеспечивает возникновение живого из неживого и является его «активным началом».
Какие приемы смыслового чтения использовать?
«Отношения между вопросом и ответом».
Осмыслить текст и найти ответы. Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, то он может находиться в одном предложении или нескольких его частях. Надо найти предложение или части текста, чтобы ответить на вопрос.
Какие приемы смыслового чтения использовать?
«Рассечение вопроса».
Ученики выделяют в вопросе ключевые слова: 1) оборудование; 2) объект исследования; 3) как появились. Они выделены в тексте задания жирным шрифтом. Читая текст во второй раз, девятиклассники выделяют предметы или явления, которые соответствуют ключевым словам.
1. Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?
Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их от
крытыми.
Восемь банок и марля
3. Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?
В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах, появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
Черви появились потому, что сосуды не были закрыты марлей
«Дополни определение»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм») Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте(дышит, питается, размножается.
«Сконструируй определение»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие (например, сконструировать понятие «обмен веществ»)
Поступление , преобразование, удаление.
«Установление соответствие»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.
Более простой вариант работы с понятиями и их определениями представлен в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением
Понятие | Определение понятия |
1. Выделение | А. Способность живых организмов реагировать на изменения в окружающей среде |
2. Раздражимость | Б. Процесс удаления вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма |
3. Размножение | В. Изменение в строении организма или его отдельных частей |
4. Развитие | Г. Процесс воспроизведения организмом себе подобных |
«Восстанови текст»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
Информационные ресурсы
1.https://fb.ru/article/248099/smyislovoe-chtenie-metodyi-i-priemyi-na-urokah-v-sredney-shkole 2.https://infourok.ru/statya_formirovanie_umeniy_smyslovogo_chteniya_na_urokah_biologii-neobhodimoe_uslovie_razvitiya-514900.htm
3.https://go.mail.ru/search?fr=ch_ntp&us=22&usln=2&usstr=%D1%84%D0%B8%D0%BF%D0%B8%20%D0%BE%D0%B3%D1%8D%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.